Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:30, доклад
Нидерланды в XV—XVI веков (их территория охватывала нынешнюю северо-восточную Францию, юго-западную Голландию, Бельгию, Люксембург) были передовой, экономически развитой страной с широчайшими торговыми связями. Нидерландские города были богаты и влиятельны. Развивались наука, культура, искусство. В стране были сотни хоровых капелл, в церквах во внебогослужебное время проходили концерты органной музыки, создавались школы менестрелей, существовали метризы — специальные школы-приюты при кафедральных соборах нидерландских городов, готовившие высококвалифицированных певчих и органистов-профессионалов.
Нидерландская школа — крупнейшая композиторская школа эпохи Возрождения.
Нидерланды в XV—XVI веков (их территория охватывала нынешнюю северо-восточную Францию, юго-западную Голландию, Бельгию, Люксембург) были передовой, экономически развитой страной с широчайшими торговыми связями. Нидерландские города были богаты и влиятельны. Развивались наука, культура, искусство. В стране были сотни хоровых капелл, в церквах во внебогослужебное время проходили концерты органной музыки, создавались школы менестрелей, существовали метризы — специальные школы-приюты при кафедральных соборах нидерландских городов, готовившие высококвалифицированных певчих и органистов-профессионалов.
Нидерландскую композиторскую школу XV—XVI веков часто именуют франко-фламандской (реже — англо-франко-фламандской) потому что она стала наследницей французской полифонической культуры. В то же время в качестве музыкальной основы своих творений нидерландские мастера часто использовали фламандский фольклор.
1.Основное место в творчество нидерландцев занимала церковная музыка: мессы, магнификаты, псалмы.
2. Вместе с тем композиторы нидерландской школы создавали и светские сочинения: многоголосные песни, баллады.
3. Духовные и светские черты свободно сочетались в одном из ведущих жанров той эпохи — мотете.
4. Нидерландские композиторы создали самобытный вокально-хоровой полифонический стиль.
В нидерландской школе обычно различают несколько периодов развития, причем каждый последующий начинается ещё в рамках предыдущего.
1-й период, ранняя нидерландская
школа (ее иногда именуют
2-й период, так называемая «вторая нидерландская школа», 50-е годы 15 века — начало XVI века, представители Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт;
3-й период, 80-е годы XV века — 1521 год, творчество Жоскена Депре;
4-й период, 1520—1560 годы, творчество Николауса Гомберта и Клеменса-не-Папы;
5-й период, середина и конец XVI века, композиторская деятельность Орландо ди Лассо.
К нидерландской школе относят также А.Брюмеля, Л.Компера, А.Агриколу и т.д. — учеников или прямых последователей выдающихся нидерландских мастеров. Деятельность их протекала не только в Нидерландах, но и в Италии, Австрии, Германии, Англии, Испании. Поэтому нидерландская школа оказала огромное влияние на развитие европейской музыки, в первую очередь на развитие полифонических жанров.
Истоки нидерландской школы кроются в образцах раннего многоголосия (XII—XIII века). Для мастеров «первой нидерландской школы» очень важным оказался творческий опыт английского композитора-полифониста Джона Данстейбла. Влияния нидерландской школы распространяются далеко за пределы эпохи Возрождения и могут быть обнаружены даже в творениях И.С.Баха.
1 этап.
Гийом Дюфаи
Франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерландской полифонической школы. Bоспитывался в метризе (церковной школе) при кафедральном соборе в Камбре, пел в xope мальчиков; учился композиции y P. де Локвиля и H. Гренона. Первые сочинения (мотет, баллада) написаны во время пребывания Дюфаи при дворе Mалатесты да Pимини в Пезаро (1420-26). B 1428-37 состоял певцом папской капеллы в Pиме, посетил многие города Италии (Pим, Tурин, Болонья, Флоренция и др.), Франции, Cавойское герцогство. Приняв духовный сан, жил при дворе герцога Cавойского (1437-44). Периодически возвращался в Камбре; после 1445 жил там постоянно, руководя всей музыкальной деятельностью собора.
Дюфаи разработал главный жанр нидерландской полифонии — 4-голосную мессу. Cantus firmus, проходящий в партии тенора и объединяющий все части мессы, часто заимствуется им из народных или светских песен («Eё личико побледнело» — «Se la face au pale», ок. 1450). 1450-60-e гг. — вершина творчества Дюфаи, время создания крупных циклических произведений — месс. Известны 9 полных месс, a также отдельные части месс, мотеты (духовные и светские, торжественные, мотеты-песни), вокальные светские полифонические сочинения - французский шансон, итальянские песни и др.
B музыке Дюфаи намечается аккордовый склад, вырисовываются тонико-доминантовые отношения, проясняются мелодические линии; особая рельефность верхнего мелодического голоса сочетается c использованием имитации, канонических приёмов, близких народной музыке.
Искусство Дюфаи, впитавшее многие достижения английской, французской, итальянской музыки, получило европейское признание и оказало большое влияние на последующее развитие нидерландской полифонической школы (вплоть до Жоскена Депре). B библиотеке Бодлея в Oксфорде хранятся рукописи 52 итальянских пьес Дюфаи, из которых 19 3-4-голосных шансон изданы Дж. Cтайнером в сб. «Дюфаи и его современники» 1899).
2 этап
Йогханнес Окегем
Важнейшим жанром для него оказывается месса, он проявил себя как выдающийся полифонист. Музыка Окегема динамична, мелодическая линия движется в широком диапазоне, имеет широкую амплитуду.
Вместе с тем для Окегема характерны плавность интонации, чистейшая диатоника, старинное ладовое мышление.
В отличие от музыки Дюфаи, она меньше связана с текстом, богата распевами, импровизационна, экспрессивна.
Окегем часто включает в свои произведения имитации и каноны.
Вместе с имитациями в приму и октаву, он использует кварту и квинту, большинство имитаций двухголосные, но встречаются трёхголосные, четырёхголосные и пятиголосные.
Особое внимание композитор уделяет Канону как форме и принципу полифонического движения.
Произведения.
Мессы
Тринадцать месс Окегема сохранились в иллюминированной рукописи XV века,известной под названием «Chigi codex».
Среди месс преобладают четырёхголосные, есть две пятиголосные и одна восьмиголосная.В качестве тем месс Окегем использует народные(«L’homme armé»), свои собственные («Ma maistresse») мелодии или мелодии других авторов (например, Беншуа
Сохранилось 14 месс (в т.ч. многоголосый Реквием), 9 мотетов., более 20 трехголосых полифонических светских песен.
Мотеты и шансон
Мотеты и шансон Окегема непосредственно примыкают к его мессам и отличаются от них главным образом своими масштабами.
Среди мотетов есть пышные, праздничные произведения, а также более строгие духовные хоровые сочинения.
Тексты мотетов Окегема, как правило, посвящены Богородице: «Intemerata Dei Mater» («Чистая Матерь Божия»), «Ave Maria», «Salve Regina» и т. д.
Наиболее известен праздничный благодарственный мотет «Deo gratias» (авторство Окегема ныне оспаривается), написанный для четырёх девятиголосных составов и потому считающийся 36-голосный. В действительности он состоит из четырёх девятиголосных канонов (на четыре разные темы), которые следуют один за другим небольшими наложениями начала следующего на заключение предыдущего.
Песни Окегема гораздо более полифоничны, чем песни Беншуа и даже Дюфаи, В них мало танцевальности, лёгкости, камерной интимности.
Якоб Обрехт
Обрехт был самым известным сочинителем месс в Европе в конце 15-го века. После его смерти его смог превзойти только Жоскен Депре (Josquin des Prez), ведущий представителей франко-фламандской полифонической школы.
То немногое, что известно о происхождении и раннем детстве Обрехта, взято из его мотета 'Mille quingentis'. Якоб был единственным сыном городского трубача Виллема. Мать мальчика умерла в 1460-м, в возрасте 20 лет, а отец в 1488-м, в Генте (Ghent). Скорее всего, Обрехт учился играть на трубе, как и его отец, и обучался полифонии, а также познакомился с тем, как импровизировать с кантус фирмус (cantus firmus), основой полифонической композиции.
Якоба высоко ценили его покровители и коллеги-композиторы. К примеру, Иоанн Тинкторис (Johannes Tinctoris), чья научная карьера расцвела в Неаполе (Naples), внес имя Обрехта в список современных композиторов-мастеров, и это особенно почетно, потому что на момент создания списка Обрехту было всего 25 лет. Также установлено, что примерно в 1476-м одним из участников хора Обрехта был 'князь гуманистов', Эразм (Erasmus).
Будучи ученым мужем, композитором и священником, Якоб сменил ряд должностей. ,Он совершил, по крайней мере, две поездки в Италию (Italy). Первую в 1487-м по приглашению Эрколе д'Эсте I (Ercole d'Este I), герцога Феррары (Ferrara); вторую – в 1504-м. Эрколе услышал музыку Обрехта, которая, как известно, была распространена в Италии между 1484-м и 1487-м, и заявил, что оценил ее превыше музыки всех других современных композиторов. После этого он и пригласил Обрехта в Феррару на полгода в 1487-м. Обрехт вернулся в Феррару в 1504-м, но смерть герцога в начале следующего года оставила композитора без должности капельмейстера. В каком качестве оставался Якоб в Ферраре, доподлинно неизвестно, но факты говорят о том, что здесь он встретил свою смерть, став жертвой чумы, незадолго до 1 августа 1505-го.
На протяжении своей жизни Обрехт, в основном, сочинял музыкальные произведения религиозного характера – мессы и мотеты, а также стал автором нескольких светских песен. Комбинируя современные и архаичные элементы, Якоб вплотную подошел к стилю 'многомерной музыки'. Его стиль стал ярким примером контрапунктической экстравагантности конца 15-го века. Для своих месс Обрехт часто пользовался приемом, когда на основе мелодии в одном из голосов из многоголосья создавалось все музыкальное произведение. В других случаях композитор делил исходный материал на короткие фразы, а иной раз использовал ретроградные версии полных мелодий или мелодических фрагментов.
До нашего времени дошло 28 месс Обрехта, порядка 30 мотетов и совсем немного песен нерелигиозного характера. Свою полифоническую технику композитор сумел развить до пределов возможного. Стараясь приблизиться к идеалу 'ангельского' благозвучия, Обрехт был всегда верен правилам 'строгого стиля', в отличие от того же Депре.
Хотя Обрехт был известен в свое время, кажется, он не оказал особого влияния на последующие поколения. Скорее всего, композитор просто вышел из моды, наряду с другими мастерами полифонии его времени.
3 этап
Жоскен Депре
Жоскен Депре - выдающийся представитель нидерландской школы полифонистов. Место его рождения с точностью не установлено. Одни исследователи считают его фламандцем, хотя во многих документах XVI в. Жоскен назван французом. Не сохранилось достоверных сведений и об учителях композитора. Скорее всего, одним из них был великий И. Окегем. Первое документальное свидетельство о жизни Жоскена, где говорится о нем как о певце Миланского кафедрального собора, относится только к 1459 г.
Выдающийся музыкальный теоретик XVI в. Глареан рассказывает историю, которая, возможно, подтверждает связь Жоскена с двором Людовика XII. Король заказал композитору многоголосную пьесу с условием, чтобы он сам в качестве певца миг участвовать в ее исполнении. У монарха был неважный голос (а вероятно, и слух), поэтому Жоскен написал партию тенора, состоящую из... одной ноты. Истинна эта история или нет, она во всяком случае свидетельствует о большом авторитете Жоскена как среди музыкантов-профессионалов, так и среди высших кругов светского общества.
В 1502 г. Жоскен поступает на службу к герцогу Феррарскому. (Любопытно, что герцог в поисках руководителя своей придворной капеллы некоторое время колебался между Г. Изаком и Жоскеном, но все же сделал выбор в пользу последнего.) Однако уже через год Жоскен вынужден был покинуть выгодное место. Его внезапный отъезд был, возможно, вызван разразившейся в 1503 г. эпидемией чумы. Герцог и его двор, а также две трети городского населения покинули Феррару. Место Жоскена занял Я. Обрехт, который пал жертвой чумы в начале 1505 г.
Последние годы жизни Жоскен провел в северофранцузском городе Конде-сюр-л'Эско, где он служил настоятелем местного собора. Сочинения этого периода указывают на связь Жоскена с нидерландской полифонической школой.
Жоскен был одним из крупнейших композиторов позднего Возрождения. В его творческом наследии основное место отведено духовным жанрам: 32 мессы (самые известные - "Вооруженный человек", "Pange lingua" и "Месса о благословенной Деве"), более 70 мотетов, 72 светские песни и др. менее масштабные формы. Жоскену удавалось органическое сочетание глубины и философичности замыслов с виртуозной техникой музыкальной композиции. Наряду с духовными произведениями он писал также в жанре светской многоголосной песни (в основном на французские тексты - т. н. шансон). В этой части своего творческого наследия композитор ближе подходит к жанровым истокам профессиональной музыки, нередко опирается на народные песню и танец.
Он стал реформатором жанра мотета, вернул ему духовную направленность
Жоскен был признан уже при жизни. Слава его не угасала и в XVI в. Хвалы ему воздавали такие крупнейшие литераторы, как Б. Кастильоне, П. Ронсар и Ф. Рабле. Жоскен был любимым композитором М. Лютера, который писал о нем: "Жоскен заставляет ноты выражать то, что он хочет. Другие же композиторы, наоборот, вынуждены делать то, что им диктуют ноты".
4 этап
Орландо Лассо
Современник Палестрины О. Лассо - один из самых известных и плодовитых композиторов XVI в. Его творчество вызывало всеобщее восхищение во всей Европе. Родился Лассо во франко-фламандской провинции. О его родителях и раннем детстве не известно ничего определенного. Сохранилась только легенда о том, как Лассо, певшего тогда в хоре мальчиков церкви Св. Николая, трижды похищали за его замечательный голос. В возрасте двенадцати лет Лассо был принят на службу в свиту вице-короля Сицилии Фердинандо Гонзаги, и с этих пор жизнь молодого музыканта наполнена путешествиями в самые отдаленные уголки Европы. Сопровождая своего покровителя, Лассо совершает одно путешествие за другим: Париж, Мантуя, Сицилия, Палермо, Милан, Неаполь и, наконец, Рим, где он становится руководителем капеллы собора Св. Иоанна (примечательно, что спустя 2 года этот пост займет Палестрина). Для того чтобы занять эту ответственную должность, музыкант должен был обладать завидным авторитетом Посещение Антверпена ознаменовалось выходом в свет первого сборника сочинений Лассо: это были пятиголосные и шестиголосные мотеты.
Информация о работе Нидерландская школа — крупнейшая композиторская школа эпохи Возрождения