Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:47, биография
Николай Андреевич Римский-Корсаков - родился 18 марта 1844 года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии в старинной дворянской семье. В 1856 году поступает в петербургский Морской корпус и берет уроки у известного пианиста Ф. Канилле, который в 1861 году знакомит своего даровитого ученика с М. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов. Попав в профессиональную музыкальную среду, юный Римский-Корсаков осознает свое истинное признание. Однако по окончании Морского корпуса он получает назначение на клипер "Алмаз" и на три года покидает Россиию.
Возвратившись из морского путешествия,
Римский-Корсаков снова попадает в
общество членов Могучей кучки, в
том числе подружился и с новым
участником кружка — начинающим композитором
и профессиональным химиком Александром
Бородиным. Балакирев познакомил молодого
композитора с кумиром
По настоянию Балакирева
Римский-Корсаков вновь принимается
за Первую симфонию — сочиняет недостающие
трио для скерцо и полностью
Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к подлинным славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.
Музыкальная картина «Садко»
(1867, позже её музыка частично использована
в одноимённой опере) стала этапным
произведением Римского-
Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского.
В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».
[править]
Творчество 1870—1880 годов
Портрет кисти Валентина Серова
И когда Римский-Корсаков
был приглашён профессором в
Санкт-Петербургскую
В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея).
С 70-х гг. расширились границы
музыкальной деятельности Римского-Корсакова:
он был профессором Петербургской
консерватории (с 1871, классы практического
сочинения, инструментовки, оркестровый),
инспектором духовых оркестров
Морского ведомства (1873—84), директором
Бесплатной музыкальной школы (1874—81),
дирижёром симфонических
[править]
Творчество 1890—1900 годов
Могила Римского-Корсакова
и его супруги Надежды
В начале 90-х гг. наблюдался
некоторый спад творческой деятельности
(в этот период изучал философию, писал
статьи, пересмотрел и отредактировал
некоторые из своих прежних сочинений).
Во 2-й половине 90-х гг. творчество
приобрело исключительную интенсивность:
появились оперы «Садко» (1896), «Царская
невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции
1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной
поддержкой требований бастующих студентов,
открыто осудил действия реакционной
администрации Петербургской
[править]
Педагогическая деятельность
Римский-Корсаков был создателем композиторской школы [4], среди его учеников 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе А. С. Аренский, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Казбирюк, Н. В. Лысенко, А. К. Лядов, В. О. Малишевский, Э. Млынарский, Н. Я. Мясковский, А. В. Оссовский, С. С. Прокофьев, Н. А. Соколов, А. А. Спендиаров, И. Ф. Стравинский, О. Респиги, Н. Н. Черепнин, М. О. Штейнберг.[5], [6]
[править]
Семья
Сын Римского-Корсакова музыковед Андрей Николаевич Римский-Корсаков (1878, Санкт-Петербург — 1940, Ленинград) был женат на ученице отца, композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг (1879, Оренбург — 1 марта 1943, Ленинград), погибшей вместе с сыном, Всеволодом Андреевичем Римским-Корсаковым (25 апреля 1915, Санкт-Петербург — 1943, Ленинград) в блокадном Ленинграде.[7]
Младший сын — композитор Георгий Николаевич Римский-Корсаков (1901, Санкт-Петербург — 1965, Ленинград).
Зять — композитор Максимилиан
Осеевич Штейнберг, с 4 июня 1908 года
— муж Надежды Николаевны Римской-Корсаковой.
Их дочь — филолог Надежда
[править]
Список сочинений
[править]
Оперы
Псковитянка
Майская ночь
Снегурочка
Млада
Ночь перед Рождеством
Садко
Моцарт и Сальери
Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке)
Царская невеста
Сказка о царе Салтане
Сервилия
Кащей Бессмертный
Пан воевода
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
Золотой петушок
[править]
Симфонические произведения
Симфония № 1
Увертюра на темы трех русских песен
Антар (Симфония № 2)
Симфония № 3
Шехеразада
Испанское каприччио
Светлый праздник
[править]
Книги
Летопись моей музыкальной жизни
[править]
О творчестве композитора
Музыковед Абрам Акимович Гозенпуд в интервью «Петерубргскому театральному журналу (2002 г.) процитировал письмо Римского-Корсакова, объясняющее его отношение к собственному творчеству:
Пока жив человек, будет жить его культура, а не памятники, которые ему воздвигают. Процитирую по памяти великого Римского-Корсакова, который как-то обратился к редактору «Русской музыкальной газеты» с просьбой: «Не называйте меня великим. Я пишу Вам, не для печати, надеюсь, что мое письмо никогда не будет напечатано. Был только один Глинка. Если Вы назовете меня глинкианцем, я поблагодарю вас — это высший титул. Памятники нужно воздвигать людям, память о которых исчезает с их смертью, — политическим деятелям, царям, полководцам. А какой памятник может быть выше того, который воздвиг Глинка? Он не рукотворный, поэтому прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно — не лишенным таланта, лучше просто — Римский-Корсаков. Те, кто меня не знает, не поверят, что я великий, тем, которые знают, — это, возможно, понравится. Но последние мои оперы не нравятся. Вероятно, меня забудут, а может, уже забыли. Это обидно будет, потому что я много написал». Чудное письмо, сейчас такого никто не напишет.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока. Знак зодиака - Рыбы.
Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Римский-Корсаков завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
Римский-Корсаков Н. А. (статья Н. Ф. Соловьева из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907):
Николай Андреевич Римский-Корсаков
— известный русский
Опера Римскова-Корсакова «Псковитянка», на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году он присоединил к ней пролог, под названием «Боярыня Вера Шелога». Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 год инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.
На сцене Мариинского
театра в 1880 году появилась опера
Римскова-Корсакова «Майская ночь»,
а в 1882 году — «Снегурочка», в
которой лирический талант автора и
истинно-народная его манера в обработке
национальных мелодий (интересно, например,
превращение известной «
Небольшая опера «Моцарт и Сальери», на текст Пушкина, поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году — в Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: «Царская невеста». Не менее обширна и замечательна деятельность Римского-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.
Римский-Корсаков переработал
и переоркестровал оперу «Борис
Годунов» Мусоргского и некоторые
другие сочинения, оставшиеся после
этого композитора; принимал деятельное
участие в окончании оперы
«Князь Игорь» Бородина и в оркестровке
«Каменного гостя» Даргомыжского. Ему
же принадлежит «Практический
Долголетняя педагогическая
деятельность Римскова-Корсакова сказалась
в целом ряде его учеников, приобретших
известность; таковы Бернгардт (в настоящее
время директор Петербургской консерватории),
Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие
преподавателями или
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, НИКОЛАЙ
АНДРЕЕВИЧ (1844-1908), русский композитор.
Родился 6 (18) марта 1844 в Тихвине Новгородской
губернии. Его родители были большими
любителями музыки и с шести лет
обучали своего сына игре на фортепиано;
в восемь лет он уже проявил
композиторские способности. Однако для
него была избрана профессия моряка,
поскольку в семье Римских-