Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:47, биография
Николай Андреевич Римский-Корсаков - родился 18 марта 1844 года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии в старинной дворянской семье. В 1856 году поступает в петербургский Морской корпус и берет уроки у известного пианиста Ф. Канилле, который в 1861 году знакомит своего даровитого ученика с М. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов. Попав в профессиональную музыкальную среду, юный Римский-Корсаков осознает свое истинное признание. Однако по окончании Морского корпуса он получает назначение на клипер "Алмаз" и на три года покидает Россиию.
Николай Андреевич Римский-Корсаков - родился 18 марта 1844 года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии в старинной дворянской семье. В 1856 году поступает в петербургский Морской корпус и берет уроки у известного пианиста Ф. Канилле, который в 1861 году знакомит своего даровитого ученика с М. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов. Попав в профессиональную музыкальную среду, юный Римский-Корсаков осознает свое истинное признание. Однако по окончании Морского корпуса он получает назначение на клипер "Алмаз" и на три года покидает Россиию.
Вернувшись в мае 1865 года
в Петербург, Римский-Корсаков отдается
сочинению музыки. В 1871 году он становится
профессором Петербургской
Великий композитор, дирижер,
музыкальный критик и общественный
деятель, Римский-Корсаков был также
замечательным педагогом и
Литература.
"100 знаменитых оперных либретто". "Урал LTD".
Николай Андреевич Римский-Корсаков
[6(18).3.1844, Тихвин, - 8(21).6.1908, усадьба Любенск,
близ Луги, ныне Ленинградской области],
русский композитор, педагог, дирижёр,
общественный деятель, музыкальный
писатель. Из дворян. Получил образование
в петербургском Морском
Творчество Римского-Корсакова
глубоко самобытно и вместе с
тем развивает классические традиции.
Гармоничность мировосприятия, тонкий
артистизм, совершенное мастерство
и прочная опора на народную основу
роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее
характерные черты творческого
облика Римского-Корсакова выявляются
в произведениях, связанных с
миром сказочности, народной фантастики,
с поэзией русской природы, красочными
картинами народного быта. Здесь
раскрываются его замечательный
живописно-изобразительный дар, свежесть
и особая чистота лирики, искренней,
тёплой и несколько созерцательной.
Стиль Римского-Корсакова ярко национален.
Композитор использует в своих произведениях
подлинные народные темы и органично
претворяет песенные интонации в
собственных мелодиях. Много нового
вносит он в гармонию и инструментовку,
значительно расширяя и обогащая
их колористические возможности. Его
ладо-гармоническая и
Основная область творчества Римского-Корсакова - опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Римского-Корсакова не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление "Океан-море синее" к опере "Садко", антракты "Три чуда" и "Сеча при Керженце" в операх-сказках "Сказка о царе Салтане" и "Сказание о невидимом граде Китеже".
Симфоническое творчество Римского-Корсакова
представлено жанровыми произведениями,
продолжающими традиции Глинки и
связанными с разработкой народных
тем ("Сербская фантазия", "Испанское
каприччио" и др.), а также характерными
для "кучкистов" программными сочинениями
преимущественно живописно-
Творчество Римского-Корсакова
- ярчайшая страница в истории русской
культуры. Его воздействие на русскую
и зарубежную музыку не исчерпывается
созданными композитором произведениями.
Огромную роль сыграла самоотверженная
редакторская работа Римского-Корсакова,
благодаря которой увидели свет
и были исполнены многие шедевры
русского искусства ("Каменный гость"
Даргомыжского, "Князь Игорь" Бородина,
"Борис Годунов" и "Хованщина"
Мусоргского; он также подготовил к
изданию совместно с М. А. Балакиревым
и А. К. Лядовым оперные партитуры
Глинки). Исключительное значение имела
педагогическая деятельность Римского-Корсакова.
Он был главой крупной школы, воспитал
свыше 200 учеников, среди которых - А.
К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов,
А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко.
А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я.
Витол и др. Частичным обобщением
педагогического труда
В городе Тихвине в 1944 году
в доме, где родился композитор,
открыт музей (Дом-музей Римского-Корсакова)
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока. Знак зодиака - Рыбы.
Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Римский-Корсаков завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
Римский-Корсаков Н. А. (статья Н. Ф. Соловьева из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907):
Николай Андреевич Римский-Корсаков
— известный русский
Опера Римскова-Корсакова
«Псковитянка», на текст Мея, поставлена
на сцене Мариинского театра в 1873
году; впоследствии она подверглась
со стороны автора разным исправлениям
и дополнениям, а в 1898 году он присоединил
к ней пролог, под названием
«Боярыня Вера Шелога». Получив в 1871
году место профессора специального
теоретического класса композиции в
Санкт-Петербургской
На сцене Мариинского
театра в 1880 году появилась опера
Римскова-Корсакова «Майская ночь»,
а в 1882 году — «Снегурочка», в
которой лирический талант автора и
истинно-народная его манера в обработке
национальных мелодий (интересно, например,
превращение известной «
Небольшая опера «Моцарт и Сальери», на текст Пушкина, поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году — в Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: «Царская невеста». Не менее обширна и замечательна деятельность Римского-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.
Римский-Корсаков переработал
и переоркестровал оперу «Борис
Годунов» Мусоргского и некоторые
другие сочинения, оставшиеся после
этого композитора; принимал деятельное
участие в окончании оперы
«Князь Игорь» Бородина и в оркестровке
«Каменного гостя» Даргомыжского. Ему
же принадлежит «Практический
Долголетняя педагогическая
деятельность Римскова-Корсакова сказалась
в целом ряде его учеников, приобретших
известность; таковы Бернгардт (в настоящее
время директор Петербургской консерватории),
Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие
преподавателями или
Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине. Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862) — служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем губернатором на Волыни, мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого орловского помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Большого Богородицкого мужского монастыря.
Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле.
В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.
[править]
Знакомство с Балакиревым и плавание на клипере «Алмаз»
В 1861 году Канилле познакомил
Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым.
Юный композитор сразу стал членом
Балакиревского кружка («Могучая кучка»),
оказавшего решающее воздействие на
формирование его личности и эстетических
взглядов композитора. В то время
в кружок, помимо его главы —
Балакирева — и самого Римского-Корсакова
входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский.
Руководивший работой более молодых
коллег Балакирев не только подсказывал
верные композиторские решения для
создаваемых ими сочинений, но и
помогал товарищам с
Под влиянием и руководством
Балакирева было начато первое крупное
сочинение Римского-Корсакова —
Н. А. Римский-Корсаков на карикатуре П. Робера 1903г.
В 1862—1865 годах Римский-Корсаков
был назначен на морскую службу на
клипере «Алмаз», благодаря чему
посетил ряд стран — Англию,
Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию,
США, Бразилию. Впечатления от морской
жизни воплотились через