Николай Андреевич Римский-Корсаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:47, биография

Описание работы

Николай Андреевич Римский-Корсаков - родился 18 марта 1844 года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии в старинной дворянской семье. В 1856 году поступает в петербургский Морской корпус и берет уроки у известного пианиста Ф. Канилле, который в 1861 году знакомит своего даровитого ученика с М. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов. Попав в профессиональную музыкальную среду, юный Римский-Корсаков осознает свое истинное признание. Однако по окончании Морского корпуса он получает назначение на клипер "Алмаз" и на три года покидает Россиию.

Файлы: 1 файл

Николай Андреевич Римский.docx

— 33.87 Кб (Скачать файл)

Николай Андреевич Римский-Корсаков - родился 18 марта 1844 года в небольшом  городке Тихвине Новгородской губернии в старинной дворянской семье. В 1856 году поступает в петербургский  Морской корпус и берет уроки  у известного пианиста Ф. Канилле, который  в 1861 году знакомит своего даровитого ученика с М. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов. Попав  в профессиональную музыкальную  среду, юный Римский-Корсаков осознает свое истинное признание. Однако по окончании  Морского корпуса он получает назначение на клипер "Алмаз" и на три года покидает Россиию.

 

Вернувшись в мае 1865 года в Петербург, Римский-Корсаков отдается сочинению музыки. В 1871 году он становится профессором Петербургской консерватории  по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Годом позже Мариинский театр с успехом ставит его первую оперу "Псковитянка". В 1873 году Римский-Корсаков становится инспектором военно-морских оркестров, а в 1874 году сменяет Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы. 1878 год знаменует начало творческого подъема, а с 1881-го (создание "Снегурочки") он вступает в пору творческой зрелости. В 80-х годах Римский-Корсаков фактически возглавляет "новую русскую школу", которая родилась в 60-х годах в кружке Балакирева, а в 80-х продолжала развиваться в русле нового, "Беляевского кружка". С 1894 года по 1907 год он пишет тринадцать (!) опер.

 

Великий композитор, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, Римский-Корсаков был также  замечательным педагогом и воспитателем. В 1905 году за поддержку требований студенчества он был временно уволен из консерватории. Среди его учеников - выдающиеся российские музыканты Александр  Глазунов, Антон Аренский, Н. Мясковский, Анатолий Лядов, Сергей Прокофьев. Умер Римский-Корсаков 20 июня 1908 года в имении Любенск вблизи города Луги.

Литература.

"100 знаменитых оперных  либретто". "Урал LTD".

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков [6(18).3.1844, Тихвин, - 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный  писатель. Из дворян. Получил образование  в петербургском Морском корпусе, по окончании которого (1862) участвовал в плавании на клипере "Алмаз" (Европа, Северная и Южная Америка). В 1859-1860 годах брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861 году стал членом музыкально-творческого  содружества "Могучая кучка". Под  руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Римского-Корсакова большое творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862-1865; 2-я редакция 1874). В 1860-х годах написал  ряд романсов (около 20), симфонических  произведений, в том числе музыкальную  картину "Садко" (1867, окончательная  редакция 1892), 2-ю симфонию "Антар" (1868, позже названную сюитой, окончательная  редакция 1897); оперу "Псковитянка" (по драме Л. А. Мея, 1872, окончательная  редакция 1894). С 1870-х годов музыкальная  деятельность Римского-Корсакова значительно  расширилась: был профессором Петербургской  консерватории (с 1871 года), инспектором  духовых оркестров военно-морского ведомства (1873-1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874-1881), помощником управляющего Придворной певческой капеллы (1883-1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882 года), выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов. Направление творчества Римского-Корсакова тех лет во многом определялось его глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х годов. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору (особенно древнейшим его пластам). Он составил сборник "100 русских народных песен" (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т. И. Филипповым ("40 песен", изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией народных обрядов отразилось в операх "Майская ночь" (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в "Снегурочке" (по А. Н. Островскому, 1881) - одном из наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Римского-Корсакова, а также в написанных позднее операх "Млада" (1890), "Ночь перед рождеством" (по Гоголю, 1895). В 1880-е годы создано большинство симфонических произведений, в том числе "Сказка" (1880), "Симфониетта на русские темы" (1885), "Испанское каприччио" (1887), сюита "Шехеразада" (1888), увертюра "Светлый праздник" (1888). Во 2-й половине 1890-х годов творчество Римского-Корсакова приобрело исключительную интенсивность и разнообразие. После оперы-былины "Садко" (1896), с её красочным контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических "подводных" сцен, Римский-Корсаков сосредоточивает внимание на внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирической выразительности проявляется в романсах (1897-1898), операх "Моцарт и Сальери" (на текст А. С. Пушкина, 1897), "Боярыня Вера Шелога" (пролог к опере "Псковитянка", 1898) и наиболее полно раскрывается в опере "Царская невеста" (по Мею, 1898) - напряженно-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера "Сказка о царе Салтане" (по Пушкину, 1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 века. Дыхание времени своеобразно проявилось и в величественной, патриотической опере-легенде "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904), поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной социально-политической направленностью отмечены две оперы-сказки: "Кащей бессмертный" (1901), с её идеей освобождения от деспотического гнёта, и "Золотой петушок" (по Пушкину, 1907) - беспощадная сатира на царское самодержавие.

 

Творчество Римского-Корсакова  глубоко самобытно и вместе с  тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого  облика Римского-Корсакова выявляются в произведениях, связанных с  миром сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта. Здесь  раскрываются его замечательный  живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Римского-Корсакова ярко национален. Композитор использует в своих произведениях  подлинные народные темы и органично  претворяет песенные интонации в  собственных мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его  ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая  палитра отличается богатством оттенков, красочностью и блеском.

 

Основная область творчества Римского-Корсакова - опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Римского-Корсакова не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление "Океан-море синее" к опере "Садко", антракты "Три чуда" и "Сеча при Керженце" в операх-сказках "Сказка о царе Салтане" и "Сказание о невидимом граде Китеже".

 

Симфоническое творчество Римского-Корсакова  представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и  связанными с разработкой народных тем ("Сербская фантазия", "Испанское  каприччио" и др.), а также характерными для "кучкистов" программными сочинениями  преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания ("Садко", "Антар"). Большинство симфонических  произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных  образов. Отсюда преобладание таких  музыкальных форм, как увертюра и  сюита.

 

Творчество Римского-Корсакова - ярчайшая страница в истории русской  культуры. Его воздействие на русскую  и зарубежную музыку не исчерпывается  созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная  редакторская работа Римского-Корсакова, благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры  русского искусства ("Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь" Бородина, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского; он также подготовил к  изданию совместно с М. А. Балакиревым  и А. К. Лядовым оперные партитуры  Глинки). Исключительное значение имела  педагогическая деятельность Римского-Корсакова. Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200 учеников, среди которых - А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Частичным обобщением педагогического труда Римского-Корсакова  явились его учебники гармонии и  оркестровки. Автобиографическая книга "Летопись моей музыкальной жизни" (1909), освещающая важнейший период становления  русской музыки, - ценный исторический документ.

 

В городе Тихвине в 1944 году в доме, где родился композитор, открыт музей (Дом-музей Римского-Корсакова).

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный  характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным  с миром сказки, с поэзией русской  природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока. Знак зодиака - Рыбы.

 

Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Римский-Корсаков завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.

 

Римский-Корсаков Н. А. (статья Н. Ф. Соловьева из «Энциклопедического  словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907):

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков — известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование  получил в морском кадетском  корпусе. Среди первых руководителей  Р.-Корсакова на композиторском поприще  наиболее видное место принадлежит  М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее  плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении  из этого путешествия, Римский-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале Думы в одном  из концертов бесплатной музыкальной  школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической  музыки, последовали «Садко» —  симфоническая музыкальная картина, и «Сербская фантазия»; первая обратила на себя общее внимание самобытностью  фантастической музыки, русским пошибом  и в особенности оркестровкой, в которой Римский-Корсаков проявил  большой талант колориста.

 

Опера Римскова-Корсакова  «Псковитянка», на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась  со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году он присоединил  к ней пролог, под названием  «Боярыня Вера Шелога». Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в  Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 год инспектором  музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной  школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее  и церковной музыки.

 

На сцене Мариинского  театра в 1880 году появилась опера  Римскова-Корсакова «Майская ночь», а в 1882 году — «Снегурочка», в  которой лирический талант автора и  истинно-народная его манера в обработке  национальных мелодий (интересно, например, превращение известной «Дубинушки»  в нечто самостоятельное, в танце  Хмеля и Хмелихи) выступили с  большим рельефом. Оперы «Млада» (1892) и «Ночь перед Рождеством» (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу «Садко», в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины  того же имени. Будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской  оперной сцене, опера «Садко»  имела несомненный успех, в 1898 году повторившийся и в Петербурге.

 

Небольшая опера «Моцарт  и Сальери», на текст Пушкина, поставлена Московской частной оперной труппой  в 1898 году в Москве, в 1899 году — в  Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая  опера: «Царская невеста». Не менее  обширна и замечательна деятельность Римского-Корсакова  как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная  увертюра». Кроме того, он написал  струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и  хоров a capella, сборник народных русских  песен и несколько небольших  духовных произведений.

 

Римский-Корсаков переработал  и переоркестровал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и некоторые  другие сочинения, оставшиеся после  этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы  «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке  «Каменного гостя» Даргомыжского. Ему  же принадлежит «Практический учебник  гармонии» (1886). Новые его произведения оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче  и о прекрасной Царевне-лебеди», по Пушкину (1900); «Сервилия», по Мею (1902); «Кощей Бессмертный» (1902) — осенняя  сказочка; «Пан воевода» в 4 действиях; «Сказание о невидимом граде  Китеже и деве Февронии».

 

Долголетняя педагогическая деятельность Римскова-Корсакова сказалась  в целом ряде его учеников, приобретших  известность; таковы Бернгардт (в настоящее  время директор Петербургской консерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие  преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Римскова-Корсакова  особенно выделился  А.К. Глазунов.

 

Римский-Корсаков родился  в небольшом городе Тихвине. Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862) — служил некоторое время  новгородским вице-губернатором, а  затем губернатором на Волыни, мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого орловского помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора  оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор  системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился  на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского  Большого Богородицкого мужского монастыря.

 

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе  прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения  более профессиональных музыкальных  навыков, Римский-Корсаков брал уроки  у пианиста Ф. А. Канилле.

 

В 1856 году отец отвёз юного  Николая в Морской кадетский  корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное  заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени  умер отец композитора (в 1861 году) и  семья Римских-Корсаковых перебралась  в Санкт-Петербург.

[править]

Знакомство с Балакиревым  и плавание на клипере «Алмаз»

 

В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время  в кружок, помимо его главы —  Балакирева — и самого Римского-Корсакова  входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых  коллег Балакирев не только подсказывал  верные композиторские решения для  создаваемых ими сочинений, но и  помогал товарищам с инструментовкой.

 

Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное  сочинение Римского-Корсакова —  Первая симфония ор. 1. По словам самого Н. А. Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы обучения у Канилле,[1] однако серьёзная  работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал  симфонии были мною сочинены и кое-как  оркестрованы».[2]

 

Н. А. Римский-Корсаков на карикатуре П. Робера 1903г.

 

В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской  жизни воплотились через некоторое  время в изумительных морских  пейзажах, которые ему удалось  запечатлеть в своих произведениях  средствами оркестровых красок. Работа на клипере не оставляла много  времени для совершенствования  музыкальных навыков, так что  единственное сочинение, появившееся  в этот период из-под пера композитора  — вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.[3]

Информация о работе Николай Андреевич Римский-Корсаков