Обучение игре на детских музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Большое внимание уделяли обучению игре на детских музыкальных инструментах педагоги Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, которые понимали значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе: «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Метлова, «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной, Бублей С.П. «Детский оркестр», Кононова Н.П. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
Значение музыкальных игрушек и инструментов в жизни
дошкольников. Характеристика видов детских музыкальных
инструментов…………………………………………………………….. 5

Роль воспитателя в творческом развитии детей при
использовании детских музыкальных инструментов……………….. 10
Заключение…………………………………………………………………… 14
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

Музыка печать.docx

— 38.99 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

     Введение…………………………………………………………………….. 3

  1. Значение музыкальных игрушек и инструментов в жизни

дошкольников. Характеристика видов детских музыкальных 

инструментов…………………………………………………………….. 5

 

  1. Роль воспитателя в творческом развитии детей при

использовании детских музыкальных инструментов……………….. 10

Заключение…………………………………………………………………… 14

Список используемой литературы………………………………………... 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

Большое внимание уделяли  обучению игре на детских музыкальных  инструментах педагоги Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, которые понимали значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе: «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Метлова, «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной, Бублей С.П. «Детский оркестр», Кононова Н.П. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». В «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной дана подробнейшая классификация музыкальных инструментов и музыкальных игрушек, которые используются в работе с детьми. Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа - австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К.Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей, разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки.

Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые  древние игрушки появились еще в 1-2 вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм.

История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники. Через всю историю русского народа прошла любовь к незатейливым народным инструментам.В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. В 30-х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний - «играть музыку».

Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образны детских музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевой игре. Ко вторым относят уменьшенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка. Все это подтверждает актуальность избранной нами темы исследования, посвященной изучению обучения дошкольников к игре на музыкальных инструментах.

  1. Значение музыкальных игрушек и инструментов в жизни дошкольников. Характеристика видов детских музыкальных инструментов.

 

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического  воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится  особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.

Существует много разнообразных  возможностей использования таких  музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.

Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д. Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький орке

Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный  тембр,   быть  доступными  детям   по   своему   размеру  и   весу, простыми по конструкции, достаточно прочными; инструменты, требующие   настройки,   ремонта,— приведены   в  порядок   до   начала занятий. В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музыкальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользоваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения и приемами игры на них. Названия «музыкальные игрушки», и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать, в оркестре как равноправные инструменты. Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.

Виды инструментов

В зависимости от способа  звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие  звук только одной высоты, с  помощью которого можно воспроизводить  различные ритмы,— свирели, дудки,  рожки. 

3. Игрушки с фиксированной  мелодией: органчики, музыкальные  шкатулки, музыкальные ящики; во  время игры на них действия  детей носят только механический  характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты  с диатоническим и хроматическим рядом

Существует определенная  классификация всех музыкальных  инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно   воспользоваться   и   применительно   к   детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку .инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые  — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент  игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего  и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь  такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко  и негромко. Надо помнить, что в  этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.  В некоторых играх игрушка может служить оформлением: например, ребята надевают колокольчики, играя в «лошадки»; стучат по бубну, «аккомпанируя» танцу; звенят в треугольник, давая сигнал «отправления поезда», и т. д.  В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.

Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой». Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками.  Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Для развития тембрового слуха  очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных  групп — струнной, духовой или  ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру  звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны  и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок.  Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игра типа «горячо-холодно»).

При   комплектовании   оркестра   или   ансамбля   следует   придерживаться известной  пропорции: желательно, чтобы были представ лены   все   группы   инструментов — струнные,   духовые,   ударные ударно-клавишные, клавишно-язычковые.  Однако по их количественному соотношению следует добиваться,  чтобы инструментов с нежным, тихим звучанием (цитры, металлофоны) было больше, так как они точнее по своему строю и удобнее для игры. Что касается ударной и духовой групп,  а также аккордеонов и триол, лучше, если  их будет меньше.   Они звучат  сочно,   насыщенно,  довольно громко и могут заглушать цитры, металлофоны. К тому же играть на аккордеонах и триолах сложнее.

Целесообразным можно  считать оркестр примерно в таком  составе: цитр —6—8; металлофонов — 5—7; аккордеонов _ 1—2-триол — 2—3; кастаньет  — 2—3; треугольников — 2—3; барабанов, бубнов, тарелок — по одному инструменту.

Детей в оркестре рассаживают  так, чтобы справа от руководителя находились низко звучащие инструменты, а слева  — высокие; ударные размещаются сзади, произвольно. Так выглядит оркестр максимальный по количеству инструментов, смешанный по составу (т. е. включающий все группы инструментов). Однако не всегда используются все группы (например, исключается ударная). Можно организовать оркестр, состоящий только из однородных инструментов, например из одних металлофонов. Такие оркестровые составы могут звучать как в сопровождении фортепиано, так и без сопровождения.

 

  1. Роль воспитателя в творческом развитии детей при использовании детских музыкальных инструментов.

 

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный  руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

Последнему виду музыкальной  деятельности в детском саду можно  уделять больше внимания. Постоянно  увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных  инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащать музыкальные уголки в группах. Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.

Информация о работе Обучение игре на детских музыкальных инструментах