Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, реферат
В истории русской музыки одно из важнейших мест по праву принадлежит Модесту Петровичу Мусоргскому- композитору, чье творчество отличается яркой самобытностью. Могучий талант Мусоргского созрел под воздействием передовых общественных и философских течений эпохи 60-х годов ХIХ века.
1. Введение. Общественно – политическая жизнь России в середине ХIХ в, и ее влияние на формирование эстетических воззрений М.П.Мусоргского.
2. Творчество М.П.Мусоргского в целом. Историческая тема в творчестве.
3. Оперное творчество:
А) сюжеты, драматургия опер, (тяга к историческому прошлому России.)
Б) реформаторская деятельность и приверженность традициям в оперном творчестве.
В) Оперы «Борис Годунов» и « Хованщина» как яркие образцы воплощения эстетических принципов композитора.
4. Значение и заслуга М.П.Мусоргского как драматурга – историка.
1. Введение. Общественно
– политическая жизнь России в середине
ХIХ в, и ее влияние на формирование эстетических
воззрений
2. Творчество М.П.Мусоргского в целом. Историческая тема в творчестве.
3. Оперное творчество:
А) сюжеты, драматургия опер, (тяга к историческому прошлому России.)
Б) реформаторская деятельность и приверженность традициям в оперном творчестве.
В) Оперы «Борис Годунов» и « Хованщина» как яркие образцы воплощения эстетических принципов композитора.
4. Значение и заслуга
М.П.Мусоргского как драматурга – историка.
В переломные эпохи особенно возрастает интерес к истории. В 60-70-е годы 19 века проблемы русской истории были стержневыми для русской жизни и мысли. Никогда ещё ранее не проявлялся в России такой интерес к прошлому страны, не создавалось столько научных трудов и художественных произведений на исторические темы. Именно в этот период появились первые картины Васнецова и Сурикова, баллады А. Н. Толстого, исторические драмы Островского. Вот почему получила такое большое развитие и историческая тема в музыкальном искусстве.
Как и многие другие передовые русские художники 19 века, Мусоргский искал в истории ответ на жгучие, наболевшие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача», - так сам он определил отношение к историческим сюжетам.
Период музыкального творчества Мусорского продолжался 20 с небольшим лет. Он начался с 1858г, со времени знакомства с Даргомыжским, Балакиревым и Кюи, и прекратился в конце 1880г, за несколько месяцев до смерти.
Путь Мусорского как композитора удивителен. Всё его творчество можно условно разделить на 2 периода: до «Бориса Годунова» и после. Они соотносятся как время поисков и время таких находок, каждая из которых представляет свою уникальную ценность. Первый период (1858-68гг) можно охарактеризовать как время напряжённой учёбы и разносторонних творческих исканий. Композиторское мастерство приобреталось непосредственно на практике сочинения. Общение с композиторами «Балакиревского» кружка формировало мировоззрение Мусорского. С первых шагов появилось у композитора влечение к показу в музыке острых драматических столкновений, к созданию монументальных произведений, в которых действовала бы охваченная могучим порывом народная масса. В начале Мусоргский не обращался для воплощения подобных тем к образам русской действительности, а увлекался колоритными образами античности, библии, древнего Востока, черпая сюжеты и тексты из произведений мировой литературы. Так впервые Мусоргский попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сил ной властной личности в операх «Царь Эдип» и «Саламбо», но эти оперы остались незавершенными. Важную роль для творчества Мусоргского сыграла и опера «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя. Обращение к сюжету этой оперы говорит о возросшем интересе композитора к литературе критического реализма. В «Женитьбе» Мусоргский использовал почти неизменный текст пьесы Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения «человеческой речи во всех её тончайших изгибах».2. Но и эта опера остаётся также незаконченной.
2.- стр. 246 «Творч. Портреты композиторов.»
Отказ от романтической оперы «Саламбо» по роману Флобера после нескольких лет труда, отрицание новаторской «Женитьбы» рождённой ослепительной вспышкой гения композитора, говорят о мучительных поисках тех сюжетов и средств музыкального языка, которые бы соответствовали эстетическим принципам Мусорского.
Благодаря неустанным поискам, оттачивавшим композиторское мастерство Мусорского, постепенно оформлялись образные пристрастия композитора и музыкальный язык зрелого периода творчества.
Характерной особенностью Мусорского была горячая любовь к человеку. Эта любовь к людям вдохновляла композитора на создание образов большой душевной красоты. Лживости и испорченности верхов он противопоставлял цельность натуры, свойственную выходцам из народа, их чистоту и непосредственность.
По богатству и разнообразию воссозданных человеческих характеров творчество Мусорского не знает себе равных в истории музыкального искусства. Обращение к крестьянской тематике и сочувствие идеям крестьянской революции сближают Мусорского с Некрасовым, а по глубине психологического анализа его творчество можно сопоставить с творчеством Достоевского или Толстого.
Мусоргский был прямым продолжателем Даргомыжского, но достиг еще большей глубины в передаче сложных психологических переживаний своих героев. С другой стороны, стремление к большим историческим обобщениям, к созданию произведений о жизни целого народа, государства в моменты решающих исторических переломов роднит Мусоргского с Глинкой.
Народные музыкальные драмы
Оперы « Борис Годунов» и «Хованщина» явились вершинными творениями Мусоргского. В них отразилось гениальное мастерство композитора как драматурга-историка. В народных музыкальных драмах Мусоргский воскресил картины напряженной общественной борьбы в драматические эпохи отечественной истории. Главную силу истории композитор видел в народных массах. « Я разумею народ, как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере »- так писал Мусоргский.3 Он был твердо убежден в праве народа самому решать свою судьбу.
3.-стр.189 «Очерки по истории русск. муз.»
А так как в событиях русской истории он пытался найти ответы на те вопросы, которая ставила перед композитором современная ему действительность, то и обращение к историческому прошлому России было закономерным результатом творческих поисков Мусорского.
В народных исторических драмах он получил возможность показать не только образы отдельных людей, но и жизнь целого общества. Мусорского привлекали исторические сюжеты, которые перекликались с современностью своим драматическим характером, резким обострением социальной борьбы. Крестьянская война и польская интервенция в «Борисе Годунове», брожение во всех слоях русского общества накануне реформ Петра 1 в «Хованщине», народное движение под предводительством Емельяна Пугачева в неосуществлённой третьей муз. Драме «Пугачёвщина» - всё это давало повод к аналогиям с окружающей действительностью, позволяло ставить наболевшие вопросы, волновавшие современников Мусорского,
В операх Мусорского показаны не только тяжкие страдания угнетённого народа, но и его свободолюбивый дух и неукротимая сила. В операх действуют и сталкиваются между собой люди различных сословий, разного общественного положения. Здесь скрещивается множество жизненных путей, характеризующих разнообразную и сложную жизнь целой страны. В такой широте охвата действительности сказывается влияние драматургических принципов «Бориса Годунова» Пушкина, ощутимое не только в одноименной опере Мусорского, но и в «Хованщине». Подобно Пушкину композитор стремится воскресить дух минувшей эпохи во всей его истинности. Он воссоздаёт живые человеческие характеры, сложные и подчас противоречивые.
Мысль написать оперу по пушкинской трагедии подал Мусорскому выдающийся литературовед своего времени профессор В. В. Никольский. Мусорского привлекало всё: и яркий драматизм повествования, и сложный противоречивый внутренний мир центрального действующего лица – царя Бориса, и главное – возможность широко показать народ, его роль в общем историческом процессе.
Сюжет «Бориса Годунова» повествует об одном из драматических периодов истории России (1598 – 1605 гг.). Это была переломная эпоха, послужившая началом широких народных движений. Такие проблемы трагедии Пушкина, как власть и ответственность царя, взаимоотношения царя и народа, являлись самыми животрепещущими вопросами того времени. В основе «Бориса Годунова» лежит мысль о непримиримости противоречий между народом и самодержавием. Даже умный просвещённый монарх, пытающийся содействовать процветанию страны (а именно таким рисуют Бориса поэт и композитор), не в силах помочь народу завоевать его любовь.