Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, реферат
В истории русской музыки одно из важнейших мест по праву принадлежит Модесту Петровичу Мусоргскому- композитору, чье творчество отличается яркой самобытностью. Могучий талант Мусоргского созрел под воздействием передовых общественных и философских течений эпохи 60-х годов ХIХ века.
1. Введение. Общественно – политическая жизнь России в середине ХIХ в, и ее влияние на формирование эстетических воззрений М.П.Мусоргского.
2. Творчество М.П.Мусоргского в целом. Историческая тема в творчестве.
3. Оперное творчество:
А) сюжеты, драматургия опер, (тяга к историческому прошлому России.)
Б) реформаторская деятельность и приверженность традициям в оперном творчестве.
В) Оперы «Борис Годунов» и « Хованщина» как яркие образцы воплощения эстетических принципов композитора.
4. Значение и заслуга М.П.Мусоргского как драматурга – историка.
По сюжету трагедии и оперы царь виновен в убийстве законного наследника престола - царевича Дмитрия. Пушкин и Мусоргский используют это обстоятельство для того, чтобы выразить в образной форме мысль о незаконности царской власти вообще. Путь к престолу лежит через кровь и преступление. Опираясь на замысел Пушкина, Мусоргский подчеркнул и развил некоторые стороны трагедии, приобретавшие особенно важное значение в условиях 60-х – 70-х годов 19 века. Идея о решающей исторической роли народа была особенно близка Мусорскому. В своей опере он выразил её, в сравнении с Пушкиным, в ещё более прямой и открытой форме. Мусорский широко показывает постепенный рост народного гнева, выливающийся в картину народного восстания, завершающую оперу. Народные сцены в опере занимают более значительное место, чем в трагедии. Они отличаются еще большей развитостью, законченностью, драматизмом и прямо противопоставляются сценам Бориса. Это еще раз доказывает, что Мусоргский видел народ как силу, способную вершить историю. Конфликт между народом и царем выделен в опере крупным планом, он является основным стержнем драматического действия. Мусоргский сократил количество действующих лиц и сцен, сосредоточив все внимание на основном конфликте оперы.
Драматургия оперы глубоко
Уже во вступлении показал контраст образов: основная тема – народная по своему складу – звучит как выражение тяжкого, беспросветного народного горя, а сопровождающий ее мотив, в процессе развития подвергнутый переосмыслению, приобретает жесткое звучание, олицетворяя идею грубого насилия. Интонации этой темы будут играть в дальнейшем развитии важную роль.
Завязка действия происходит в прологе: избрание Бориса на царство происходит не по воле народа. Трагизм положения композитор раскрывает разнообразными средствами. В ряде бытовых эпизодов, характеризующих равнодушие толпы к происходящему избранию царя, Мусоргский применяет излюбленный им метод показа трагического содержания через внешне политическую форму. В речитативах, исполняемых хоровыми группами и отдельными голосами из хора, передано и недоумение собравшихся, и споры женщин. Этот новаторский прием – хоровой речитатив - введенный впервые Мусоргским, придал образу толпы особую жизненность, правдивость, и в то же время внес комедийный оттенок.
Народ получает характеристику
в опере не только в массовых
хоровых сценах, но и в сольных
номерах отдельных персонажей. На
протяжении всего действия
Ярко и неповторимо обрисован
в опере образ царя Бориса.
Мусоргский добился гибкости
и многогранности в обрисовке
его характера.
Кульминацией всей оперы является сцена под Кромами. В первоначальной редакции эта сцена отсутствовала, но, позже сочинённая Мусоргским, сцена стала динамическим итогом всей оперы, в котором показан стихийный порыв народных масс. В сцене под Кромами Мусоргский с неслыханной для своего времени дерзостью впервые в истории оперы показал разгар крестьянского восстания и воспел вырвавшуюся наружу исполинскую народную силу.
Однако финал оперы необычен. Не успела толпа излить ярость на Борисовых воевод, как поверила самозванцу и авантюристу. Скорбная пророческая песенка Юродивого, которую Б. Асафьев назвал «плачем о русской земле», 4 сулит народу новые страдания и беды.
4- стр. 89 Б. Асафьев «Русская музыка».
Действие «Бориса Годунова» разомкнуто. Развязка в собственном смысле слова отсутствует: основной конфликт драмы остался неразрешён. Но прерванная нить как бы подхватывается в «Хованщине», хотя сюжет новой оперы и относится к другой эпохе. Действие «Хованщины» начинается после восстания. Неумолимый ход истории сметает не только тех, кто в корыстных целях оказывал сопротивление новшествам. Вместе с ними гибнут и народные бунтари. Сломлена стрелецкая воля. Замкнулся круг для раскольников они не находят другого пути, как добровольный уход из жизни.
Сюжет «Хованщины был предложен В. В. Стасовым «Борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй - богатая почва для драмы и оперы, и Мусоргский разделил моё мнение». 5 Композитор с головой уходит
5- стр. 111. В. Стасов «Статьи о музыке» Вып. 3
В чтение исторических исследований, документов, мемуаров, касающихся бурных событий второй половины 17 века, для того, для того, чтобы передать правду характеров героев, дух времени. Правда в подробностях он позволяет себе частичное отступление от истории, но это лишь затем, чтобы драматургически заострить сюжет, чтобы отчётливее выступила сложная конфликтность эпохи. С этой целью он даже «спрессовывает» время - сближает события, на самом деле разделённые годами (как, например казнь Хованского и опалу Голицына).
Мусоргский уже достиг высокой зрелости как композитор, как человек и мыслитель. Никогда у него ещё не было такой тяги к философскому осмыслению действительности, к познанию законов исторического развития и смысла человеческой жизни.
И эпоха «Хованщины», и современность отмечены коренной ломкой общественных отношений. Народ не знал тогда, и не знает сейчас, что ждёт его впереди. Для Мусорского не т так важна борьба старого и нового сама по себе. Это лишь общая предпосылка действия. Главный рубеж для него и в прошлом и в настоящем проходит между действиями власть имущих и нуждами, чаяниями народа, которому царские реформы не приносят ничего кроме усиления страданий. Пётр 1 вывел Россию в число могучих европейских государств, но сделал это ценой неслыханного усиления гнёта. Неудивительно, что в его время усилились всевозможные восстания.
Мусоргский хорошо знал современного русского крестьянина. С ним он близко соприкоснулся ещё в детстве в имении своих родителей. Это знакомство позволило ему лучше понять психологию народа действующего в «Хованщине». Чутьё большёго художника подсказывало Мусоргскому, что причины неудач восстаний лежат в значительной мере в образе мыслей самого народа, воспитанного в темноте и рабстве. Мусоргский бесконечно любил русский народ, любовался его одаренностью, умом, великой, хотя и скованной силой. Но он видел также и легковерие масс, привыкших уповать на царскую справедливость.
Вновь , как и в «Борисе Годунове», встаёт в «Хованщине» тема обманутого народа. Здесь также Мусоргский с исключительной правдивостью показал жизнь и настроения подневольного народа, подчеркнув противоположный характер интересов правящих кругов и широких народных масс. Народ в опере стоит в центре действия, но в отличие от «Бориса Годунова» он представлен не как единое целое. Композитор выделяет отдельные социальные группы: это стрельцы, раскольники, «пришлые люди». Каждая группа имеет свою индивидуальную характеристику. Наиболее полно в опере обрисован портрет стрельцов и раскольников. Коллективный портрет стрельцов во главе с их заводилой – балагуром Кузькой _ отличается яркой жизненностью. Музыка передаёт силу, размах, бесшабашность, но, и доверчивость петровского войска. При всей своей удали стрельцы оказываются беззащитными как перед неумолимым ходом истории, так и перед предательством Хованского. Образ стрельцов претерпевает на протяжении оперы значительное изменение. Вначале стрельцы полны сознания своей силы, они держат в страхе всё московское население (1 д.). В третьем действии их буйный разгул достигает своей вершины. Но это одновременно и переломный момент драмы. Развитие завершает сцена стрелецкой казни (4 д.): сила стрельцов сломлена, воля их покорена. Мусоргский строит муз. Сцену по принципу непосредственного сопоставления двух противоположных образов и е не прибегает к связующим, смягчающим контраст, переходам. ( В момент, когда на сцену выходят петровцы, военный марш окончательно вытесняет музыку стрельцов. Стрелецкая тема в опере больше не появляется, всё заключение сцены идёт на музыке петровцев).
Раскольников Мусоргский стремился сделать выразителями моральной стойкости и силы, свойственных русскому народу. Смерть на костре они предпочитают отказу от своих убеждений. В музыке характеризующей раскольников, композитор обращается к старинным раскольничьим молитвам и песнопениям.
Большёе значение для драматургии оперы имеют образы отдельных представителей раскольничьей массы - Досифея и Марфы. Досифей – человек волевой, он гневно обличает правителей, клеймит падение нравов, но вместе с тем он наделён душевностью и мягкостью. Главное в нём не религиозный фанатизм, а мудрая человечность, отзывчивость к болям людским, печаль о судьбах народных.
Женский образ Марфы-раскольницы лишь косвенно связан с политическими событиями эпохи. Однако этому образу уготовано совсем особое и едвали не главное место в опере. Ещё с большим основанием, чем Досифей, её можно назвать носительницей этической идеи. Глубина чувства и верность чувству – вот что противопоставлял композитор в её лице растленному миру Хованских и галициных. Марфой движет всепоглощающее овеянное трагическим пламенем чувство любви. И на костёр она взойдёт не только из-за своих религиозных убеждений, сколько ради воссоединения в смерти с вероломным возлюбленным.
В
обрисовке образов Ивана
Параллельно
с трагической «Хованщиной» Мусоргский
работал с 1875г над комической оперой «Сорочинская
ярмарка» по одноименной повести Н. В.
Гоголя. Сочный народный юмор, задушевная
лирика, образы южной природы, особенно
в оркестровом вступлении» Жаркий день
в Малороссии», - всё это ярко воплощено
в музыке. Основой её послужили украинские
народные темы, старательно собранные
Мусоргским. В опере он создал яркие народные
типы (Парасю, Грицка, Черевика и др.), впечатляющие
массовые сцены, изображающие оживлённую
многолюдную ярмарку. Опера «Сорочинская
ярмарка» осталась незавершённой. Свою
решимость оставить оперу незавершённой
Мусоргский высказывал в одном из писем,
прокомментированным В. Стасовым:
6 – стр. 184
В. Стасов «Статьи о музыке»
Вып. 5.
Однако очень важным явилось то, что светлое начало оперы «Сорочинская ярмарка» органически вошло в образный мир «Хованщины. Примером тому служит оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке», которое своим жизнеутверждающим и светлым характером резко противостоит всему последующему в «Хованщине».Вступление заключает в себе глубокий смысл, выражая в обобщённой форме одну из основных идей оперы: рассвет встаёт не только над Москвой , но и над всей Россией. Здесь выражена вера композитора в счастливое будущее Родины, хотя и очень далёкое.
Таким образом в своём зрелом оперном творчестве(и прежде всего в операх «Борис Годунов» и «Хованщина») Мусоргский показал себя талантливым драматургом. Ему удалось передать трагические периоды в жизни народа так, как это не делал к тому времени ещё не один из русских композиторов. Глубокое проникновение в суть исторических событий, осмысление их с позиции современности – вот что стало залогом жизненности и правдивости монументальных полотен композитора.
Значение Мусоргского было велико для развития русской исторической оперы. Влияние «Бориса Годунова» сказалось на уже сочинявшейся параллельно с ним «Псковетянке» Римского-Корсакого. В народно-массовых сценах различных опер, созданных композиторами 2-й половины 19 века, чувствуется воздействие хорового письма Мусорского.
Мусоргский явился великим оперным реформатором (по выражению Б. Асафьева), который внёс в русскую музыку новые интонационные элементы. Достоинства его музыки определяются жизненностью его звукообразов, а отсюда сочностью, свежестью мелодии, меткостью характеристик, удивительной проникновенной душевностью, яркими и неожиданными гармониями и тембрами. Но именно вся эта новизна, поэтичность, сила и правда выражения , сила и правда выражения больше всего отталкивали от Мусорского толпы людей, У него оказывалось повсюду много врагов, И «Борису Годунову и Хованщине» ставились огромные препятствия в выходе на сцену. Однако, не смотря на это сила таланта Мусоргского, как оперного композитора-драматурга восхищала передовую часть населения и последующие поколения.
Трагедийность
– важнейшая черта творчества
Мусоргского, навеянного думами о самых
сложных и тревожных проблемах эпохи,
связанного с постоянным сопереживанием
состраданием людскому горю. Такое искусство
требовало от художника полной самоотдачи,
огромного напряжения душевных сил.
«Прошло время писания на досуге, - говорил
Мусоргский, всего себя подай людям. «
И Мусоргский гордился своей высокой миссией:
«Крест на себя положил я и с поднятой
головой, бодро и весело пойду против всяких
к светлой, праведной цели, к настоящему
искусству, любящему человек, живущему
его отрадой, его горем и страдой».7