Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:55, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования:
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
3. организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки и проверка ее эффективности.
Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………..8
1.1 Духовность педагогики в православном понимании…………………….8
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….19
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….24
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.…………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………30
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….30
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.………….....35
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки……………………………………………………………….......44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.………………………………………………………...50
Заключение…………………………………………………………….............52
Литература………………………………….………
Существенны два момента: наличность духовной жизни в ребенке, с одной стороны, а с другой стороны, светлый и благостный смысл этого прикосновения детской души к духовному миру. Из выше сказанного ясно, что моральный процесс в ребенке в раннем детстве представлен лишь как прелюдия к будущему моральному созреванию. Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию. Не нужно, конечно реальность Церкви ограничивать храмовой, богослужебной жизнью ее - реальность Церкви шире храма и богослужений. Как Тело Христово, как мистический организм, Церковь не только вмещает в себя молитвенные излучения, идущие от верующих, но простирается и на всю полноту индивидуальной и социальной жизни.
Нельзя прийти к духовному росту через развитие психических сил - интеллекта, или воли, или чувств, хотя духовная жизнь и опосредствуется этим развитием душевной периферии. "Сердце человека, конечно, связано с этой периферией; оно может быть в плену ее стать на пути извращений, благодаря эмпирической жизни, но с тех пор, как начинается развитие эмпирической личности, духовное начало уже неотрывно связано с ним".
Последние два века в
истории российской педагогики знаменательны
тем, что создавалась государственна
Теперь немного рассмотрим
как к духовному возрождению
общества, христианскому миропониманию
относился Николай
Согласно его философским воззрениям, христианское миропонимание не только обязывает нас, но и не позволяет нам думать, что реальны только отдельные души людей, что только они составляют творение Божье. Общество и природа тоже ведь реальности и сотворены Богом. Духовная жизнь личностей отображается на жизни общества. И общество есть некий духовный организм, который питается жизнью личностей и питает их. Церковь есть духовное общество.
Официальные люди Церкви, пишет Н.А.Бердяев, профессионалы религии, говорят нам, что дело личного спасения есть единое на потребу, что творчество для этой цели не нужно и даже вредно. Зачем знание, зачем наука и искусство и др. Ничто не нужно для дела личного спасения души. Но человек призван быть творцом, соучастником в Божьем деле миро творения и мироустроения, а не только спасения. Людям даны Богом разные дары, и никто не имеет право зарывать их в землю, все должны творчески использовать эти дары, указывающие на объективное призвание человека. Об этом с большой силой говорит апостол Павел (Первое послание к Коринфянам, гл.12,28) и апостол Петр (Первое послание, гл.4,10). Таков замысел Божий о человеке, что природа человека творящая.
Но ведь не всякое творчество хорошо. Творить ведь можно не только во имя Божие. И если не будет христианского творчества, то антихристианское будет захватывать все большие и большие районы. Христианское сознание не может допустить, чтобы общество покоилось на свойствах, оно признает порочными и греховными. Мы должны более верить, что Христос действует в своем духовном человеческом роде, не оставляет его, хотя бы действие это было для нас незримо. Христиане стоят перед задачей воцерковления всей жизни. Церковь есть жизнь, жизнь есть движение, творчество. Раньше Церковь была бездвижной и лишенной творческой жизни. Церковь не может оставаться уголком жизни, уголком души. В безбожной цивилизации будет погибать образ человека и свобода духа, будет иссякать творчество, начинается уже варваризация. Церковь еще не раз должна будет спасти духовную культуру, духовную свободу человека.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является главной научной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве. Эта проблема остается нерешенной и в наше время.
Современная отечественная педагогика развивается в трех основных направлениях.
Первое направление
имеет целью модернизацию педагогических
технологий, ориентированных на формирование
у школьников знаний, умений, навыков.
Сохраняется сложившаяся в
Второе направление
характеризуется введением
Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания. Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно нравственным представлениям о человеке.
1.2 Понятие
и сущность духовно-
Радикальные изменения,
происходящие в жизни нашего общества,
в том числе в сфере
Дошкольный возраст
– важнейший период становления
личности, когда закладываются предпосылк
Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни, т.е. основ духовности личности.
Таким образом, разработка
понятия духовно-нравственного
В определении воспитания четко обозначено, что это есть деятельность по созданию условий для развития духовности. Следует добавить, что физические и психические особенности человека, полученные им от рождения, являются объективной данностью и тоже могут рассматриваться как условия, в которых происходит развитие и становление личности. Для понимания самого процесса духовного развития необходимо найти источник развития, и осознать, что определяет направление развития. Здесь необходимо уточниться в определении понятия «душа». Одно из главных его значений в христианской антропологии - личность человека во взаимоотношениях с Богом, истинное его «Я», его «квинтэссенция», которую никто, кроме Бога, уничтожить не может.
С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).
Уяснению понятия «духовность»
способствует выделение диады «духовность-
Сочетание духовного становления ребенка и развития всех его сил с познанием мира и человека позволяет рассматривать традиционное образование как феномен духовной культуры России. Образовательный процесс в традиционной российской педагогике был направлен на сохранение и развитие одаренности детей. Одной школе с такой задачей справиться было невозможно. При этом содержание школьного образования определялось задачей научно обоснованного познания мира и формирования способов выражения своего внутреннего мира. Духовно-нравственное воспитание предлагается рассматривать как создание условий для духовно-нравственного становления человека. Вся история духовного развития человека, - пишет проф. В.И. Несмелов, - в сущности, сводится только к истории его поисков решения загадки о себе.
Необходимость совершенствования деятельности педагогов ДОУ по развитию духовности воспитанников продиктована возрастанием роли духовного фактора в регулировании поведения людей, сложностью адаптации личности, в условиях быстро меняющейся жизни. Разумно организованная учебно-воспитательная деятельность раскрывает перед дошкольниками огромную роль духовных ценностей является условием их дальнейшего верного выбора жизненных планов и нахождения цели и смысла жизни. Поэтому организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.
Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен «одухотворять» вещи, которые входят в его жизнь, должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживает, ему будет чужда подлинно человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия, в нем утвердится то, что можно назвать моральной толстокожестью, равнодушием, невозмутимостью, а в сущности это и есть нравственное невежество.
Итак, чтобы ребенок очеловечивал мир вещей, учился через вещи по-человечески относиться к людям, побольше надо побуждать его к активной деятельности. Без напряжения духовных сил, свойственных детской активности, маленький гражданин (ребенок должен быть в определенном смысле гражданином — понимать и чувствовать смысл человеческого, общественного, коллективного) никогда не поймет, что такое нельзя, недопустимо, невозможно.
Многие исследователи связывают понятие «духовность» с такими понятиями как становление, воспитание, реже развитие, которые направлены на развитие духовной культуры личности.