Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:55, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования:
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
3. организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки и проверка ее эффективности.
Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………..8
1.1 Духовность педагогики в православном понимании…………………….8
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….19
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….24
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.…………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………30
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….30
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.………….....35
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки……………………………………………………………….......44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.………………………………………………………...50
Заключение…………………………………………………………….............52
Литература………………………………….………
1. Обобщенное представление о
нравственном качестве
2. Нравственные качества «честный
- лживый» дети дифференцировали,
опираясь на совокупность
3. Представление о нравственном
качестве - «смелый» практически
у всех детей сформировано
обобщенное. Лишь у Кости П.
оно закреплено конкретно за
ним самим («Я сам, я
Обработка данных о сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом следующих уровней:
высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;
средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;
низкий уровень: не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.
Обработанные данные с учетом обозначенных уровней представлены в виде диаграммы построенной на основе результатов исследования (см. приложение 2)
Проанализировав ответы детей можно отметить, что:
1) к высокому уровню относятся – 3 ребенка (Аня Б., Саша Ж., Сергей М.), что составляет 30 %;
2) к среднему уровню относятся – 6 детей (Костя П., Наташа З., Денис Ю., Лена К., Женя Г., Ира Г.), что составляет 60%;
3) к низкому уровню относятся – 1 ребенок (Маша С.), что составляет 10%.
Исследование представлений о нравственных ценностях осуществлялось в серии заданий (Кошелева А.Д.). Для начала детям читали сказку «Заюшкина избушка» (Приложение 3), затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.
Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Какая в сказке была избушка у зайца? У лисы?
2.Как перехитрила лиса зайца?
3.Кто помогал зайчику? Как?
4.Как бы ты поступил, если бы кто – то нуждался в твоей помощи?
Результаты проведенной беседы представлены в приложении 4.
По итогам проведенной беседы можно отметить, что дети понимают смысл сказки. На вопрос «из чего были сделаны избушки», отвечают точно и без затруднений.
Следует отметить, что 8 детей соотносят такие качества как «коварство» и «хитрость» с тем персонажем, которому они присущи – лисе («лиса была хитрой и обманула зайца», «заяц поверил лисе, а она его перехитрила»). Отвечая на этот вопрос, Лена К. молчала и пожимала плечами. Женя Г. сказал, что «лиса хитрая, перехитрила зайца», то есть ребенок не может объяснить значение слова «перехитрила».
Необходимо отметить, что 5 детей называют всех героев, которые «помогали зайчику». Аня Б., Костя П., Наташа З., Денис Ю. сказали, что «помогал только петушок, ссылаясь на то, что медведь и собачки испугались лису, а петушок её выгнал». Лишь одна девочка, Лена К. сказала – «петушок помог», не аргументируя свой ответ.
Следует отметить, что на вопрос «как бы ты поступил, если бы кто-то нуждался в твоей помощи?», все дети ответили положительно, они бы помогли. Сергей М. уточнил, что «если у него будет такая коса, то он поможет», то есть он закрепляет определенное действие за конкретным образом, в данном случае за петушком с косой.
Таким образом, следует отметить, что дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.
На основе анализа делаем вывод:
·правильно понимают смысл сказки – 10 детей (100%);
·правильно определяют, «как перехитрила лиса зайца» - 8 детей (80%);
·правильно определяют, «кто помог зайчику и как» - 5 детей (50%);
·помогли бы, попавшим в беду – 10 детей (100%)
В ходе проведенных исследований было выявлено, что у детей нравственные качества сформированы и находятся на среднем уровне. Данные методики позволяют говорить о необходимости побуждать эмоциональность – свойство, которое развивает способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую красоту мира, что выступает основой нравственного воспитания.
2.2 Организация работы по духовно-
Процесс нравственного воспитания средствами духовной музыки будет эффективен, если, при организации работы по духовно-нравственному воспитанию использовать произведения духовной музыки.
Яркий эмоциональный отклик вызывает звучание на занятиях живой музыки. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры дошкольников. Импровизация, игра, интонирование, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.
Тематическое занятие "Частушка — составная часть русской музыки"
Цели занятия:
- Показать значение русской песни, как источника духовного возрождения России.
- Через национальный песенный материал, обрядовую музыку открыть красоту окружающего нас мира.
Задачи:
- Разучить частушку “Топится баня”.
- Способствовать развитию музыкальных способностей и дарований, умения определять жанр произведения.
- Развить вокальные навыки, навыки игры на народных инструментах.
- Способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству.
Оборудование: баян, балалайка, ложки, рубель, погремушка, видеомагнитофон.
Музыкальный материал: кассеты с видео-фрагментами передачи “Играй гармонь”, выступлениями частушечников; записи Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого.
План занятия.
I. Вводная часть.
1. Русская музыка – часть русской культуры.
II. Главная часть занятия.
Распевка, ритмические упражнения.
Повторение песни “Субботея”.
Рассказ о частушке – жанре русской музыке.
Разучивание частушек “Топится баня”.
Игра “Угадай частушку”.
III. Заключение.
Ход занятия
Ты откуда, русская, появилась, музыка?
Может за околицей, может в поле чистом?
Или в родниковых струях серебристых?
С песнею соловушки ранним утром мглистым?
Русская народная музыка. Этот жанр был и остается не заменимой частью русской культуры. Доступный самым широким кругам общества, он волнует всех и всегда. Каждый найдет в поистине безграничном мире народной музыки то, что скажет ему, чему отзовется в его душе. Нет такого человека, который не знал бы десяток народных песен. Русская песня отражает мельчайшие социальные изменения и события частной жизни.
Русская музыка задорна и лирична, и чрезвычайно многообразна по своему ритму, музыкальному строю, образности, жанру.
По моему вступлению
вы уже, наверное, поняли, что сегодняшнее
занятие, как и предыдущее, будет
посвящено русской музыке, и начнем
мы его с русской песни “Субботея”
Ритмические упражнения с ложками.
Обращаю внимание на посадку (спина прямая, плечи расправлены, пальцы левой руки вместе, не напрягаем пальцы правой руки).
Дети исполняют под мелодию 1 куплета песни “Посею лебеду” - четвертные длительности,
А теперь
Хочу, чтоб музыка звенела!
А ну, беритесь все за дело!
Поют гармони озорные,
А с ними ложки расписные!
Исполняется русская народная песня “Субботея”
По окончании делаю замечания (характер, четкость ритмических рисунков).
В начале занятия я не зря говорила о народной музыке, о ее многожанровости. Сегодня мы с вами поговорим о частушке, как о жанре народной музыки.
Частушка возникла очень давно. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли “частыми”.
Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.
Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши.
В разных областях России частушки и называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, матани, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки и т.д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.
Страдания – как правило, двухстрочные частушки о любви – поются медленно, протяжно. Послушайте такую частушку в записи хорового коллектива.
Звучит муз. фрагмент.
Плясовые, сатирически–юмористические – поются в быстром темпе.
Звучит музыкальный фрагмент.
Некоторые частушки имеют припевы и в четыре строки.
Звучит музыкальный фрагмент.
Содержание частушек
разнообразно. По меткости и краткости
частушки сродни пословице и поговорке.
Их характерная черта –
Звучит музыкальный фрагмент.
Есть частушки, названные по зачину – “Семеновна”.
Звучит музыкальный фрагмент.
Было время, когда частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Время развенчало эти ошибочные взгляды. В наше время острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Уже создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре.
Давайте сейчас вспомним частушки и пропоём их. Дети поют частушки, я комментирую частушки (страдания, нескладёха, и т.д.)
О частушке можно говорить много, но лучше ее петь. Это мы будем делать в дальнейшем, а наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы были сегодня и исполнителями, и слушателями. Я желаю вам новых интересных встреч с музыкой.
Закончить наше занятие мне хотелось бы словами:
“Она как человек живет,
И ей в народе нет забвенья.
Её все любят и передают
Из поколенья в поколенье.
Услышишь раз - покоя нет,
Всю жизнь с такою будешь вместе.
Тебе от роду 20 лет,
А песне 100, а может 200!”
Конспект занятия по музыки в подготовительной группе на тему "Образ матери"
Цель: развитие способностей к эмоционально целостному восприятию и пониманию музыкальных произведений.
Задачи:
- увлечь детей музыкой, развивать интерес и любовь к музыке; воспитывать художественный вкус, духовную сферу, эстетическое чувство детей;
- развивать музыкально-образное мышление; восприятие музыки, размышлять о ней;
- развивать творческие эмоциональные способности детей, исполнительские умения;
- воспитывать потребность общения с музыкальными произведениями; музыкальное самообразование.
Оборудование: картина Рафаэля «Мадонна», изображения Девы Марии, дидактические карточки на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
«Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и лучах…»
– Это стихотворение А. С. Пушкина. О ком говорит поэт? Как вы думаете, о какой картине идёт речь? А как звучала музыка? Мешала ли она?