Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.



Задачи исследования:
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
3. организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки и проверка ее эффективности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………..8
1.1 Духовность педагогики в православном понимании…………………….8
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….19
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….24
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.…………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………30
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….30
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.………….....35
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки……………………………………………………………….......44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.………………………………………………………...50
Заключение…………………………………………………………….............52
Литература………………………………….………

Файлы: 1 файл

Морозова КУРСОВАЯ ПО МУЗЫКИ.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

1. Обобщенное представление о  нравственном качестве сформировано  у большинства детей. Такие  качества как «добрый - злой»  почти все объясняли правильно,  то есть «тот, кто со всеми  дружит; всем делится; ничего плохого  не делает» или «ругается и  делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». У троих детей Кости П., Наташи З., Маши С. конкретные люди выступают в роле носителя определенного качества («Тимофей всегда злой»; «Дедушка и бабушка злые, когда пиво пьют»). В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.

2. Нравственные качества «честный - лживый» дети дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных  ситуаций из собственного опыта  («кто выполняет обещания; кто  никогда не врет; кто не обманывает» или «кто всем врет; всегда обманывает»). Только Маша С. и Костя П. закрепляют эти качества за конкретными людьми («Стас… не принес машинку», «Тимофей обманывает детей»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному качеству.

3. Представление о нравственном  качестве - «смелый» практически  у всех детей сформировано  обобщенное. Лишь у Кости П.  оно закреплено конкретно за  ним самим («Я сам, я тренируюсь, пойду на бокс»).

Обработка данных о сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом следующих уровней:

высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;

средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

низкий уровень: не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.

Обработанные данные с учетом обозначенных уровней представлены в виде диаграммы построенной на основе результатов исследования (см. приложение 2)

 

 

Проанализировав ответы детей можно  отметить, что:

1) к высокому уровню относятся – 3 ребенка (Аня Б., Саша Ж., Сергей М.), что составляет 30 %;

2) к среднему уровню относятся  – 6 детей (Костя П., Наташа З., Денис Ю., Лена К., Женя Г., Ира  Г.), что составляет 60%;

3) к низкому уровню относятся  – 1 ребенок (Маша С.), что составляет 10%.

Исследование представлений о  нравственных ценностях осуществлялось в серии заданий (Кошелева А.Д.). Для  начала детям читали сказку «Заюшкина  избушка» (Приложение 3), затем индивидуально  с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.

Детям предлагалось ответить на следующие  вопросы:

1. Какая в сказке была избушка  у зайца? У лисы?

2.Как перехитрила лиса зайца?

3.Кто помогал зайчику? Как?

4.Как бы ты поступил, если бы кто – то нуждался в твоей помощи?

Результаты проведенной беседы представлены в приложении 4.

По итогам проведенной  беседы можно отметить, что дети понимают смысл сказки. На вопрос «из  чего были сделаны избушки», отвечают точно и без затруднений.

Следует отметить, что 8 детей соотносят  такие качества как «коварство»  и «хитрость» с тем персонажем, которому они присущи – лисе («лиса  была хитрой и обманула зайца», «заяц  поверил лисе, а она его перехитрила»). Отвечая на этот вопрос, Лена К. молчала и пожимала плечами. Женя Г. сказал, что «лиса хитрая, перехитрила зайца», то есть ребенок не может объяснить значение слова «перехитрила».

Необходимо отметить, что 5 детей  называют всех героев, которые «помогали  зайчику». Аня Б., Костя П., Наташа З., Денис Ю. сказали, что «помогал только петушок, ссылаясь на то, что медведь и собачки испугались лису, а петушок её выгнал». Лишь одна девочка, Лена К. сказала – «петушок помог», не аргументируя свой ответ.

Следует отметить, что на вопрос «как бы ты поступил, если бы кто-то нуждался в твоей помощи?», все дети ответили положительно, они бы помогли. Сергей М. уточнил, что «если у него будет такая коса, то он поможет», то есть он закрепляет определенное действие за конкретным образом, в данном случае за петушком с косой.

Таким образом, следует отметить, что  дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка  и положительно реагируют на просьбу  помочь.

На основе анализа делаем вывод:

·правильно понимают смысл сказки – 10 детей (100%);

·правильно определяют, «как перехитрила  лиса зайца» - 8 детей (80%);

·правильно определяют, «кто помог  зайчику и как» - 5 детей (50%);

·помогли бы, попавшим в беду – 10 детей (100%)

В ходе проведенных исследований было выявлено, что у детей нравственные качества сформированы и находятся на среднем уровне. Данные методики позволяют говорить о необходимости побуждать эмоциональность – свойство, которое  развивает способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую красоту мира, что выступает основой нравственного воспитания.

 

 

2.2 Организация работы по духовно-  нравственному воспитанию дошкольников  с использованием духовной музыки.

Процесс нравственного  воспитания средствами духовной музыки будет эффективен, если, при организации работы по духовно-нравственному воспитанию использовать произведения духовной музыки.  

Яркий эмоциональный отклик вызывает звучание на занятиях живой музыки. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры дошкольников. Импровизация, игра, интонирование, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.

Тематическое  занятие "Частушка — составная  часть русской музыки"

Цели занятия:

- Показать значение  русской песни, как источника  духовного возрождения России.

 - Через национальный песенный материал, обрядовую музыку открыть красоту окружающего нас мира.

Задачи:

 - Разучить частушку “Топится баня”.

 - Способствовать развитию музыкальных способностей и дарований, умения определять жанр произведения.

 - Развить вокальные навыки, навыки игры на народных инструментах.

- Способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству.

Оборудование: баян, балалайка, ложки, рубель, погремушка, видеомагнитофон.

Музыкальный материал: кассеты  с видео-фрагментами передачи “Играй гармонь”, выступлениями частушечников; записи Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого.

План занятия.

I. Вводная часть.

1. Русская музыка –  часть русской культуры.

II. Главная часть занятия.

Распевка, ритмические  упражнения.

Повторение песни “Субботея”.

Рассказ о частушке –  жанре русской музыке.

Разучивание частушек “Топится баня”.

Игра “Угадай частушку”.

III. Заключение.

Ход занятия

Ты откуда, русская, появилась, музыка?

Может за околицей, может  в поле чистом?

Или в родниковых струях серебристых?

С песнею соловушки ранним утром мглистым?

Русская народная музыка. Этот жанр был и остается не заменимой  частью русской культуры. Доступный  самым широким кругам общества, он волнует всех и всегда. Каждый найдет в поистине безграничном мире народной музыки то, что скажет ему, чему отзовется  в его душе. Нет такого человека, который не знал бы десяток народных песен. Русская песня отражает мельчайшие социальные изменения и события частной жизни.

Русская музыка задорна  и лирична, и чрезвычайно многообразна по своему ритму, музыкальному строю, образности, жанру.

По моему вступлению вы уже, наверное, поняли, что сегодняшнее  занятие, как и предыдущее, будет  посвящено русской музыке, и начнем мы его с русской песни “Субботея”. Это уже выученное, отработанное произведение. Мы его повторим. Но сначала  давайте распоемся и разыграемся, разогреем свой голосовой аппарат и пальцы рук. Сели все правильно (выпрямили спины, руки свободно лежат на коленях).

Ритмические упражнения с ложками.

Обращаю внимание на посадку (спина прямая, плечи расправлены, пальцы левой руки вместе, не напрягаем пальцы правой руки).

Дети исполняют под  мелодию 1 куплета песни “Посею лебеду” - четвертные длительности,

А теперь

Хочу, чтоб музыка звенела!

А ну, беритесь все за дело!

Поют гармони озорные,

А с ними ложки расписные!

Исполняется русская народная песня “Субботея”

По окончании делаю  замечания (характер, четкость ритмических  рисунков).

В начале занятия я  не зря говорила о народной музыке, о ее многожанровости. Сегодня мы с вами поговорим о частушке, как  о жанре народной музыки.

Частушка возникла очень давно. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли “частыми”.

Частушка быстро завоевала  огромную популярность и получила повсеместное распространение.

Существует множество  частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши.

В разных областях России частушки и называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, матани, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки и т.д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.

Страдания – как правило, двухстрочные частушки о любви – поются медленно, протяжно. Послушайте такую частушку в записи хорового коллектива.

Звучит муз. фрагмент.

Плясовые, сатирически–юмористические – поются в быстром темпе.

Звучит музыкальный  фрагмент.

Некоторые частушки имеют  припевы и в четыре строки.

Звучит музыкальный  фрагмент.

Содержание частушек разнообразно. По меткости и краткости  частушки сродни пословице и поговорке. Их характерная черта – преобладание бодрого, легкого, юмористического  и даже озорного тона. Частушки исполняют  с сопровождением и без него. Особый тип исполнения проявляется в метких названиях “частушки под язык”.

Звучит музыкальный  фрагмент.

Есть частушки, названные  по зачину – “Семеновна”.

Звучит музыкальный  фрагмент.

Было время, когда частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Время развенчало эти ошибочные взгляды. В наше время острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Уже создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре.

Давайте сейчас вспомним частушки и пропоём их. Дети поют частушки, я комментирую частушки (страдания, нескладёха, и т.д.)

О частушке можно говорить много, но лучше ее петь. Это мы будем  делать в дальнейшем, а наше сегодняшнее  занятие подошло к концу. Мне  понравилось, как вы сегодня работали. Вы были сегодня и исполнителями, и слушателями. Я желаю вам новых интересных встреч с музыкой.

Закончить наше занятие  мне хотелось бы словами:

“Она как человек живет,

И ей в народе нет забвенья.

Её все любят и  передают

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз - покоя  нет,

Всю жизнь с такою  будешь вместе.

Тебе от роду 20 лет,

А песне 100, а может 200!”

Конспект  занятия по музыки в подготовительной группе  на тему "Образ матери"

Цель: развитие способностей к эмоционально целостному восприятию и пониманию музыкальных произведений.

Задачи:

- увлечь детей музыкой,  развивать интерес и любовь  к музыке; воспитывать художественный  вкус, духовную сферу, эстетическое  чувство детей;

 - развивать музыкально-образное мышление; восприятие музыки, размышлять о ней;

 - развивать творческие эмоциональные способности детей, исполнительские умения;

 - воспитывать потребность общения с музыкальными произведениями; музыкальное самообразование.

Оборудование: картина  Рафаэля «Мадонна», изображения Девы Марии, дидактические карточки на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент 

 «Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с  холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель – 

Она с величием, он с  разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе  и лучах…»

– Это стихотворение А. С. Пушкина. О ком говорит поэт? Как вы думаете, о какой картине идёт речь? А как звучала музыка? Мешала ли она?

Информация о работе Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки