Педагогический процесс в любительском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:46, реферат

Описание работы

Обращение к деятельности самодеятельного хорового коллектива вызвано тем, что интерес к хоровой педагогике в последний ряд лет порядком возрос. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы, которая складывается из учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот имя возможен в контексте художественной самодеятельности) высота хорового коллектива и работы психологического характера, направленной для воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

Реферат - Педагогический процесс в любительском коллективе (на примере самодеятельного хора).doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Цель  общения   руководителя  с любителями — создание  творческой атмосферы в хоровом коллективе. Опыт    показывает, что это чрезвычайно сложная  проблема,  решающаяся положительно только благодаря квалифицированной педагогической деятельности руководителя хора.

Одним из необходимых  условий создания нужной атмосферы  в коллективе является общение, основанное на личных эмоциональных привязанностях и взаимном расположении любителей друг к другу и к руководителю. Эта гармония в общении обусловливает их единство в решении творческих задач коллектива.

Руководитель хора обязан развивать в коллективе уважительные отношения между участниками хора, потребность к совместному общению, главной целью которого является хоровое пение. Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система психологических контактов, способных сплотить участников хора в единый певческий коллектив. Во всей этой работе значение руководителя хора трудно переоценить.

Создание спаянного  дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю. Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем.

Необходимость работы над  качеством певческого звука, его  культурой требует от хорового руководителя знаний теоретических основ вокальной работы в хоре. Хормейстеру приходится выступать со своим коллективом на концертах, выполняя при этом функции дирижера. Отсюда вытекает требование, чтобы он владел ясным и точным дирижерским жестом.

В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству. Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя хора требует от него    не только знаний, умений и навыков в области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески активным учителем. Для этого необходимы большие знания в области литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ психологии. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой воли. Работа с хором требует от руководителя большой работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства юмора. Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются, профессиональными качествами руководителя хорового коллектива.

Помимо профессиональной подготовленности, необходимой для выполнения указанных выше задач, руководитель хора должен иметь большой интерес к своему делу. Положительные результаты достигаются только тогда, когда руководитель отдается работе полно и целенаправленно, не падая духом перед отдельными неудачами, которые неизбежны во всяком деле.

Чрезвычайно важным условием успеха работы является наличие у руководителя авторитета, признаваемого участниками хора, а также организациями и отдельными лицами, с которыми хор связан в своей повседневной работе. Авторитет не приходит сам собой, он заслуживается знаниями, хорошей работой и активным участием в общественной жизни хорового коллектива во всех ее направлениях. Ему надлежит быть требовательным к себе и никогда не успокаиваться на достигнутых результатах. Он должен видеть и ощущать отдаленную перспективу развития хора, не довольствуясь ближней.

Совершенно необходимым является для руководителя уменье замечать свои ошибки и промахи, ибо без этого невозможно движение вперед. Хормейстер должен быть для участников своего коллектива интересным, внутренне содержательным человеком.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ФУНКЦИЯ РЕПЕРТУАРА В САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

 

Репертуар хорового самодеятельного  коллектива, как и вообще любого художественного коллектива, это его творческое лицо. По репертуару можно судить об исполнительском уровне, творческой направленности коллектива, его позиции и т. д.

Педагогическая функция  репертуара состоит в том, чтобы  способствовать постепенному развитию вокально-хоровой техники и воспитывать  на этой основе исполнительское мастерство хора.4 Художественная деятельность вызывает в человеке сложные комплексы переживаний, смысл которых открывается в ходе аналитической и систематической работы всего сознания, напряжения всех духовных сил. Отсюда особую важность приобретают принципы непрерывности, систематичности, последовательности, постепенного усложнения художественной деятельности человека.

Исходя из этого, сознательный и  естественный творческий рост хорового коллектива и его участников возможен только благодаря их работе над произведениями с постепенно усложняющейся музыкальной фактурой. Этот основополагающий метод подбора репертуара у высококвалифицированных руководителей самодеятельного хора опирается на педагогический принцип «от простого к сложному», «от общего к частному» и «от частного к общему». Соблюдение этого принципа заключается в умении хормейстера определить степень сложности произведения, возможность его освоения хором и целесообразность включения в репертуар. Репертуар, составленный с учетом этих условий, обеспечит эффективное действие педагогического принципа «от простого к сложному», которому руководитель в своем управлении коллективом должен следовать неукоснительно. Следовательно, ставя перед коллективом те или иные педагогические задачи, руководитель отбирает произведения определенной музыкальной фактуры.

Правильный подбор репертуара и эффективность его педагогического  воздействия на самодеятельных певцов зависят, прежде всего, от уровня специальной подготовки руководителя и его эрудиции в области хоровой литературы. Специальные знания и навыки музыкального анализа ему необходимы для того, чтобы определить степень сложности произведения, уровень его будущего педагогического воздействия на участников хора, возможность исполнения и т. д. При определении степени сложности произведения руководитель обращает особое внимание на интонационную его сферу (сложные мелодические обороты, тональные отклонения, модуляции). Нередко определяющим критерием отбора произведения являются его тесситурные особенности, дивизи хоровых партий, роль в партитуре той или иной группы хора и т. д. Иногда решающим условием включения произведения в репертуар является его масштабность, жанр. Следовательно, владение навыками музыкального анализа хоровых произведений имеет принципиальное значение как важный педагогический механизм определения постепенности и последовательности в развитии творческих способностей любителей. Более того, эта способность руководителя, и прежде всего умение правильно определить сложность произведения, выступает основным качеством дирижера, обусловливающим его управление по принципу «от простого к сложному». Определив доступность для исполнения коллективом хоровой партитуры по степени сложности, руководитель устанавливает: развитию каких вокально-хоровых навыков любителей будет способствовать воплощение данного произведения в хоре. Процесс отбора музыкального материала в педагогическом аспекте не должен быть изолирован от других требований к произведениям искусства, и прежде всего к их художественным достоинствам. Изучая образно-художественное содержание хорового произведения, дирижер обращает свое внимание на яркость его мелодической линии, богатство гармонического языка, эмоциональный строй и другие средства художественной выразительности. Принимая во внимание, что репертуар — это творческое лицо коллектива, перспектива его деятельности и развития, руководитель также учитывает тематику произведений как важное условие предстоящих концертных выступлений хора.

Учитывая вышесказанное, подбор репертуара для клубного хорового коллектива в педагогическом аспекте должен осуществляться с учетом двух обстоятельств:

1. Степени сложности произведений   и   их   образно-художественного содержания.

2. Исполнительского уровня коллектива.

Нарушение хотя бы одного из этих условий неизбежно приводит к ошибкам в подборе репертуара. Особенно нежелательной, вносящей аритмию  в педагогический процесс клубного хора надо считать работу над слишком  сложными произведениями, не отвечающими  уровню творческих возможностей участников. Эти ошибки характерны для репертуарных планов начинающих клубных коллективов и объясняются стремлением их руководителей к «ускоренному» методу совершенствования вокально-хоровой технологии любителей не за счет планомерной и целенаправленной педагогической работы, а за счет усложненных хоровых произведений. Многие из этих руководителей коллективов, особенно городских, слепо копируют методы и формы репетиционной работы профессиональных хоров. Стремясь быть похожими на профессионалов, они останавливают свой выбор на произведениях, не соответствующих исполнительским возможностям любителей. В ходе разучивания этих сочинений к певцам предъявляются слишком высокие художественные требования, которые они в силу недостаточной специальной подготовки выполнить не могут. Профессиональный отпечаток работы руководителей, не знающих специфики любительского хора, накладывается на содержание и методику работы в клубном хоре, что хорошо чувствуют сами участники хора.

Форсирование исполнительской формы за счет сложного репертуара обычно отрицательно сказывается на работе хора. Процесс разучивания завышенной программы растягивается на длительный срок, из-за чего произведения не получают выхода на эстраду. Участники хора не видят результатов своей работы, теряют к ним интерес и часто по этой причине прекращают занятия в коллективе.

Руководитель хора, и  прежде всего начинающего, не должен включать в репертуар произведения, хотя и интересные в художественном плане, но сложные по своему музыкальному языку для участников. Работа над такими сочинениями ставит сложные и даже порой неразрешимые творческие проблемы. Однако работа над простым репертуаром, как правило, не приносит пользы участникам коллектива. Простой или примитивный репертуар не несет в себе новых элементов развития вокально-хоровых навыков любителей, воспитания их музыкального слуха и обогащения художественных представлений.

Поэтому неправильным в  методическом плане следует считать  составление репертуара только из произведений, доступных для исполнения, так как их музыкальная основа не будет стимулировать творческий рост хористов. Включение в репертуар посильных произведений — необходимое условие, ибо на их материале закрепляются уже ранее достигнутые вокально-хоровые навыки. Дальнейший же творческий рост любителей возможен лишь благодаря их работе над произведениями, несколько превышающими их исполнительский уровень. Освоение сочинений повышенного уровня трудности способствует концентрации внимания участников на всех элементах исполнения, выработке самоконтроля, соблюдения меры в интонировании, динамике и т. д.

Многие из этих произведений, яркие в музыкальном отношении, помогают раскрыть эмоциональные возможности  певцов. Воплощение произведений, сложных  в ритмическом плане, развивает  ощущение ритма, вкуса к метрической точности в исполнении, что является одним из ведущих качеств исполнителя. Это тем более важно, что многим любителям хорового пения свойственны недостатки ритмического характера. Поэтому освоение коллективом произведений повышенной степени трудности стимулирует рост вокально-хоровой техники участников, повышает их исполнительское мастерство и творческие возможности.

Одной из главных педагогических функций репертуара следует считать  развитие на его основе слуховых навыков  участников самодеятельного хора. Слуховые навыки любителей при всем большом значении других важных компонентов хорового исполнительства (ансамбль, дикция, вокально-хоровая техника и т. д.) основа основ работы хорового коллектива.

Наряду с формированием  необходимых для хорового исполнительства определенных качеств музыкального слуха репертуар выполняет еще одну важную педагогическую задачу — развитие вокально-хоровой культуры участников самодеятельного коллектива. С этой целью руководитель останавливает свой выбор на произведениях в зависимости от того, над воспитанием каких исполнительских навыков необходимо работать коллективу на данном этапе его творческого роста.

Иногда из педагогических соображений полезно разучивание  на занятиях хора популярных эстрадных  и туристских песен. Этим нередко удовлетворяется потребность любителей в пении таких песен (как один из мотивов участия любителей), а также снимается усталость певцов, которая может появиться при разучивании более сложных произведений.

Такова структура педагогической функции репертуара самодеятельного хора.

Характерной особенностью репертуара самодеятельности является его воспитательная функция. Под воспитательной функцией репертуара подразумевается его нравственное и эстетическое воздействие на чувственную и рациональную сферу человека. Нравственное и эстетическое начало заложено в разных жанрах музыки: в опере, симфонии, сонате, концерте, танце и т. п. Но в хоровых произведениях нравственно-эстетическая их сущность выступает особенно активно. Произведения хоровой музыки синтетичны по своей природе, так как их основу составляют музыка и слово. Нравственные идеалы в хоровых произведениях заложены в тексте, эстетические — в музыке. В высокохудожественных хоровых произведениях понятия нравственного и эстетического смыкаются, образуя единый образно-художественный строй, воздействующий на эмоциональную сферу человека. Следовательно, воспитательная функция репертуара самодеятельного хора предполагает нравственно-эстетическое воспитание любителей, а через них и их слушателей.

Воспитательная функция  репертуара хора складывается из двух компонентов:

  1. Тематической направленности текстов произведений.
  2. Музыкальной ткани произведений.5

Представляется, что произведения, несущие в себе воспитательную функцию, должны сочетать высокое образно-художественное содержание текстов и глубокое эстетическое мироощущение музыкального языка.

Одним из важных каналов  нравственно-эстетического воспитания участников хоровой самодеятельности и их слушателей через образно-эмоциональную форму воздействия является лирико-патриотическая хоровая песня. Через нее идет очень важный процесс эстетического воспитания трудящихся песенными средствами. Песни значительной темы, глубокого нравственного содержания всегда находят эмоциональный отклик в сердцах миллионов людей, когда они выражают личные переживания автора, его сложный внутренний мир. Настоящая гражданская песня всегда является произведением искусства. Невозможна в искусстве идейность без высокой художественности.

Опыт показывает, что  в репертуаре самодеятельных хоровых коллективов звучит много популярных песен, отражающих высокие гуманистические идеи, современную действительность. Здесь особенно важно отличить подлинную популярность от сиюминутной моды. Руководители должны отличать произведения талантливые, получившие подлинно народное признание, от песен, отдающих дань крику моды.

Информация о работе Педагогический процесс в любительском коллективе