Педагогический процесс в любительском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:46, реферат

Описание работы

Обращение к деятельности самодеятельного хорового коллектива вызвано тем, что интерес к хоровой педагогике в последний ряд лет порядком возрос. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы, которая складывается из учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот имя возможен в контексте художественной самодеятельности) высота хорового коллектива и работы психологического характера, направленной для воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

Реферат - Педагогический процесс в любительском коллективе (на примере самодеятельного хора).doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Отбор произведений гражданской тематики следует производить гораздо более тщательно и требовательно, чтобы на сцену не проникали произведения, «лишенные четкой идейной направленности и подлинной художественной ценности». Особенная ответственность в подборе репертуара гражданской темы ложится на руководителей вокально-хоровых и эстрадных ансамблей.

В многообразии исполнительских  жанров значительное место принадлежит эстрадной музыке. Популярность ее, доступность, любовь миллионов людей определяют широкое распространение эстрадной песни, которую иногда называют развлекательной, прежде всего в исполнении ВИА. Развлекательность во время досуга должна поощряться и углубляться в содержательном смысле. Музыкальная развлекательность должна быть управляемой, ибо она содержит огромные воспитательные возможности.

Хорошим источником выбора песен нужного характера может  служить наш золотой песенный фонд. В погоне за современным «свежим» репертуаром нередко забываются давно известные массовые песни, проверенные временем и любимые народом. Опыт самодеятельного хорового исполнительства убеждает, что произведения нашей песенной классики всегда являются украшением концертных программ  и получают эмоциональный отклик слушателей. Более того, в противовес эстрадным шлягерам и «ничейным» песням мы должны пропагандировать через самодеятельное хоровое исполнительство лучшие современные хоровые произведения и лучшие образцы нашей песенной классики, воспевшей с большой художественной силой духовное богатство современника, его ратный и трудовой подвиги.

Песня является основой  основ музыкального искусства. Именно через этот жанр идут активные поиски и ладово-интонационной сферы века. Однако осуществлять нравственно-эстетическое воспитание в области хоровой самодеятельности только средствами песни было бы неправильной тенденцией, так как при всех указанных достоинствах она все же страдает узостью музыкальных выразительных средств по сравнению с классическими формами.

Произведения классической музыки всегда современны, созвучны глубинным душевным настроениям. Они помогают воспитывать тонкость музыкального восприятия, открывают    путь к познанию эстетического  и образно-художественного строя  музыки.  Эстетическое познание музыкального классического наследия воспитывает богатство чувств, многогранность восприятия мира, а уже чувство музыкального стиля.

 Известно, что различные  исторические эпохи рождают свою  социально-психологическую основу восприятия одних и тех же произведений. Различные социальные изменения неизбежно приводят к изменениям в художественном мышлении, эстетическом восприятии, в музыкально-слуховых представлениях людей. Даже такие общечеловеческие чувства, как радость, любовь, выражены в произведениях эпох по-разному.    Следовательно, воспитание чувства стиля — это чуткое, тонкое восприятие музыки различных времен, ее высокохудожественное исполнение, долг музыканта. Поэтому включение в репертуар самодеятельных хоровых коллективов лучших произведений хоровой   классики - непременное условие нравственно-эстетического воспитания трудящихся.

Многовековая хоровая  культура опирается на репертуар, составляющий лучшие музыкальные образцы, разнообразные  по нравственно-эстетическим качествам, идейной направленности, форме, стилям и жанрам. Поэтому самое чуткое отношение и исполнение самодеятельными хорами классических хоровых произведений не только помогают воспитанию нравственных идеалов и высокого художественного вкуса любителей, но и приучают их к бережному отношению к произведениям музыкального искусства прошлого, что всегда характеризует культурного человека.

Одним из эффективных  средств нравственно-эстетического  воспитания участников самодеятельного хора и их слушателей через репертуар является народная песня. Постоянное обращение к этой уникальной энциклопедии музыкального народного творчества должно стать насущной необходимостью руководителя и его коллектива. Воспитание художественного вкуса, чувства патриотизма, познание через песню национальных особенностей народов, их музыкальной культуры особенно ценно в нашей многонациональной стране.

В репертуаре каждого  самодеятельного хорового коллектива должны быть талантливые произведения народного музыкального творчества, несущие в себе глубокие нравственно-эстетические принципы и высокие национальные идеалы. В работе с самодеятельным хором особое значение обретает отношение его руководителя к фольклору вообще и к народным песням в частности. Познания фольклора у руководителя должны быть серьезными, глубокими. Он должен уметь разобраться в достоинствах песни, богатстве ее мелодического языка и всей фактуры. В процессе изучения народных песен руководитель оценивает достоинства всех слагаемых художественных элементов и определяет, как глубоко проник композитор в фольклорный материал, что он привнес нового, оригинального.

Опытные хоровые дирижеры, составляя  репертуар, останавливают свой выбор на народных песнях в современной, но не вычурной обработке. Такое тонкое, уважительное    отношение к народному искусству будет способствовать творческому росту коллектива и проявлению его постоянного интереса к народной песне. Недостатка в этом репертуаре практически нет. Существует множество хороших обработок  народных  песен  различной  степени  трудности для   различного  состава  хора.   Большое жанровое  разнообразие этой литературы дает возможность руководителю подбирать песни различного характера, музыкальной фактуры и тематической направленности.

Итак, разумное сочетание в репертуаре самодеятельного хора произведений российского песенного жанра, классического хорового наследия и песен народов России может принести хорошие плоды в музыкально-познавательном смысле, а также будет активно способствовать нравственно-эстетическому совершенствованию участников хоровой самодеятельности и их слушателей.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном  обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского самодеятельного  творчества во всех сферах жизнедеятельности  человека. Социально-педагогический смысл самодеятельности – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им острой идейно-нравственной направленности.

Основная задача хоровой  самодеятельности — идейно-эстетическое воспитание миллионов самодеятельных певцов, удовлетворение возрастающей потребности трудящихся в создании духовных ценностей. С помощью хоровой самодеятельности наш народ знакомится с сокровищами фольклора, наследием русской национальной и мировой музыкальной классики, советским композиторским творчеством и овладевает ими.

Хоровая самодеятельность подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что  имеет большое значение в формировании человека будущего. Роль хоровой самодеятельности становится особенно ответственной, так как она идейно и художественно влияет на миллионную аудиторию, которая ежедневно слушает и смотрит выступления певцов-любителей по радио, телевидению, в различных концертных залах и клубах как у себя на родине, так и за рубежом.

Культурно-просветительное значение хоровой самодеятельности в современных условиях трудно переоценить. Особую роль она играет там, где нет профессиональных коллективов и самодеятельные хоры являются единственными живыми источниками музыкально-песенной культуры, непосредственное общение с которыми имеет огромное воспитательное значение.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф.. 1996. – 49 с.
  2. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива [Текст] /А.Л.Ефремов. – СПб.: Питер, 2004. – 107 с.
  3. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном коллективе [Текст] /А.С.Каргин. - М.: Просвещение, 1984. – 116 с.
  4. Каргин А.С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства [Текст] /А.С.Каргин. – М.: Музыка. 1990. – 143 с.
  5. Коджаспирова Н.М. Педагогика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования [Текст] /Н.М.Коджаспирова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. – 352 с.
  6. Матук В.А. Организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов [Текст] / В.А. Матук. – Минск : Беcтпринт, 2009. – 137 с.
  7. Никитина Е.Н. Роль хорового класса в совершенство-вании хормейстерской подготовки студентов музыкального отделения [Текст] /Е.Н.Никитина  // Сборник научно-методических работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. – М., 2001. – ч.1. – С.101-105.
  8. Поволяева М.Н. Роль воспитания в развитии самодеятельных объединений учащихся [Текст] /М.Н.Поволяева //Воспитание и доп. образование детей и молодежи. – 2003. - № 4.
  9. Чабанный В. Управление самодеятельным хором [Текст] /В. Чабанный. – М.: Советская Россия, 1987. – 128 с.
  10. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом [Текст] /Л.Шамина. – М.: Музыка, 1988. – 175 с.

1 Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом [Текст] /Л.Шамина. – М.: Музыка,  1988. – С.10-16.

2 Сапожникова Л.Д. Артистизм личности как важный компонент в структуре профессионально значимых качеств дирижёра [Текст] /Л.Д.Сапожникова // Гедевановские чтения: сб. научных трудов. – М., 2007. – С. 85.

3 Никитина, Е.Н. Роль хорового класса в совершенствовании хормейстерской подготовки студентов музыкального отделения [Текст] /Е.Н.Никитина  // Сборник научно-методических работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. – М., 2001. – ч.1. – С.85.

4 Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом [Текст] /Л.Шамина. – М.: Музыка,  1988. – С.14.

5 Чабанный В. Управление самодеятельным хором [Текст] /В.Чабанный. – М.:Советская Россия, 1987. – С.76.




Информация о работе Педагогический процесс в любительском коллективе