Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:56, доклад
Музыкально-педагогическая деятельность «сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания». Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.
Подготовила учащаяся 3 курса академическое пение Китель Елена
Профессиональные качества учителя музыки
Музыкально-педагогическая
деятельность «сочетает в себе педагогическую,
хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую,
исследовательскую работу, основанную
на умении самостоятельно обобщать и
систематизировать полученные знания».
Творческая деятельность учителя предполагает
и педагогическую импровизацию, которая
обуславливается его
Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении важности развития профессиональных качеств личности учителя музыки для полноценного музыкального образования.
Цель работы состоит в изучении приоритетных профессиональных качеств личности учителя музыки.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть особенности профессиональных качеств учителя;
2) изучить специфику деятельности учителя музыки;
3) дать характеристику приоритетных профессиональных качеств личности учителя музыки.
Формированию профессионально значимых качеств и свойств учителя музыки содействуют в той или иной степени занятия различными музыкальными дисциплинами. Атрибутивные, профессионально значимые качества и свойства учителя музыки функционируют не изолированно, не порознь, а системно, как некая целостность, единство. Изучение методологии педагогики музыкального образования способствует совершенствует всех приоритетных качеств личности музыки
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ
Стратегическая цель
учебно-воспитательного
Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными. Выяснением главенствующих профессионально значимых качеств личности учителя занимались многие психологи и их решения были неоднозначны, сегодня этот вопрос, также стоит в разработке, он ориентирован на современную школу, современного учителя.
К концу 19 - началу 20 века сформировалась хорошо сконструированная система требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому учителю личностных качеств: высокоразвитое чувство ответственности; благородство; интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях; самообладание и выдержка.
На них базируются требования: общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний; глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены; фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке; владение методикой обучения и воспитания; любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям; творческое отношение к работе; знание детей, умение понять их внутренний мир; педагогический оптимизм; владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом; постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства. Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность [1; с. 36].
Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей работы. Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения от конкретного индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Социальные ожидания по отношению к учителю складываются в различным группах людей, его окружающего, под воздействием многих факторов.
Так как учитель в ходе
своей профессиональной деятельности
выполняет 2 основные функции: обучающую
и воспитывающую. Реализация этих функций
требует следующих
- потребности и способности
к активной и разносторонней
профессиональной и социально-
- тактичности, чувства
эмпатии, терпеливости и
- понимание своеобразия
и относительной автономности
саморазвития личности; умения обеспечить
внутригрупповое и
- знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для саморазвития;
- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Урок музыки - урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам. Т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.
На уроках должна
звучать музыка, способствующая
развитию у учащихся здоровых
музыкальных потребностей и
Замысел урока призван
учитывать современное
Творческий замысел учителя реализуется прежде всего в выборе методических приемов изучения произведения, освоение песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей. В процессе подготовка урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление произведения в сознании учащихся, характер возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному хоровому произведению, поиск музыкального материала, на примере которого может быть предусмотрена возможность услышать сочинение в разных интерпретациях, постановка проблемных заданий.
Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе «педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания» [1; с. 46]. Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
За последние годы активизировалось
решение проблемы совершенствования
подготовки учителя музыки. В том
числе художественное мышление рассматривается
как категория, характеризующая
деятельность создателя художественных
ценностей, произведений искусства (композитора,
художника и т.д.). Являясь познавательным
процессом, художественное мышление выступает
необходимой предпосылкой всякой другой
психической деятельности музыканта,
поскольку эта психическая
Формированию профессионально
значимых качеств и свойств учителя
музыки содействуют в той или
иной степени занятия различными
музыкальными дисциплинами. Их структура,
отраженная в учебных планах и
соответствующей документации музыкальных
учебных заведений, изоморфно отражает
различные виды деятельности учителя
музыки, способствует формированию комплекса
необходимых: ему знаний, умений и
навыков. При этом важное место принадлежит
дисциплинам дирижерско-
Атрибутивные, профессионально
значимые качества и свойства учителя
музыки функционируют не изолированно,
не порознь, а системно, как некая
целостность, единство. Неравнозначность,
своеобразие выраженности различных
компонентов системы, о которой
идет речь, предопределяет и обуславливает
индивидуальный стиль деятельности
зрителя музыки. Каждый из компонентов
системы атрибутивных, профессионально
значимых качеств и свойств учителя
музыки может в принципе рассматриваться
как самостоятельная система, внутри
которой находят себе место различные
подсистемы, соединенные сложной, широко
разветвленной сетью
Музыкальный слух, трактуемый
нередко в качестве единой и нерасторжимой
субстанции, также представляет собой
сложно иерархизированную систему,
ансамбль различных локальных
Музыкально-педагогическая
интуиция ― это непосредственное
решение задач без
Артистизм - проявляется в исполнении, в коммуникативной и организаторской деятельности. (уметь увлечь детей, заразить их желанием и волей к разучиванию, исполнению, сочинению)
Личностная профессиональная
позиция ― умение обосновать своё
видение сущности, организации и
проведения процесса музыкального образования.
Эта позиция складывается в выборе
учебной программы, в расстановке
акцентов в решении музыкально-
Информация о работе Профессиональные качества учителя музыки