Пропаганда музыкального искусства в библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Государственное Бюджетное Учреждение Культуры города Москвы «Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова» одна из немногих библиотек страны, несмотря на окружное подчинение, которая специализируется на искусстве. Особенное внимание уделяется комплектованию фонда по живописи, т.к. библиотека носит имя выдающегося художника и общественного деятеля, чьими стараниями был открыт первый публичный музей в Саратове, Алексея Петровича Боголюбова (рис 1). Но наравне с этим в данном учреждении культуры взято под особое внимание музыкальный фонд, в который включены нотные издания, аудио и видео записи разных стилевых направлениях в музыке.
Здание Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова уникально своей архитектурой и традициями тех семей, которые жили в нем в дореволюционный период.

Содержание работы

Введение
1. История библиотеки.

1.1 Общая характеристика деятельности библиотеки.
1.2 Проблематика пропаганды музыкального искусства
2. Основная часть.
2.1. Содержание фонда.
2.1. Мероприятия библиотеки в вопросах пропаганды музыкального искусства
2.2 Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 25 июня.doc

— 5.38 Мб (Скачать файл)

Московский Государственный университет культуры и искусств

Институт информационных коммуникаций и библиотек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая

Тема: Пропаганда музыкального искусства в библиотеке

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Котовщиков Александр Викторович

310 группа

Научный руководитель:

профессор Матвеева Елена Олеговна

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

Оглавление

 

 

Введение

1. История библиотеки.

 

    1.1 Общая характеристика деятельности библиотеки.

    1.2 Проблематика пропаганды музыкального искусства

2. Основная часть.

    2.1. Содержание фонда.

    2.1. Мероприятия библиотеки в вопросах пропаганды музыкального искусства

   2.2 Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пропаганда музыкального искусства в библиотеке

 

Введение

 

Государственное Бюджетное Учреждение Культуры города Москвы «Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова» одна из немногих библиотек страны, несмотря на окружное подчинение, которая специализируется на искусстве. Особенное внимание уделяется комплектованию фонда по живописи, т.к. библиотека носит имя выдающегося художника и общественного деятеля, чьими стараниями был открыт первый публичный музей в Саратове, Алексея Петровича Боголюбова (рис 1). Но наравне с этим в данном учреждении культуры взято под особое внимание музыкальный фонд, в который включены нотные издания, аудио и видео записи разных стилевых направлениях в музыке.

Здание Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова уникально своей архитектурой и традициями тех семей, которые жили в нем в дореволюционный период.

 

(рис.1)

 

1. История Библиотеки

 

В 30-е годы XIX столетия на старой Казанской улице находился незастроенный участок. В. середине века он принадлежал коллежскому советнику Ф. Куртнеру. В 1877 году часть владения приобрел действительный статский советник, Н. П. Боголюбов, выступавший от имени своего брата, известного живописца Алексея Петровича Боголюбова, жившего тогда во Франции.

В течение 1878 года по проекту архитектора Л. В. Даля был построен деревянный двухэтажный дом с четырехскатной крышей, оформленный стильными наличниками на окнах и деревянным резным бордюром по верхнему периметру. С торца во всю стену был сделан большой балкон.

       (рис.2)

(рис.3)

Сам Боголюбов мало бывал в этом доме, т.к. часто ездил в Европу для совершенствования живописной техники. В 80 годах 19 века Боголюбов вынужден был уехать во Францию по состоянию здоровья и в 1882 году продает свой дом близкому другу  Н. С. Третьякову (рис.4) – большому поклоннику живописи, сыну брата основателя знаменитой Третьяковской галереи.

(рис. 4)

В 1890-1891 годах по заказу Третьяковых архитектор А. Э. Эрихсон (рис.5) сооружает каменную парадную пристройку к старой деревянной части дома в стиле неоклассического модерна, новую каменную ограду и привратницкую. Как раз эта пристройка и определяет внешний фасадный вид Библиотеки в нашей время (рис.6).

(рис.5)

 

(рис.6)

 

С 1896 по 1918 год, после смерти Н. С. Третьякова, дом принадлежал его жене А. Г. Трубецкой. С 1919 года и по настоящее время здесь находится библиотека.

После революции здесь находилась библиотека при Сущевско-Марьинском клубе рабочих и носила имя русского поэта-самоучки, представителя «крестьянского» направления в русской литературе Ивана Захаровича Сурикова (рис. 7).

(рис.7)

 

Вплоть до 1998 года здание состояло из двух совершенно разных частей: фасадной каменной, и находящейся за ней деревянной. В 1998 году деревянная часть была снесена и вместо неё выстроено новое здание.

С этого года руководство города решило сделать эту библиотеку специализированной и комплектовать фондами по искусству. И одно из приоритетных направлений занимает музыка.

В 2002 году здание получило статус памятника истории и культуры XIX века. В течение 2001-2005 годов в рамках проекта его целостного восстановления (архитектор Т. А. Матвеева) были проведены масштабные реставрационные работы, по периметру исторической территории воссоздана ограда XIX века с воротами по двум сторонам (архитектор Н. И. Сафонцева) (рис.8, 9).

(рис.8)

В ходе реконструкции на месте деревянного особняка, по ветхости не подлежавшего восстановлению, сооружено новое каменное, большое и красивое здание, примыкающее, как и ранее, вплотную к парадной пристройке Третьяковых. Его архитектура – прямая и ясная, со множеством классических элементов, таких как высокие окна, горельефы над ними с сюжетами из античной мифологии работы скульптора А. Н. Бурганова, выдвинутая вперед средняя часть фасадов и др.

(рис.9)

1.1. Общая характеристика деятельности библиотеки

 

Эта библиотека является общедоступной специализированной библиотекой, в которой проводится большая подвижническая работа по пропаганде музыкального фонда.

Характер усадьбы, основанной А.П. Боголюбовым как Храм искусства, впоследствии оказал свое влияние на основные направления в формировании здесь библиотечной книжной коллекции и определил статус созданного в стенах дома учреждения как специализированная Библиотека искусств.

Охватывая в процессе организации своей работы все виды искусства, музыкальное  направление выделяется здесь как одно из ведущих.

В нашем учреждении органично синтезированы музыка и библиотека путем взаимопроникновения музыкального и библиотечного пространства, которое приобретает новое наполнение, благодаря  присутствию в Библиотеке живой музыки, возможности играть на инструментах, возможности записывать ее.

Библиотека в своей работе  нацелена на продвижение лучших образцов музыкальных произведений различных жанров, содействие формированию музыкальной культуры населения, образованию и научной деятельности в этой сфере.

Она является единственным учреждением в музыкальной среде города, осуществляющим на бесплатной основе широкую и разноплановую деятельность в музыкальном направлении, включая информационную, просветительскую и концертно-досуговую.

Инновация Библиотеки - широкомасштабное вовлечение в свою деятельность информационных продуктов СМИ:  это фонд культурно-образовательных передач, их сайты, а также навигаторы  сайтов по различным музыкальным объектам, в т.ч. о композиторах, их творчестве и т.д.

Вместе с этим идет широкое информирование о составе и текущем пополнении фондов нотно-музыкальных изданий, в том числе с использованием новых информационных продуктов (биографических справок о композиторах, обзоров рекламных листовок и т.д.).

Библиотека успешно решает вопросы взаимоиспользования фондов музыкальной литературы и нотных изданий библиотечных учреждений Центрального административного округа, в т.ч. научно-музыкальной Библиотеки им.С.И.Танеева Московской государственной  консерватории; имеется также доступ к электронно-нотной коллекции Информационно-консультативного центра Управления культуры.

Наша Библиотека может быть также отнесена к новому, формирующемуся типу библиотек – интеллект-центров, которые нацелены на преобразования своей деятельности в соответствии с условиями формирующегося информационного общества, организуя обеспечение пользователей информацией и знаниями на основе новых информационных технологий.

Сегодня Библиотека - высокотехническое учреждение, организующее всю работу, в том числе процесс обслуживания пользователей, с широким использованием информационных и коммуникационных технологий, современных видов документов – АВД, электронных, а также возможностей Интернет. Этим обусловливается расширение и обновление ассортимента библиотечно-информационных услуг.

Важным элементом в работе библиотеки является ее персонал – высокопрофессиональный, способный к творческим, креативным решениям, перечень из  которого имеет музыкальное образование.

Развивая музыкальное направление как ведущее, библиотека, уже имеющая статус специализированной Библиотеки искусств, позиционирует себя также как библиотечно-музыкальный центр.

Библиотека ведет большую музыкально-просветительскую деятельность: принимает заказы на проведение музыкальных уроков для школьников, внеклассных музыкальных мероприятий, музыкальных концертов; осуществляет проведение лекториев с музыкальным сопровождением, посвященных классикам русской и зарубежной литературы; осуществляет показ музыкальных фильмов в зале «Компьютерная Библиотека».

 

1.2. Проблематика пропаганды музыкального искусства

 

Необходимо отметить ряд проблем, с которыми сталкиваются сотрудники библиотеки, которые связаны с реалиями нашего времени, для распространения музыкального искусства.

Всем известно, что новое советское руководство в постреволюционное время после 20 годов 20 века много делало для продвижения молодого государства на мировой политической арене. В том числе и в сфере искусств, в качестве мощного агитационного и пропагандистского инструмента. Активно работали издательства для выпуска нотного материала разного назначения. Молодые кадры музыкального направления участвовали в крупнейших международных музыкальных конкурсах и выходили в них победителями: Д. Шостакович (рис. 10) в конкурсе Ф. Шопена, Д. Острайх (рис. 11) в конкуре скрипачей им. Королевы Елизаветы. Молодые советские музыканты, артисты балета становились объектом или разменной монетой для решения важнейших политических вопросов и пропаганды жизнеспособности молодого советского государства. Существовало и такое понятие как Госзаказ для композиторов и художников, призванных прославлять существующий государственный строй и образ жизни в стране.

 

 

(рис.10)    (рис.11)

Одним из уникальнейших мероприятий партийной верхушки было решение об организации в Москве в трудное послевоенной время крупного международного конкурса им. П.И. Чайковского, который до настоящего времени является одним из крупнейших международных музыкальных состязаний. На первый конкурс были в жюри приглашены выдающиеся деятели музыкального мира, такие как Маргерит Лонг (рис.12) , Сэр Артур Блисс (рис.13), Ефрем Цимбалист (рис.14) и наши отечественные исполнители Давид Острайх, Эмиль Гилельс (рис.15), Святослав Рихтер (рис.16) и Генрих Нейгауз (рис. 17). Одним из беспрецедентных шагов советского правительства было решение пригласить на 2 конкурс П.И. Чайковского монаршую особу, большую покровительницу искусства Королеву Бельгии Елизавету (чьим именем назван один из самых труднейших музыкальных конкурсов в Бельгии), которая в благодарность за талант подарила одну из скрипок из своей коллекции музыкальных инструментов работы Страдивари Д. Ойстраху, и которую западный мир в последствии прозвал «Красной Королевой».

    

   (рис. 12)     (рис. 13)       (рис. 14)

     

(рис.15)   (рис.16)   (рис.17)

(рис.18)

 

Что касалось традиций исполнительской школы в СССР, то они славились и признаются в наше время на весь мир. Огромное количество молодых людей мечтали попасть в стены Московской государственной консерватории к крупным представителям фортепианных, скрипичных и других школ, таких как Г.Г. Нейгауз, А.Б. Гольденвейзер, К. Игумнов. Ученики этих мастеров оставили выдающийся след в мировом музыкальном искусстве: С.Т. Рихтер, Э. Гилельс, О.Д. Бошнякович, Я. Флиер, Э. Версаладзе, И. Бочкова.

Залы филармоний были заполненными. Качество исполнителей, которые выступали в этих залах, было высочайшим. Шел жестокий отбор за право выступить в крупнейших залах страны, таких как Большой зал московской консерватории. Во многом подобным образом происходило за счет того, что именно государство поддерживало это направление.

Таким образом, все эти мероприятия, проводимые государством, положительно повлияли на то, что бы люди прекрасно разбирались в серьезной музыке и искусстве. Когда в 1974 году в Москву впервые приехал итальянский театр Ла Скала, то руководству города пришлось организовать конный конвой для поддержания порядка, т.к. огромное число людей хотели попасть на спектакли этого знаменитого театра.

В постсоветское время появилось много экономических, политических и прочих насущных проблем, которые стране необходимо было решать и как всегда в таких ситуациях приоритет в финансировании правительствами относится к бытовым и прочим жизненно важным ресурсам. И та деятельность человечества, которая относиться к более высоким, духовным сферам, была мало востребована. Так и случилось в нашей стране. Кинотеатры, являясь мощным пропагандистским оружием, перестали быть государственными и были отданы почти в частные руки, без государственной поддержки, образование теряло свои ценнейшие кадры, являясь финансово мало оплачиваемыми и заставлявшее людей менять профессию, концертные организации вынуждены были всюду искать заработок, разъезжая по всей стране, лишившись государственной поддержки и возможности быть предметом престижа своей профессией. И Библиотеки остались без присмотра, лишившись материальных средств на достойное комплектование фондов, регулирования со стороны государственных учредителей в вопросах комплектации и приобретения новых изданий. Т.е. исчезла система, которая помогала учреждениям культуры грамотно и верно функционировать.

В настоящее время государством много делается, что бы эту сферу деятельности поддержать на достойном уровне. Выдаются всевозможные гранты, индексируется заработная плата работников этой сферы, строятся новые здания концертных залов и библиотек. Но, поколение, выросшее в переходное историческое время, упущено. И мы видим на лицо результат политических коллизий нашей страны: филармонические залы полупусты и читальные залы Библиотек почти не посещаются.

Информация о работе Пропаганда музыкального искусства в библиотеке