Развитие интереса к музыкальному искусству на уроках сольфеджио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Следовательно, задача преподавателя музыки - обращаясь к чувствам разуму учащихся, подготовить их к восприятию, а значит пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, различных по построению, а, кроме того, развивать их музыкальные творческие способности.

Файлы: 1 файл

Развитие интереса к музыкальному искусству на уроках сольфеджио финиш.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА                                   УРОКАХ СРОТФЕДЖИО.

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной  отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Следовательно, задача преподавателя музыки - обращаясь к чувствам разуму учащихся,  подготовить их к восприятию, а значит пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, различных по построению, а, кроме того, развивать их музыкальные творческие способности. Приобщение детей к миру музыки создает необходимые условия для всестороннего, гармоничного развития личности ребенка.

Актуальность этого доклада обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Весь комплекс занятий в детской музыкальной школе (предметы: «Сольфеджио», «Хор», «Инструмент», «Музыкальная литература») развивает у учащихся художественное мышление и художественные представления, стимулирует творческую активность, воспитывает любовь к классической и народной музыке. Занятия на уроках сольфеджио раскрывают индивидуальность ребёнка, развивают его творческие способности. Чтобы эффективно формировать интерес к музыке у школьника, необходимо понять, каков он сегодня, как он относится к музыке, каковы его интересы.

Особенности психологии и проявлений творческих способностей младшего школьника 

  В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиции детей (младшего школьника, подростка, старшего школьника) в ситуации обучения. Однако преподавание уроков музыки имеет свою специфику, заключающуюся в том, что сам характер музыкальной деятельности, её содержание обладают ярко выраженной воспитательной направленностью. Учитывать в воспитании, в том числе музыкальном, возрастные особенности - значит формировать и удовлетворять духовные потребности растущего человека.

Младшим школьным возрастом  считается возраст детей от 7 до 11 лет, что соответствует годам  обучения в начальных классах. Это  возраст спокойного и равномерного физического развития.  Ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться.

Важно сформировать интерес  к самому процессу учебной деятельности. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда  формируется интерес к содержанию учебной деятельности. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует  развитие психических процессов  непосредственного познания окружающего  мира - ощущений и восприятия.

Характерная особенность  учащихся 1-4 классов - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается  на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. Затем  углубляется, принимает характер организованного  наблюдения.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование  воссоздающего воображения. Творческое воображение как создание новых  образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые  сочетания, комбинации, так же развивается.  Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, выводы, проводить аналогии, строить умозаключения.  

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Они импульсивны - склонны незамедлительно  действовать под влиянием побуждений, не подумав и не взвесив обстоятельств. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие школьники - очень  эмоциональны, следовательно, успешно  происходит художественно-эстетическое развитие детей. Они очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой.

Творческие способности детей младшего школьного возраста формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение.   Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремлённость, и интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и  положительные эмоции, удовольствие, стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. При  этом нужно активно развивать  интересы детей, стремясь к тому, чтобы  эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьёзными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность ребёнка  должна носить творческий, а не только репродуктивный характер. При этом нужно так проводить занятия, чтобы перед детьми чаще возникали  хотя бы несложные вопросы, и побуждать  детей к попыткам самостоятельно отвечать на эти вопросы.

В-третьих, важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы  он преследовал цели, всегда немного  превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Важно формировать  у детей правильные отношения  к своим способностям, успехам  и достижениям, воспитывать у  них правильную самооценку.  

Активизация творческих проявлений учащихся на уроке 

  Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер необходимо:

  • заинтересовать учащихся поисковой работой. Поискать в домашней фонотеке записи музыкальных произведений;
  • проводить анализ индивидуальных интересов учащихся проводить анкетирование;
  • дать задание нарисовать то, что они слышали на уроке, не требуя при этом конкретизации образов. Пусть творчество ребят будет свободным, фантазия окрылит воображение;
  • использовать самостоятельное исполнение музыкальных произведений учениками или в ансамбле с учителем;
  • использовать индивидуальное исполнение сольного произведения учащимися, при этом нужно создать определённый образ.

Детская игра - союзник учителя  музыки на пути развития творческих способностей ребятишек.  Игра является формой освоения отношений людей, общественных отношений. На уроках музыки игра не является самоцелью.  

 Музыкальная игра для  детей - серьёзная деятельность: и по характеру задач, и по  значению этой деятельности в  целом для личности ребёнка.  Развивающее качество данной  формы музыкальной деятельности  школьников очень тесно связано  с таким внутренне присущим  игре качеством, которое психологи,  да и сами дети характеризуют  как желание и способность  действовать самостоятельно. Это  "я сам" составляет удивительное  и ничем не заменимое достоинство  музыкально-игровой деятельности  как деятельности учебной и  вместе с тем индивидуально  своеобразной. 

 Способности учащихся  можно развивать, задавая домашние  задания творческого дифференцированного  характера:

  • рассказать о музыкальном произведении;
  • подобрать примеры звучания музыки на страницах литературных произведений, поэзии, с живописных полотен;
  • сочинить музыку к стихам любимого поэта или своим собственным;
  • сочинить мелодию по заданному "зерну-интонации";
  • проиллюстрировать музыкальное произведение рисунками.

Творческие формы  работы на уроках сольфеджио

Развитие интереса к музыкальному искусству, усиление его воздействия  требуют от преподавателя хорошего знания предмета и постоянного внимания к личности ученика, его психологических  и  возрастных  способностей. Надо понимать, что ученик - это слушатель, исполнитель, хотя и менее знающий и опытный, чем педагог, но проявляющий своё отношение к музыке.  Следовательно, нужно обосновывать и совершенствовать разнообразные методы, приёмы и формы работы, способствующие развитию музыкальных творческих способностей, личности учащихся, создавать условия для их творческой деятельности.

Творческие формы работы на уроках сольфеджио выполняют роль своеобразного двигателя, запускающего весь механизм музыкального развития ученика. В каждом ребенке «заложена» внутренняя потребность к изучению окружающего мира, а созидание – самая интересная и захватывающая «игра», которую «изобрело» человечество. Нужно только естественным образом, без «насилия» и психологического давления «втянуть» начинающего ученика в эту удивительную «игру», способную целиком и полностью «захватить» его.  

Однако,  здесь могут возникнуть некоторые трудности, большей частью как раз именно психологического порядка. Во-первых, бытует мнение, что музыкальное творчество – это что-то запредельно сложное, недоступное простому ребёнку. Как только заходит речь о необходимости сочинить простенькую мелодию, возникают сомнения не только в «нужности» и полезности этой работы, но и  собственно в самой возможности ее выполнения.

Вторая проблема связана  с тем, что в музыкальную школу  дети приходят, уже имея определенные приоритеты и модели поведения. Мир  музыкального творчества может испугать своей новизной, необычностью и кажущейся  сложностью, спровоцировав реакцию  «отторжения». Поэтому особенно важно  правильно выстроить творческую работу с первых уроков.

Прежде, чем перейти к  рассмотрению основных форм творческой работы, нужно напомнить, что выполнение этих заданий на уроках сольфеджио не имеет своей целью научить  ученика «хорошо» сочинять музыку. Главная цель – пробудить интерес к изучению музыки, музыкальной теории, литературы, и сформировать устойчивую потребность в развитии своих музыкальных способностей. Задачи же творческих форм работы делятся на стимулирующие, развивающие и закрепляющие.

Одним из самых эффективных  способов введения ребенка в мир  музыкального творчества – участие  в коллективном музыкальном или   музыкально-театральном действии. Участие не только в качестве исполнителя, но и, частично, соавтора произведения.

Одна из таких форм - разучивание песенок в диалоговой форме. Музыкальный диалог с преподавателем – первый, и очень важный этап «втягивания» ученика в творческий процесс. Он не только «заставляет» ученика активно вслушиваться в «реплики» преподавателя, но и позволяет проявить собственную творческую инициативу. Этого, как правило, вполне достаточно для того, чтобы «зацепить» ученика, пробудить у него интерес. Примером может служить песенка-игра « Слово на ладошках» (Е. Поплянова). Вначале она исполняется всеми учениками совместно с преподавателем, а затем каждый из ребят сочиняет и пропевает,  одновременно прохлопывая слово или словосочетание, например «миш-ка, ми-шень-ка»,или сложнее –«ба-ра-ба-нит ё-жик, ти-ка-ют ча-сы».В дальнейшем после прохождения длительностей, в задании прибавляется выкладывание сочинённых оборотов ритмическими карточками.

На следующем этапе  можно предложить ученикам  симпровизировать окончание фразы, придумать ритмические и мелодические варианты реплик и полных мелодий на заданный текст. Необходимо уточнить, что все эти упражнения проходят в устной форме. Стихотворные тексты подбираются с учётом лёгкости запоминания, или, ещё лучше, хорошо знакомые ученикам с дошкольного периода (А. Барто и т.д.).

Другой пример коллективного  и индивидуального творчества на самом раннем этапе – сказка- игра «Интервалы». Преподаватель совместно с учениками сочиняет начало сказки о «семье» «Гномиков-интервалов». Идёт знакомство с первыми «гномиками»- секундой и терцией, обсуждаются их характеры, портреты. Детям предлагается сочинить продолжение сказки с иллюстрациями на инструменте (ученикам не представляет большой трудности находить на клавиатуре секунды и терции, но очень полезно и для слухового восприятия интервалов, и для осознания их ступеневой величины). Одновременно ученикам предлагается нарисовать портреты персонажей сказки. Очень важно, что дети изображают собственные зрительные ассоциации гармонических интервалов, а не «навязанных» преподавателем. По такому же принципу идёт сочинение сказки о «Трезвучиях». Иллюстрировать свои варианты на инструменте предлагается ученикам с соответствующей фортепианной подготовкой.

В завершение осталось указать  на необходимость выполнения время  от времени заданий на «свободное», художественное сочинение, не стеснённое конкретными педагогическими задачами (музыкальные иллюстрации к рисункам, сказкам, любимым литературным произведениям). При этом важно отметить, что не стоит бояться активной помощи преподавателя. Каким бы ни был захватывающим сам процесс творчества, без ощущения видимого и слышимого конечного результата, без эмоционального отклика слушателей, преподавателя,  интерес и творческая инициатива ребёнка постепенно исчезнут.

Информация о работе Развитие интереса к музыкальному искусству на уроках сольфеджио