Развитие интереса к музыкальному искусству на уроках сольфеджио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Следовательно, задача преподавателя музыки - обращаясь к чувствам разуму учащихся, подготовить их к восприятию, а значит пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, различных по построению, а, кроме того, развивать их музыкальные творческие способности.

Файлы: 1 файл

Развитие интереса к музыкальному искусству на уроках сольфеджио финиш.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

 Для активизации инициативы  младших школьников предлагаются  творческие задания в форме  игр. Постепенное усложнение условий  игр, их содержания способствует  обогащению музыкального опыта  и творческих возможностей учащихся. В творческих заданиях расширяется  самостоятельность ребят. 

Творческие упражнения на уроках по предмету «Сольфеджио» психологически раскрепощают детей, развивают их вкус и наблюдательность, активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальный  слух. Такие упражнения должны быть тесно связаны с основными  разделами курса «Сольфеджио», закрепляя  творчески теоретические знания учащихся.        Цель творческих упражнений - в приобретении и закреплении основных навыков пения с листа, записи диктанта, анализа на слух.        

Творческие задания должны быть доступными по трудности.        

Виды творческих заданий:

  • допевание мелодии до тоники;
  • сочинение ответной фразы;
  • сочинение фрагмента мелодии (окончания или пропущенных тактов);
  • сочинение мелодии на данный ритмический рисунок или на стихотворный текст;
  • сочинение ритмического аккомпанемента к мелодии;
  • сочинение мелодии определенного жанра, характера, с использованием заданных выразительных средств;
  • сочинение мелодии к данному аккомпанементу;
  • подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;
  • сочинение второго голоса к мелодии;
  • игра аккомпанемента по цифровке.

Компьютерные  технологии в развитии интереса к  музыкальному искусству

Как показывает практика, использование  компьютерных технологий в музыкальном  образовании на протяжении последних лет стало эффективной частью занятий с учащимися. И их применение особенно целесообразно в преподавании музыкально-теоретических дисциплин.

В преподавании сольфеджио как и в преподавании предметов музыкально-исторического цикла имеются определенные трудности, которые возможно решить посредством внедрения в учебный процесс новых информационных технологий.  Такие как необходимость индивидуального обучения, невозможность или малоэффективность самостоятельных (домашних) занятий учащихся, отсутствие тембров, ансамблевого звучания, недостаточная иллюстративность изложения теоретической части курса, отсутствие достаточного времени для полноценного усвоения материала,  для выработки определенных практических навыков учащихся при ограниченном количестве времени

Один из самых важных принципов  применения новых информационных технологий в музыкальном обучении - принцип  личностно ориентированного подхода, заключающегося в создании условий  для приобретения лично значимых для учащихся профессиональных качеств. Данный принцип предполагает возможности  свободу выбора содержания музыки (для  учащегося), а также вариативность  форм организации учебного процесса (для преподавателя). При этом обучение с использованием новых информационных технологий очень эффективно  сочетается с традиционными методами. 

 

 

 

 

Заключение 

     Чтобы достичь цели, поставленной обществом перед музыкальным образованием, а именно, подготовить учащихся к самоопределению в условиях современной жизни, выявлять и развивать их творческие способности, применительно к различным сферам деятельности людей, - каждый урок сегодня должен быть средством общения, воздействия, убеждения. А поскольку развитие творческих способностей - это процесс, то необходимо, чтобы он был непрерывным. 

        Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только в классе «Сольфеджио», в исполнительской практике учащихся, но и в других видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Фролова Ю.В.  Сольфеджио. Подготовительный класс:  учебное пособие. Ростов н/Д; 2008.

2.Фролова Ю.В.  Сольфеджио. 1 класс Ростов н/Д; 2002.

3.Фролова Ю.В.  Сольфеджио. 2 класс Ростов н/Д; 2002.

4.Фролова Ю.В.  Сольфеджио. 3 класс Ростов н/Д; 2002.

5.Фролова Ю.В.  Сольфеджио. 4 класс Ростов н/Д; 2007.

6.Фролова Ю.  Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту. Одноголосие. 6-7 класс. Ростов н/Д., 2008

7.Алексеева Л.  Музыкальная грамота. – М., 2000

8.Андреева М.  От примы до октавы. – М., 2001

9.Андреева М., Конорова Е. Первые шаги  в музыке. – М., 1979 г

10.Барабошкина  А. Сольфеджио первый класс.  – М.,

11.Барабошкина  А. Сольфеджио второй класс.  – М.,

12.Ветлугина Н.  Музыкальный букварь. – М., 1988

13.Гульянц Е.  Детям о музыке. – М., 1996

14.Давыдова Е.  «Методика преподавания сольфеджио». -  М., 1986.

15.Давыдова Е.  Запорожец С. Сольфеджио. Учебник  для 3 класса ДМШ. – М., 1976.

16.Давыдова Е.  Сольфеджио. Учебник для 4 класса  ДМШ. – М., 1978.

17.Драгомиров  П. Учебник сольфеджио.- М., 1991

18. Королёва Е.А.  Музыка в сказках, стихах и  картинках. – М., 1994

19.Котляревская-Крафт  М. Сольфеджио первый класс.- М., 1996

20.Котляревская-Крафт  М. Сольфеджио второй класс.- М., 1996

21.Лежнева О.  «Практическая работа на уроках   сольфеджио». – М., 2003.

22.Неугодникова  Е. Этот волшебный мир музыки. – М ., 2001

23.Первозванская  Т. Теория музыки для маленьких  музыкантов.- С-П., 1999

24.Ромм Р. Музыкальная  грамота в форме заданий и  вопросов.- М., 1994

25.Русяева И.  «Упражнения по слуховому анализу». – М., 1998.              

26.Светличная  Л. Сказка о музыке. – М., 2006

27. Искусство-дети. Материалы и документы. М., 1966г.

28. "Психология" под редакцией Крутецкого В.А., М., "Просвещение", 1974г.

29.. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М., 

     1985г. - Т.1.

30. "Психология  младшего школьника". с/б под редакцией Игнатьева Е.И. М., 

      Издательство АПН РСФСР, 1960г.

31.Якобсон П.М. "Эмоциональная жизнь школьника". М., "Просвещение", 1966г.

32. Журнал "Музыка  в школе". М., "Просвещение", 1988г.  №1,3; 1989г. №1; 

     1990г. №3.

33. Журнал "Искусство  в школе". М., "Просвещение", 1991г.

34.О.Булаева, О.Геталова. Учусь импровизировать и сочинять. С-П.

35.А.А.Варламов, Л.В.Семченко. Сольфеджио.М, 2004г.

36. М. Котляревская-Крафт. Сольфеджио. Ленинград, 1991г.

37. Е. Неугодникова. Этот волшебный мир музыки. Димитровград, 2001г.

38. Е.Поплянова. А мы на уроке играем. М, 1994г.


Информация о работе Развитие интереса к музыкальному искусству на уроках сольфеджио