Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:33, курсовая работа
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей………………..…………………….…………...6
1.1. Креативность как созидание..….…………………..………………………6
1.2. Развитие креативности у младших школьников ……………………..…10
Глава 2. Организация уроков музыки с точки зрения развития креативности……………………..………………………………………………21
Заключение ...……………………………………………………………………31
Библиография ...………………………………………………………………..33
Цель исследования – выявить особенности организации урока музыки с точки зрения развития креативности детей.
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- охарактеризовать креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей;
- описать организацию уроков музыки с точки зрения развития креативности.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей………………..…………………….…………...6
1.1. Креативность как созидание..….…………………..………………………6
1.2. Развитие креативности у младших школьников ……………………..…10
Глава 2. Организация уроков музыки с точки зрения развития креативности……………………..………………………………………………21
Заключение ...……………………………………………………………………31
Библиография ...………………………………………………………………..33
Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение -это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
Инструментальное музицирование.
Инструментальное музицирование
- это творческий процесс восприятия
музыки через игру на доступных ребенку
музыкальных инструментах. Хочу еще
раз подчеркнуть мысль о
Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:
- ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
- учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
- учитель помогает ученику найти прием исполнения.
Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Инструментальное
Вокально-хоровое музицирование.
Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников. Пути вхождения в песню рождаются самой музыкой и детьми и позволяют раскрывать и находить все новые и новые разнообразные методы вокально-хорового музицирования, помогают постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве. Приемы освоения песни должны быть освещены ее художественным образом, полностью “вырастать” из него. Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций. Все это позволяет непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.
Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.
Креативное развитие невозможно без обращения к музыкальному фольклору. «Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания» (С. Мировопольский). Фольклор как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить русские, казахские считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа.
Еще одной формой свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей является ведение
«Дневника музыкальных впечатлений», где дети отражают свои размышления. Дети заводят его со второго класса. В начале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, им дается план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении. Также дается возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Эти задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети, как правило, очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах.
Игра- драматизация. После прослушивания , дети могут разыграть сюжет, который по их мнению подходит к тому или иному произведению. Это развивает ассоциативно-образное мышление, учащиеся учатся общаться друг с другом, находить общее решение выхода из сложившейся ситуации.
К одной из нестандартных форм творческих занятий по развитию креативности, можно отнести уроки интегрированного типа ( английский язык плюс музыка; изобразительное искусство плюс музыка; литература плюс музыка). Занятия интегрированного типа помогают учащимся лучше освоить материал двух дисциплин, темы которых дополняют друг друга.
Коммуникативно-двигательные игры.
Особая атмосфера
урока, в которой увлеченность, внутренний
комфорт, раскованность испытывают
все. Это достигается широким
применением коммуникативно-
Дети на самом деле все время действуют, творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.
Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются знания и в области речи, и в музыке; легче устанавливается рабочая дисциплина; уроки проходят интереснее; воспитывается внимание и, что не маловажно, личность ученика раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это способствует сплочению классного коллектива и повышению успеваемости.
Основная задача по развитию креативности на уроках музыки: осмысление и усвоение понятий о таких средствах музыкальной выразительности, как интонация, темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр, ритм – на основе ряда творческих заданий.
При этом мы стремимся к развитию:
творческой фантазии;
умения сопереживать и отождествлять себя с действующим лицом, воспринимать и воплощать его мысли, чувства, настроения;
умения накапливать наблюдения, воплощать их в импровизациях, в ролевых играх, в музыкальных диалогах, сценах;
навыков сочинения простейших мелодий, напевок, интонаций в определенном ладу, ритме;
навыков музыкальной иллюстрации литературного, живописного произведения;
навыков вокально-хорового
и инструментального музицырова
элементарных навыков репродуктивной ориентации в понятиях;
умения воплощать
в словесных, живописных, пластических
импровизациях собственные
умений анализировать средства художественной выразительности, обращать особое внимание на роль образной детали.
Детское творчество
на уроках музыки представляет собой
познавательно-поисковую
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.
Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.
Заключение.
Музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Креативность, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из “внешнего предмета” творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского “Я”.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Таким образом, все вышеперечисленные данные позволяют сделать вывод о том, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий, существенным образом влияют на развитие креативности детей.
Креативность – это твой ключ к будущему. Весь прогресс является результатом нахождения новых, зачастую неожиданных, более эффективных, простых и быстрых методов решения каких-либо житейских или деловых проблем. А это требует непрерывно совершенствования твоих творческих навыков.
Список использованной литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.refcentr.
http://ref.a.ua/?id=271680
http://ref.a.ua/?id=276092
http://www.bestreferat.ru/
http://www.bestreferat.ru/
http://www.sunhome.ru/
http://revolution.allbest.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://dic.academic.ru/dic.
http://works.tarefer.ru/70/
Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка. 1973. – 452с.
Вендрова Н. Воспитание музыкой. М.: Просвещение. 1991. – 248с.
Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психологогия. – М.: Просвещение, 1993. – 194с.
Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993. №
Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2
Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989. – 191с.
Калвейт. Резерв успеха – творчество. М.: Педагогика, 1989. – 152с.
Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. № 6.
Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 1990. № 3
Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе № 2. – М. 1994.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996, - 240с.
Московская С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет. – СПб.: 1995. – 96с.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 192с.
Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. // Психологический журнал. 1995. № 4.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие. М.:
Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990. № 1.
Столяр З. Выразительные средства музыки. Кишенев.: Киртя Молдованска, 1990.
Тарасов Г.С. О психологии музыки. // Вопросы психологии. 1995. № 5.
Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 1994, - 78с.
Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990. – 184с.
Чепуров В.Н. Театр в школе. Кн. для учителя – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1983. – 112с.
Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников. – М.: Педагогика, 1985, - 144с.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997, - 272с.
Информация о работе Развитие креативности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе