Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:30, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать влияние музыки на жизнь детей дошкольного возраста.
Введение 3
1. Музыка в жизни дошкольников 4
1.1 Роль музыки в жизни ребёнка 4
1.2 Роль музыки в жизни детского сада 7
1.3 Методы и приемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста 13
1.4 Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста 19
2 Влияние музыкотерапии на детей дошкольного возраста 24
2.1 Музыкотерапия и её роль в воспитании детей дошкольного возраста 24
2.2 Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придаётся особенно большое значение. Возникает необходимость повышения роли искусства в нравственном и эстетическом воспитании детей, начиная уже с дошкольного возраста. В этой связи велика роль музыкального искусства.
Музыкальное искусство призвано украшать, облагораживать, преобразовывать духовный мир людей. Каждый народ, под влиянием культурных традиций, жизненных и природных условий, создает каноны, традиции в музыкальном творчестве, преобразуя в звуки любимые темы природы, особенности темперамента, мировоззрений, характеров людей .
Искусство музыки в этом аспекте, наиболее показательно, оно разнообразно и оригинально: разве можно сравнить китайские мелодии, латиноамериканские ритмы, украинские протяжные песни, русские хороводные?
Необходимость развития в детях чувства ритма, понимание красоты музыки, признано дошкольной педагогикой уже очень давно, но в настоящее время несет особую актуальность - нравственное и эстетическое воспитание приобретает все более высокую ценность, а развитие творческой индивидуальности, личности, является приоритетом в педагогике.
Важно, чтобы система активизации музыкальной деятельности дошкольников имела целостный характер, системный подход, отображала педагогические принципы доступности и индивидуального подхода к детям. Кроме того, знакомство с разными стилями и направлениями музыки обогащает внутренний мир детей, расширяет творческие поиски. Приобретенные в процессе восприятия музыки знания, умения и навыки помогут ориентироваться в мире музыкальной культуры, социокультурной среде, сформируют вкус и мировосприятие детей. Изучаемая тема актуальна особенно в наше время [18, стр. 131].
Работая в детском саду, нередко удивляешься тому, как мало наши дети знают о музыкальной культуре, как боятся проявить свою индивидуальность, непохожесть на других. Воспитанные на популярной музыке, звучащей с экранов телевизоров, они не видят и не чувствуют красоты классической , народной музыки.
Именно поэтому проблема развития музыкального восприятия детей становится всё более острой, актуальной. Увлекаясь ярким иностранным и чужеродным, мы, взрослые, забываем о том, что существуют неизменные ценности - классическая, народная музыка, создаваемые поколениями, «крупицы» другого времени. Именно в музыкальной деятельности, развивая музыкальное восприятие детей необходимо формировать эстетической вкус детей, их индивидуальность. Развитие творческой, грамотной, восприимчивой, культурной, независимо мыслящей личности в детском саду - одна из основных задач педагогики нашего времени.
Развитое воображение обогащает все музыкальные проявления детей, но также все виды музыкальной деятельности могут способствовать его развитию.
Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.
Каковы же методы и приёмы, которыми располагает музыкальный руководитель для развития у детей музыкального восприятия?
Наглядно - слуховой метод - один из важнейших в развитии музыкального восприятия . Исполнитель воссоздаёт произведение написанное композитором , при этом необходимо , чтобы музыка вызывала в детях эмоциональный отклик , сопереживание.
По мнению Б.В.Астафьва, именно исполнительская интонация привносит неповторимость в каждое произведение, подобно речевой интонации в актёрском сценическом искусстве. Индивидуальность каждого исполнения зависит от своеобразия интонирования музыкального образа. Дети воспринимают произведение в выбранной исполнителем интерпретации, поэтому необходимо учитывать их возможности восприятия.
Важное значение имеет выбор темпа, сохранение свежести исполнительских красок.
В работе с детьми необходимо широко использовать технические средства обучения - это значительно обогащает восприятие музыки детьми. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. В этом случае дети имеют возможность сравнить звучание музыкального произведения в интерпретации педагога с записью. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки в зависимости от исполнения.
Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Кроме того, у педагога появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, особенностями их звучания. Такие сопоставления придают этому методу проблемный характер, заинтересовывают детей, активизируют их слуховое восприятие.
Наглядно - зрительный метод - имеет вспомогательное значение, используется для усиления впечатлений детей от музыки. Приёмы этого метода дают возможность вызвать в воображении детей зрительные образы, близкие музыке, проиллюстрировать незнакомые явления [14, стр. 97]
Словесный метод - значение этого метода в развитии музыкального восприятия детей велико. С помощью беседы педагог может не только вызвать интерес и привить любовь к музыке, но и расширить представления детей о некоторых явлениях действительности, обогатить их внутренний мир.
От словесной установки, даваемой детям перед слушанием во многом зависит и восприятие музыки детьми. Но следует избегать представлений музыки как изображение конкретных явлений действительности вне опоры на эмоционально-образное содержание.
Б.М. Теплов указывал на недопустимость такого методического приёма, так как вместо того чтобы слушать музыку как выражение определённого содержания дети начинают искать в ней изобразительные намёки, подлежащие расшифровке. В результате у них вырабатывается взгляд на музыку как на язык тёмный, двусмысленный, неопределённый, если не вовсе бессодержательный.
Беседа может включать в себя сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения, но необходимо и осознание детьми тех настроений и чувств , которые выражены в музыкальном произведении - это направление должно являться ядром беседы
В детском саду слушание музыки предлагается проводить опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:
«Какие чувства передаёт музыка?» (первый квартал)
«О чём рассказывает музыка?» ( второй квартал)
«Как рассказывает музыка?» ( третий квартал)
Эта последовательность может использоваться как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от настроений и чувств, выраженных в музыке к различению изобразительных моментов и далее средств выразительности, с помощью которых создан музыкальный образ.
Не следует навязывать ребёнку представлений о музыке как о звуковой иллюстрации каких либо явлений. Моменты изобразительности должны отмечаться в опоре на различение характеров, чувств, настроений , выраженных в музыке.
Беседа направлена на то, что восприятие музыки должно стать более дифференцированным.
Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнивать их с речевыми: вопросительными , просящими , грозными и т.д.
Информация о работе Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста