Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать влияние музыки на жизнь детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1. Музыка в жизни дошкольников 4
1.1 Роль музыки в жизни ребёнка 4
1.2 Роль музыки в жизни детского сада 7
1.3 Методы и приемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста 13
1.4 Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста 19
2 Влияние музыкотерапии на детей дошкольного возраста 24
2.1 Музыкотерапия и её роль в воспитании детей дошкольного возраста 24
2.2 Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста.docx

— 67.56 Кб (Скачать файл)

Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.

Для дидактической игры на различение ритма воспитатель заранее  готовит  карточки  с  условной  записью  ритмического  рисунка знакомых  детям  попевок   из   «Музыкального  букваря»   («Андрей-воробей», «Считалочка», «На лыжах», «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой). Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, триолу, бубен, погремушку и т. д.) Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмью, «записан» ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический  рисунок,  изображенный  на  карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попевку.   Выигрывает  тот,   кто  правильно   назовет  большее количество попевок.

С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что это — полька, вальс или русская плясовая. Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.

Музыка на прогулке

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей н, прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», русская народна; песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать, например «Пошла млада за водой» — русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др.

На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).

Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы, балалайка», «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.

Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль [11, стр. 82].

Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е.  Тиличеевой).

Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.

Музыка на художественных занятиях

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.

Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.

Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами — исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинку.

Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу Н. Потоловского. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать в грамзаписи «Осеннюю песню» П. Чайковского.

Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в грамзаписи в начале занятия, создает определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить. веселого и смешного клоуна в рисунке.

На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — хлебай понемножку!»

Музыка   в   различных   видах   деятельности  дошкольника   должна найти применение благодаря  активной организаторской деятельности педагога [7, стр. 92].

Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

 

1.3 Методы и приемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придаётся особенно большое значение. Возникает необходимость повышения роли искусства в нравственном и эстетическом воспитании детей, начиная уже с дошкольного возраста. В этой связи велика роль музыкального искусства.

Музыкальное искусство призвано украшать, облагораживать, преобразовывать  духовный мир людей.  Каждый народ, под влиянием культурных  традиций, жизненных и природных условий, создает каноны, традиции в музыкальном  творчестве, преобразуя в звуки  любимые темы природы, особенности темперамента, мировоззрений, характеров людей .

Искусство музыки  в этом аспекте, наиболее показательно, оно разнообразно и оригинально: разве можно сравнить китайские мелодии, латиноамериканские ритмы, украинские  протяжные песни, русские хороводные?

Необходимость развития в детях чувства ритма,  понимание красоты музыки, признано дошкольной педагогикой уже очень давно, но в настоящее время несет особую актуальность - нравственное и эстетическое воспитание приобретает все более высокую ценность, а развитие творческой индивидуальности, личности, является  приоритетом  в педагогике.

Важно, чтобы система активизации музыкальной деятельности дошкольников имела целостный характер, системный подход, отображала педагогические принципы доступности и индивидуального подхода к детям. Кроме того, знакомство с разными стилями и направлениями музыки обогащает внутренний мир детей, расширяет творческие поиски. Приобретенные в процессе восприятия музыки знания, умения и навыки помогут ориентироваться в мире музыкальной  культуры, социокультурной среде, сформируют вкус и мировосприятие детей. Изучаемая тема актуальна особенно в наше время [18, стр. 131].

Работая в детском саду, нередко удивляешься тому, как мало наши дети знают о музыкальной культуре, как боятся проявить свою индивидуальность, непохожесть на других. Воспитанные на  популярной музыке, звучащей с экранов телевизоров, они не видят и не чувствуют красоты классической , народной музыки.

Именно поэтому проблема развития музыкального восприятия детей становится всё более острой, актуальной. Увлекаясь ярким иностранным и чужеродным, мы, взрослые, забываем о том, что существуют неизменные ценности - классическая, народная музыка, создаваемые поколениями, «крупицы» другого времени. Именно в музыкальной деятельности, развивая музыкальное восприятие детей необходимо формировать эстетической вкус детей, их индивидуальность. Развитие творческой,  грамотной, восприимчивой, культурной, независимо мыслящей личности в детском саду - одна из основных задач педагогики нашего времени.

Развитое воображение обогащает все музыкальные проявления детей, но также все виды музыкальной деятельности могут способствовать его развитию.

Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог  побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.

Каковы же методы и приёмы, которыми располагает музыкальный руководитель для развития у детей музыкального восприятия?

Наглядно - слуховой метод - один из важнейших в развитии музыкального восприятия . Исполнитель воссоздаёт произведение написанное композитором , при этом необходимо , чтобы музыка вызывала в детях эмоциональный отклик , сопереживание.

По мнению Б.В.Астафьва, именно исполнительская интонация привносит неповторимость в каждое произведение, подобно речевой интонации в актёрском сценическом искусстве. Индивидуальность каждого исполнения зависит от своеобразия интонирования музыкального образа. Дети воспринимают произведение в выбранной исполнителем интерпретации, поэтому необходимо учитывать их возможности восприятия.

Важное значение имеет выбор темпа, сохранение свежести исполнительских красок.

В работе с детьми необходимо широко использовать технические средства обучения - это значительно обогащает восприятие музыки детьми. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. В этом случае дети имеют возможность сравнить звучание музыкального произведения в интерпретации педагога с записью. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки в зависимости от исполнения.

Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Кроме того, у педагога появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, особенностями их звучания. Такие сопоставления придают этому методу  проблемный характер, заинтересовывают детей, активизируют их слуховое восприятие.

Наглядно - зрительный метод - имеет вспомогательное значение, используется для усиления впечатлений детей от музыки. Приёмы этого метода дают возможность вызвать в воображении детей зрительные образы, близкие музыке, проиллюстрировать незнакомые явления [14, стр. 97]

Словесный метод - значение этого метода в развитии музыкального восприятия детей велико. С помощью беседы педагог может не только вызвать интерес и привить любовь к музыке, но и расширить представления детей о некоторых явлениях действительности, обогатить их внутренний мир.

От словесной установки, даваемой детям перед слушанием во многом зависит и восприятие музыки детьми. Но следует избегать представлений музыки как изображение конкретных явлений действительности вне опоры на эмоционально-образное содержание.

Б.М. Теплов указывал на недопустимость такого методического приёма, так как вместо того чтобы слушать музыку как выражение определённого содержания дети начинают искать в ней изобразительные намёки, подлежащие расшифровке. В результате у них вырабатывается взгляд на музыку как на язык тёмный, двусмысленный, неопределённый, если не вовсе бессодержательный.

Беседа может включать в себя сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения, но необходимо и осознание детьми тех настроений и чувств , которые выражены в музыкальном произведении - это направление должно являться ядром беседы

В детском саду слушание музыки предлагается проводить опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

«Какие чувства передаёт музыка?» (первый квартал)

«О чём рассказывает музыка?» ( второй квартал)

«Как рассказывает музыка?»  ( третий квартал)

Эта последовательность может использоваться как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении  нескольких занятий: от настроений и чувств,  выраженных в музыке к различению изобразительных моментов и далее средств выразительности, с помощью которых создан музыкальный образ.

Не следует навязывать ребёнку представлений о музыке как о звуковой иллюстрации каких либо явлений. Моменты изобразительности должны отмечаться в опоре на различение характеров, чувств, настроений , выраженных в музыке.

Беседа направлена на то, что восприятие музыки должно стать более дифференцированным.

Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнивать их с речевыми: вопросительными , просящими , грозными и т.д.

Информация о работе Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста