Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:29, реферат
Александр Васильевич Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область).
В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне – ГИТИС), где занимался у А.Н. Корещенко и В. Калинникова. Учился также в Народной конскрватории у Б.Л. Яворского.
С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-ой студии МХАТа.
Историко-стилистический анализ………………………………………...3
Музыкально-теоретический анализ……………………………………….5
Вокально-хоровой анализ………………………………………………….8
Исполнительский анализ…………………………………………………..9
Нотное приложение
Новосибирский областной колледж культуры и искусства
Словацкая народная песня
в обработке А. Свешникова, слова Басовой
«Сапожки»
Выполнила: студентка II курса
группы 23а
Лунина Алёна
Класс преподавателя:
Ефремовой Елены Сергеевны
Новосибирск 2013
Содержание
Историко-стилистический анализ.
Александр Васильевич Свешников (1890 – 1980) – советский и российский дирижер, хормейстер, педагог, музыкальный деятель. Народный артист СССР (1956), Герой социалистического труда (1970), Лауреат Сталинской премии второй степени (1946), с 1950 года Член ВКП (б).
Творческий путь.
Александр Васильевич Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область).
В 1913 году окончил Музыкально-
С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-ой студии МХАТа.
В 1928 – 1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936 – 1937 – художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937 – 1941 годы – художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.
В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства).
В 1944 – 1947 годы преподавал в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (в 1944 – 1948 годы декан дирижерского факультета; с 1946 – профессор; в 1948 – 1975 годы – ректор).
Являлся главным дирижером ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964 года) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса им. П.И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974 годы).
Александр Васильевич Свешников умер 3 января 1980 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
После кончины его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.
Характеристика творчества и деятельности.
Свешников А.В. был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор исполняются.
Репертуар ГАРХ во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал в себя множество крупных форм русских и зарубежных авторов.
Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С.В. Рахманинова, осуществленная им в 1965 году.
Свешников был назначен
ректором Московской консерватории
в ходе музыкально-идеологического пог
Занимая пост ректора
консерватории на протяжении почти
30 лет, Свешников А.В. проводил самую
жесткую линию, представлявшую собой
характерную смесь ортодоксальн
Награды и звания.
Сталинская премия второй степени (1946) – за концертно-исполнительскую деятельность;
Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки (1967) – за концертные программы хора (1964 – 1965 и 1965 - 1966);
Народный артист СССР (1956);
Герой социалистического Труда (1970);
Три ордена Ленина (1960, 1966, 1970);
Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950).
Почетный член Королевской академии музыки (Великобритания).
Среди известных учеников: Владимир Минин, Виктор Попов, клавдий Птица, Борис Тевлин, Михаил Турецкий, Александр Юрлов.
Сведения об авторе словесного текста отсутствуют.
Музыкально-теоретический анализ.
Словацкая песня.
Песни словаков по тематике и жанровому составу имеют некоторые общие черты с чешскими. Интересны исторические песни, воспевающие эпоху героического сопротивления турецким завоевателям. Как и у других западных славян, у словаков не сложилось героического эпоса, но высоко развито лиро-эпическое творчество. Словацкие баллады обладают высокими художественными достоинствами. Сюжетную основу их составляют быт семьи и деревни, отголоски исторических событий и т.п.
По мелодической структуре в словацкой песне выделяется две группы: предгармонические (старые) и гармонические (новые). Стих словацкой песни — песенный силлабический, в котором есть и деление на стопы. Посредством рифмы образуются двустишия, типичные для словацкой песни. Часты устойчивые пары рифм. Размером и построением стих согласуется с мелодической структурой песни. В современных песнях отражены революционные изменения в жизни народа после освобождения. Они возникают большей частью в деревне, и основное место в них занимает тема коллективизации сельского хозяйства, связанные с ней перемены в общественном и семейном быте. Мелодически эти песни связаны с традиционным фольклором.
Народная музыка.
Для ритмической структуры
песенно-музыкальных
Особого блеска и виртуозной импровизации словацкая народная музыка достигает в старинных песнях и танцах горцев.
Больше всего особенностей в словацкую народную музыку вносит интерпретация. Это — мелодические модификации (вариации, украшения), ритмические (триоли, синкопы), агогические разбеги и задерживания игры, динамические разновидности (сфорцандо и маркато).
Народные музыкальные инструменты словаков разнообразны. Несколько разновидностей имеют духовые инструменты: тромбиты (двух- или трехметровые деревянные трубы с амбушюрой и воронкообразным резонатором на конце, обвитые черешневой корой), различной формы дудки, рожки, флейты, фуяры, волынки. Из струнных инструментов известны скрипки и цимбалы.
Первоначальная форма народных оркестров — классическая тройка, состоящая из двух скрипок и контрабаса или виолончели, в которую постепенно входили другие инструменты: еще одна скрипка, виолончель, цимбалы, кларнет.
Из местных типов яркой импровизацией выделяется «горальская двойка» из скрипки и волынки.
Для современного состояния характерно частичное сохранение местной традиции, появление иностранных инструментов (гитары, мандолины, различных гармоник), танцевальной и джазовой музыки. Старинные самодельные музыкальные инструменты большей частью заменены фабричными. Из народных еще встречаются свирели, флейты, фуяры и волынки.
Словацкая народная песня «Сапожки» в обработке А. Свешникова написана в куплетной форме, темп Оживленно (Agitato), на протяжении всего произведения темповых изменений нет.
Сапожки, сапожки, чудо сапожки.
Мои сапожки шелками шиты,
Что вы так грустно глядите?
Мои сапожки золотом крыты,
Что так печально стоите?
Мы слишком долго лихо плясали,
Так, что подметки отстали.
Чтоб вновь, как прежде, в пляске блистать нам,
К мастеру надо попасть нам.
Мои сапожки, вас мастер справит,
Будете снова танцевать,
Золота блеском, шелком чудесным
Будете снова всех пленять.
Схема произведения:
На протяжении почти
всего произведения сохраняется
гармонический стиль письма. Лишь
с 7 по 14 такты на первый план выходит
тема в партии солистки, а хор
выполняет функцию
Произведение написано в тональности f-moll (фа-минор). Весь тональный план тесно связан с поэтическим текстом.
Так, с 1 по 14 такты господствует тональность f-moll, так как в литературном тексте говорится: «Мои сапожки….что так печально стоите?....Мы слишком долго лихо плясали так, что подметки отстали….Чтоб вновь, как прежде, в пляске блистать нам, к мастеру надо попасть нам». Затем, с 15 по 30 такты происходит отклонение в параллельный As-dur (Ля бемоль-мажор). Данное изменение тональности также связано со словесным текстом: «Мои сапожки, вас мастер справит, будете снова танцевать, золота блеском, шелком чудесным будете снова всех пленять». Динамика – f – отражает характер литературного текста. Заканчивается произведение в основной тональности – f-moll. Для того чтобы отобразить хрупкость и красоту «блеска золота» и «чудесного шелка» композитор указывает динамику mf (с 23 такта).
Гармонический язык первой части – с 1 по 4 куплеты – (1 – 14 такты) достаточно прост – это T-S-D (тонико-доминантовое) соотношение. Зато вторая часть – 5 куплет – (15-30 такты) насыщена различными тональными отклонениями. Так, например, 1 предложение второй части (15-22 такты) начинается в As-dur (15 такт), затем через T7 (16 такт) происходит отклонение в F-dur (Фа-мажор), далее следует Es-dur (Ми бемоль-мажор), который приводит нас снова в As-dur. Во втором предложении второй части гармонический план «идет» тем же путем, за исключением последних двух тактов, где появляется долгожданный C-dur (До-мажор) и возвращает слушателя в основную тональность всего произведения – f-moll.
Для передачи танцевального характера на протяжении всего произведения используется синкопированный ритм. Синкопа – это перемещение ударения с сильной доли такта на слабую, что придает произведению более энергичное настроение.
3. Вокально-хоровой анализ.
Сопрано 1 Сопрано 2 Альт
4. Исполнительский анализ.
В данном сочинении в качестве определяющей манеры звуковедения используется штрих легато.
Исполнителю при пении в высокой тесситуре далеко не безразлично, на какой гласной распеваются слоги текста или дана выдержанная нота. Последовательность сочетания гласных в тексте также бывает удобной для достижения ровного по тембру звука или способствует его «пестроте», которую иногда трудно преодолеть. Это связано с особенностью фонации той или иной гласной.
Для исполнения этого произведения достаточен камерный или средний состав хора (30 – 35 человек). Хор может быть как профессиональным, учебным, так и самодеятельным.
Композитор трактует темп как «Оживленно», показание метронома отсутствует. Внутри произведения изменения темпа не отмечаются.
Для дирижера важная задача – не отклоняться от показания метронома, так как не удастся передать художественный образ произведения, который стремился изобразить А. Свешников.
Информация о работе Словацкая народная песня в обработке А. Свешникова, слова Басовой «Сапожки»