Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 20:16, реферат
Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Хор (солист) и пианист в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Искусство аккомпанемента – это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не второстепенная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки хора либо солиста. Правильнее было бы ставить вопрос не об аккомпанементе, а о создании вокального или инструментального ансамбля.
Введение
Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы.
Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Хор (солист) и пианист в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Искусство аккомпанемента – это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не второстепенная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки хора либо солиста. Правильнее было бы ставить вопрос не об аккомпанементе, а о создании вокального или инструментального ансамбля.
Цель реферата – изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера.
Задачи реферата – 1) описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера; 2) выявить специфику деятельности концертмейстера в условиях работы с хоровым коллективом и в классе хорового дирижирования.
Глава 1. Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера
1.1 О сущности аккомпанемента. Основные исполнительские средства
Певец или хор словом и мелодией (голосом) высказывает основную мысль и эмоциональную окраску произведения. Если в основе мелодии лежит интонационное высказывание личности, то сопровождение мелодии представляется совокупностью дополняющих такое высказывание внутренних и внешних обстоятельств, весьма различных по своему значению: аккомпанемент может характеризовать действия и движения самого персонажа, его состояние, темп и пульс высказывания, раскрывать внутренний мир человека, обрисовывать внешнюю обстановку.
Аккомпанемент
как часть музыкального произведения
является сложным комплексом выразительных
средств, в котором содержится выразительность
гармонической опоры, её ритмической
пульсации, мелодических образований,
регистра, тембра и т.д. Вместе с тем
эта сложная организация
«В сложном взаимодействии с выразительностью регистра, тембра, динамики, артикуляции и других средств в современном виде ритмо-гармонической опоры достигается синтетическое единство, подчинённое и содействующее главной мысли – солирующему голосу. По формальному определению, это «сопровождение» (аккомпанемент), а по смыслу – в той или иной мере – конкретные и развёрнутые «дополняющие обстоятельства». От темпоритмической характеристики высказывания, движения, состояния до высоко развитых форм, создающих изобразительный фон, диалогические и драматургические сопоставления, сопровождение всегда выполняет свою художественно-образную роль» [7, 24]
Все виды
сопровождения, в том числе простейшая
метроритмическая основа ударного характера,
различные танцевальные формулы, аккордовая
пульсация, гармоническая фигурация,
разнообразные формы
Изучение аккомпанемента является, в первую очередь, художественно-эстетической проблемой, а методический подход, трактующий этот предмет как сумму практических навыков, ошибочен в самой своей методологической основе.
Анализ музыкального содержания, представляющий, с одной стороны, проблему теоретического и психологического исследования, с другой стороны, является первым положением практической методики и исполнительства.
Основанное на понимании содержания исполнительство является и конечной его конкретизацией, без которой объективно данный композитором материал не может быть полностью раскрыт как реальное эстетическое явление.
Рассмотрение типичных форм аккомпанемента должно направить внимание исполнителя на ряд важных моментов:
Эти общие
задачи следует дополнить
Если
в инструментальной музыке тот или
иной оттенок и его мера определяется
знанием стиля и жанра, ощущением
общих музыкальных
В вокальной музыке словесный текст является надёжным аргументом. То, что в инструментальной музыке может быть предоставлено произвольности вкуса, в вокальном аккомпанементе обретает убедительную художественную мотивировку. Конкретность образа подсказывает более точную меру штриха.
Едва ли не самым частым камнем преткновения в аккомпанементе является агогика вокального исполнения. Малоопытному концертмейстеру агогические отступления дирижера, управляющего хором, представляются произвольными, неожиданными, а подчас и «незаконными». Надо ясно понять, что вокально-хоровое исполнительство не «покушается» на основы музыкального ритма – живая ритмизованная ткань музыки насыщена вокальностью и песенностью. Чем яснее это будет пианисту, тем осмысленнее будет и его сольная инструментальная «речь».
В формальном отношении агогика представляет собой ускорение или замедление движения, не приводящее к перемене среднего темпа. Применительно к фразам, предложениям и более крупным построениям термины агогики (accelerando, ritardando и др.) достаточно ясны. Мельчайшее же агогические отклонения, содействующие естественности и выразительности музыкально-речевого произнесения, мало доступны точным обозначениям и регламентации – в них проявляются в основном индивидуальное ощущение, вкус, эмоциональность исполнителя. Опытные мастера ансамбля воспринимают ритмические отступления исполнителя преимущественно тонким ощущением его артистических намерений. Такая чуткость, безусловно, является наиважнейшей способностью концертмейстера.
В вокальной музыке наиболее отчётливо выступает агогика интонаций. Она особенно ярко проявляется в экспрессивности интервального скачка. Ход мелодии на большой интервал всегда свидетельствует о значительном эмоциональном сдвиге.
Концертмейстеру не следует воспринимать агогические отступления руководителя хорового коллектива, как неожиданность, случайность, произвол: он должен понять их логичность и эмоционально-смысловую оправданность, воспринять и усвоить художественный образ и все тонкие оттенки музыкальной речи. Это именно и составляет основную предпосылку ансамблевой синхронности.
Динамика – одно из наиболее действенных средств индивидуальной интерпретации. В зависимости от конкретной художественной функции, в сопровождении может быть использован весь диапазон силы звучания, от крайнего pianissimo до предельного forte. Кривая динамики, так же как уровень звучности, подчиняется солирующему голосу и определена содержанием. Мельчайшие динамические нарастания и падения (микродинамика) служат интонационному звукосопряжению, равно естественности и выразительности слова и фразы, и во многих случаях выступают в совместной связи с агогикой.
В вокальной музыке сюжет, литературный текст во многих случаях подсказывают и динамику аккомпанемента. Тем не менее, всегда следует учитывать меру силы, аккомпанируя, к примеру, младшему хору музыкальной школы или смешанному хору, и соответственно этому регулировать весь динамический план.
Чем интонационно богаче сопровождение, тем ярче его образ. Это одна из основных проблем артистического перевоплощения концертмейстера-художника. Психологическая настройка дружественности, сопереживания, пристального и трепетного внимания ко всем перипетиям событий, чувствований, оттенкам речи воплощаемого хором сюжета – вплоть до полного слияния с ним – создаёт подлинно высокое качество ансамбля. Так называемое «аккомпаниаторское чутьё» есть не ремесленническое умение следовать за дирижером и хором синхронно и динамически, но способность почувствовать замысел и намерения солиста и с добровольной послушностью и осторожной инициативой сочетать с ними трактовку своей партии.
1.2 Специфика работы концертмейстера
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с хоровым коллективом отдельных партий, знание вокальных трудностей и причин их возникновения, умение не только контролировать артиста хора, но и подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков и т. д. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. От мастерства и вдохновения концертмейстера почти всегда зависит творческая атмосфера хорового коллектива.
Функции концертмейстера, работающего с хором, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются и в разучивании с хористами нового репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.
Опыт показывает, что главной отличительной чертой концертмейстерской деятельности является необходимость развития навыков и умений слушать не только себя, но и исполнителя. Именно в двойной концентрации и активности слухового внимания пианиста скрыта главная черта концертмейстерской деятельности. В процессе аккомпанирования слуховое внимание пианиста проходит ряд характерных этапов развития и формирования. А именно: первый этап непосредственно связан с вслушиванием и осознанием собственной партии, которую пианисту необходимо прочно выучить и свободно, уверенно исполнять; второй этап – обусловлен с восприятием хоровых партий, которые пианист также внимательно разучивает, подпевая себе во время исполнения; третий этап – самый сложный, в нём происходит слуховая адаптация, постепенное слияние обеих партий в ансамбль и, наконец, четвёртый этап – заключительный, кульминационный, когда в слуховом сознании пианиста обе партии, под руководством дирижера, соединяются в единый звуковой поток и слышится единый ансамбль.
Все перечисленные
этапы очень значимы и
Научиться
хорошо, аккомпанировать не менее
трудно, чем научиться хорошо, играть
на рояле. Плохой пианист никогда
не сможет стать хорошим аккомпаниатором,
впрочем, и не всякий хороший пианист
достигнет больших результатов
в аккомпанементе, пока не усвоит законы
ансамблевых соотношений, пока не разовьёт
в себе чуткость к партнёру, не ощутит
неразрывность и взаимодействие
между партией солиста и
Современный пианист, посвятивший себя подобной деятельности, является одновременно и ведущим, и ведомым, и педагогом-наставником, и покорным исполнителем воли своего солиста, а в целом – его другом и соратником. Для того, чтобы концертмейстер мог быть удобным партнёром, для того, чтобы он мог быть настоящим помощником дирижера, он должен владеть искусством быстрой ориентации в нотном тексте. Аккомпаниатору необходим музыкантский охват, видение всего произведения : формы, партитуры, состоящей из трёх строчек; это и отличает концертмейстера от пианиста-солиста. В этом и состоит специфика его профессии.
В подкрепление
этой мысли считаю уместным привести
слова замечательного певца-музыканта,
одного из основоположников вокального
камерного исполнительства