Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:59, доклад
Описание работы
Феодальная Европа возникла на развалинах Западной Римской империи. Колониальную периферию этой империи составляли страны с огромными территориями, заселёнными множеством племён и народов - кельтами, германцами, готами, галлами и другими. В течение долгих веков - до римского владычества и во время его - они создали, в рамках родового строя, свою культуру - зодчество, художественные ремёсла, эпические сказания, песни и инструментальную музыку. Развитым и разнообразным музыкальным искусством, едва ли уступавшим римскому, обладала Галлия, - особенно в городах, где культивировалось сольное и хоровое пение, игра на кифарах и флейтах.
Феодальная Европа возникла на развалинах
Западной Римской империи. Колониальную
периферию этой империи составляли страны
с огромными территориями, заселёнными
множеством племён и народов - кельтами,
германцами, готами, галлами и другими.
В течение долгих веков - до римского владычества
и во время его - они создали, в рамках родового
строя, свою культуру - зодчество, художественные
ремёсла, эпические сказания, песни и инструментальную
музыку. Развитым и разнообразным музыкальным
искусством, едва ли уступавшим римскому,
обладала Галлия, - особенно в городах,
где культивировалось сольное и хоровое
пение, игра на кифарах и флейтах. Была
своя музыка и у древних германцев, стоявших
тогда на более низкой ступени культурного
развития. Римский историк Тацит и другие
авторы отмечают суровый, порою дикий
характер искусства, выразившего, видимо,
душевный облик этого воинственного народа,
и царившие у него жестокие нравы. Глубокий
след в истории музыки оставила древняя
культура кельтских народов, особенно
в Ирландии, где они сохранили независимость
к началу нашей эры и далее вплоть до нормандского
завоевания XI века. Но прежде чем углубиться
в тему, проясним некоторые вопросы.
Всякий, кто приступает к изучению раннего
средневековья, встречается на первых
же шагах с рядом требующих немедленного
разрешения вопросов: во-первых - с какого
момента можно говорить о "средних веках"
и по каким признакам эта эпоха отличается
от "древнего мира"; во-вторых - на
какой почве и в каких общественных условиях
зародилась и стала развиваться та культура,
которую мы можем характеризовать как
средневековую, не античную, хотя она пользуется
тем же латинским языком, что и её предшественница;
в-третьих - каково её соотношение с этой
предшественницей, с той античной латинской
культурой, которую принято называть не
латинской, а римской?
Первый вопрос - какую дату можно считать
началом средних веков - наиболее просто
разрешался в старых школьных учебниках:
такой датой считался 476 год, когда германец
Одоакр, командовавший западно-римской
армией (состоявшей в основном из наёмных
германцев различных племён), лишил императорской
власти малолетнего императора Ромула
Августула, сына другого военачальника,
римлянина Ореста. Армия провозгласила
Одоакра королём, однако титул римского
императора он себе не присвоил, отослал
от имени сената знаки императорского
достоинства константинопольскому императору
Зенону, а сам удовлетворился полученным
от Зенона званием "римского патриция"
и "блюстителя власти". В этом звании
он управлял Италией до 493 года, когда был
побеждён и убит остготским королём Теодорихом,
новым завоевателем Италии. Эта общепринятая
дата - 476 год - отмечает только политический
рубеж между древностью и средними веками.
Два следующих вопроса не так просты и
не имеют такого односложного ответа,
как первый.
Слабость центральной власти Римской
империи уже с III века повела к усилению
власти крупных землевладельцев, бравших
на себя поставку рекрутов в армию, сбор
податей, а нередко суд и расправу по своим
местам. Таким образом, уже в недрах Римской
империи исподволь слагалась новая экономическая
система: феодальный строй. Рабовладельцы
превращались в феодалов-крепостников,
рабы - в "свободных" крепостных. Другой
важной чертой во всём облике западно-римского
мира было резкое изменение этнографического
состава. В начале V в. и большей части VI
в. карта Западной Европы непрерывно менялась.
Из прочно организованных римских провинций
Европа превратилась в подвижный конгломерат
неустойчивых варварских государств,
пытавшихся закрепиться то в той, то иной
части Западно-римской империи как в последние
десятилетия её почти призрачного существования,
так и после её крушения. В начале V в. осесть
в Италии попытались вестготы, занимавшие
до этого Балканский полуостров; в 410 г.
их вождь Аларих впервые захватил Рим,
давно покинутый императорами (обосновавшимися
в Милане, а при приближении опасности
- укрывавшимися в окружённой болотами
Равенне). Но после безвременной смерти
Алариха его преемник Атаульф вывел своё
племя из Италии и сперва занял галльские
земли к югу от Гаронны, а потом - и всю
Испанию, вытеснив оттуда другое племя
германских завоевателей - вандалов. Вандалы
продвинулись через Гибралтарский пролив
в Африку, захватили её вплоть до Гиппона
и Карфагена, король их Гейзерих добился
признания независимости своего молодого
государства, а в 455 г. даже сделал через
море набег на Рим. Это германское племя,
обосновавшееся в Северной Африке, и дало,
с "легкой руки" арабов, завоевавших
впоследствии Испанию, название южной
части Испании - Андалусия (от вандалусия)
- т.к. именно откуда пришло в Африку племя
вандалов.
В то же время продолжается наступление
германцев и со стороны Рейна. Здесь на
территорию империи вторгаются сперва
бургунды, получившие в надел земли между
Женевским озером и средней Роной, а потом
франки, то племя, которому была суждена
наиболее долгая и блестящая судьба. Их
король Хлодвиг, внук легендарного Меровея
и основатель династии Меровингов, правил
первоначально лишь небольшой областью
на нижнем Рейне, но затем в течение трёх
десятилетий завоевал почти всю территорию
современной Франции; а преемники его,
подчинив государство бургундов, раздвинули
франкские владения до самого Средиземного
моря.
Такова история этнических передвижений
V в.: на первый взгляд, они кажутся беспричинными
и непонятными, особенно если вспомнить,
что эти племена, преодолевавшие такие
огромные пространства с женами, детьми
и всем скарбом, не были настоящими кочевниками
и уже несколько столетий жили земледелием
и скотоводством. Причины этого "великого
переселения народов" были двоякими:
во-первых, неумение вести сельское хозяйство
столь интенсивно, чтобы прокормить численно
выросшие племена в суровых северных условиях;
во-вторых, натиск с востока, со стороны
кочевых племён аваров и гуннов, оказывавших
давление на остготов и вестготов и принудивших
их искать новых земель во владениях Римской
империи; а затем уже передвижение одного
тронувшегося с места племени приводило
в движение и другое.
К середине VI в. положение в Западной
Европе несколько стабилизировалось:
вся бывшая Западно-римская империя перестала
принадлежать римлянам и романизированным
галлам, иберам, пунийцам; владыками и
хозяевами всюду стали короли германских
племён - покорителей. Надо было волей-неволей
ужиться с ними и создать какой-то новый
образец материальной жизни и духовной
культуры. И здесь, хотя и в несколько изменённом
виде, произошло то же самое, о чём за шесть
веков до этого писал Гораций:
Только в данном случае роль Греции сыграл
Рим.
Переходный период от античного мира
к средним векам закончился, началось
подлинное раннее средневековье, в котором
движущими культурными факторами были
христианская церковь и античная литература.
Из параллельного существования и взаимодействия
этих двух факторов и родилась культура
средних веков и её венец - латинская литература,
являющаяся главным источником по изучению
духовной культуры этой эпохи. В формировании
музыкальной культуры средневековой Европы
доминирующим фактором стала христианская
церковь.
Восток и запад
/Пиренейский полуостров.
Появление лютни в Европе/
Исторические события раннего средневековья,
разворачивающиеся на стыке Востока и
Запада, создали предпосылки для возникновения
новой, важной, ступени в эволюции щипковых
инструментов Европы. В поле нашего зрения
опять попадает Пиренейский полуостров.
Начиная с V до VIII веков - Испания в руках
германских племён. Вестготы создали государство
со столицей в Толедо, развивали свою культуру.
От них и сохранились первые письменные
памятники музыкальной культуры Иберийского
полуострова: в Codex d'Azaga (VII век) находится
старейшая из дошедших до нас испанских
мелодий. Государство вестготов простиралось
от Кадиса на юге до Орлеана на севере
- факт, который многое объясняет в общности
музыкального развития Испании и Южной
Франции.
В 710 г., после смерти короля Витицы, вестготская
знать не признала наследником его сына
и посадила на престол герцога Бетики
- Родрига. Сыновья Витицы бежали к утвердившимся
к тому времени в Северной Африке арабам,
и по их приглашению арабский полководец
Тарик-бен-Сеид предпринял завоевательный
поход в Испанию. Тарик (или Тариф) - полководец
наместника Северо-африканского халифата
Мусы. Высадившись в 711 г. со своим войском
в Испании, у скалы, называемой по его имени
Джабель-Тарик (т.е. скала Тарика - Гибралтар),
и соединившись с войском мятежного феодала
графа Хулиана (дочь которого, Каву, по
преданию король Родриго соблазнил), Тарик
уничтожил в восьмидневной битве, с 19 по
26 июля 711г., войско вестготов. Победа открыла
арабам доступ в глубь Пиренейского полуострова.
Сам Родриго пропал в последний день битвы.
Раньше считалось, что битва произошла
на реке Гвадалете близ города Херес де-ла-Фронтера
(Херес Пограничный). Так говорилось и
в народных романсах. Позднейшие исследования
установили, что они произошли у самого
Гибралтара. Родриго поспешил навстречу
Тарику и дал бой, не дождавшись подкрепления,
поспешность - явившаяся одной из причин
неудачного для христиан исхода сражения.
Эти события и явились тем поворотным
пунктом, оказавшим впоследствии существенное
влияние на развитие щипковых инструментов
Европы, да и в какой-то мере на европейскую
цивилизацию в целом.
Этот исторический эпизод (не Даниила
Хармса об Иване Сусанине) изложен огромным
количеством авторов - от средневековых
до современных. Он отражён в Испанском
Романсеро - цикле исторических романсов,
упоминается он и в необычном романе XVI
века испанского автора Переса де Ита.
Уделил ему внимание и Вашингтон Ирвинг.
Нам также интересна версия арабского
историка IX века Абд ар-Рахмана ибн Абд
ал-Хакама, чей рассказ живописует мельчайшими
подробностями, а также андалусского ученого,
историка и поэта Ибн аль-Кутыйя описанная
в "Истории завоевания Андалусии".
Единственно, арабский стиль изложения
крайне тяжело воспринимается европейским
читателем, к тому же арабские писатели
сильно коверкают испанские имена, как,
впрочем, мы арабские - проблема идиома.
Ослабленное внутренними распрями вестготское
государство оказалось лёгкой добычей
арабских завоевателей. В 713г. была провозглашена
власть Дамасского халифа над Испанией.
В течение 711 - 718 гг. арабы (мавры - как их
называли испанцы) установили своё господство
над большей частью полуострова, за исключением
горной Астурии. С этого момента Кордова,
Гранада и Севилья становятся центрами
мавританской Испании. Арабы вторглись
и во Францию, но в 732 г. в битве при Пуатье
они были разбиты франками, и их дальнейшее
продвижение в Европу было остановлено.
В результате свержения Омейядов (или
Умайядов) - династии Дамасских халифов
- последний представитель этой династии
Абдеррахман укрылся в Испании, объединил
вокруг себя ряд мавританских вождей и
после успешной борьбы провозгласил в
758г. независимый от Дамасского халифата
Кордовский эмират. Против последнего
в конце VIII в. и в начале IX в. выступил Карл
Великий, пытавшийся завладеть Испанией,
но в результате ряда походов ему удалось
лишь образовать в северо-восточной части
полуострова т.н. Испанскую марку.
По своему составу завоеватели были неоднородны.
Наряду с арабами, пришедшими из Азии,
было много североафриканских берберов,
находившихся на низкой, варварской ступени
развития. Берберов испанцы называли маврами,
а т.к. в дальнейшем в Испании появлялись
всё новые и новые группы мавров, то это
название стали применять одинаково в
отношении арабов и североафриканских
племён. Арабы же, в отличие от берберов,
были представителями городской культуры.
Среди восточных культур арабская была
одной из самых блестящих и оригинальных,
в т.ч. и в области музыки. Эта культура
не только составила неотъемлемую часть
истории и духовной жизни самих арабских
народов.
Она распространилась далеко за пределы
ближнего востока, и лучшие её элементы
освоены были на западе Европы - в Испании
и других странах. Но в ещё большей степени
сами арабы усвоили многие научные и художественные
достижения Греции и Египта, Азербайджана
и Таджикистана, Ирана и Индии. Правда,
это взаимное обогащение происходило
в весьма антагонистических формах. В
VII - VIII веках арабская феодальная держава
(халифат) под знаменем ислама завоевала
не только всю Переднюю Азию и Северную
Африку, но и поработила хорезмийцев, таджиков,
туркменов, захватила Закавказье на крайнем
юго-востоке Европы и Пиренейский полуостров
- на юго-западе. Переднеазиатские и североафриканские
страны были арабизированы, остальные
продолжали сопротивляться арабскому
владычеству. Но в этих противоречивых
и жестоких формах развитие и распространение
арабской культуры, а через арабов - культуры
и искусства, покоренных халифатом неарабских
стран - сыграло свою роль.
Ко времени вторжения Тарика-бен-Сеида
в Испанию арабская музыка выработала
свой оригинальный тип тематического
развития, отчасти уравновешивающий статичность
мелодики. Песне предшествует инструментальная
интродукция. Это - "сгусток" напева,
своего рода формула лада. Тематическое
зерно постепенно обрастает повторами-вариантами:
орнаментальное кружево заплетается всё
гуще и причудливее, усложняются ритмические
фигуры, а темп становится быстрее и быстрее.
Всё вместе взятое создаёт великолепный
эффект расцветания образа, разгорания
эмоции. В крупных композициях жанра макама
этот тип развития значительно усложнился.
Характерные тембры арабской музыки
неразрывны были не только с особенностями
фонетики певческого голоса, но и с природой
инструментального звука. Не создав своего
музыкального театра, арабы зато чрезвычайно
развили самостоятельную инструментальную
культуру. В игре на барабанах, бубне с
богатой и островыразительной полиритмией;
на духовых - флейтах, аргулях; в игре на
струнных смычковых и щипковых инструментах
они достигли тончайшего артистизма. Славилось
исполнение на смычковом двухструнном
ребабе и на щипковых - танбуре, цитре и
лютне (аль-уд) семнадцатиступенного строя.
Известны имена многих арабских певцов
и инструменталистов начиная с VII столетия.
В период династии Омейядов славились
Ибн-Айша, Мабад, выдающаяся певица Джамиле.
В период Аббасидов (VIII - IX века) - Ибрахим
аль-Маусали, создавший не менее девятисот
песен; виртуоз на струнных инструментах
Зальзаль; музыкант Зириаб, певший на память
тысячи песен и усовершенствовавший аль-уд.
По свидетельству среднеазиатского учёного
аль-Фараби (870-950гг.), лютня пользовалась
большим почётом на мусульманском востоке.
Интересные сведения об арабских виртуозах-лютнистах
при дворе аббасидских халифов (Ал-Мамуна
и легендарого Харуна ар-Рашида) можно
найти у арабского писателя X в. Абу-ль-Фараджа
аль-Исфахани: "…Тут Исхак (Абу Сафван)
взял лютню, поменял местами двойную струну
и струну бамм, струну зир поменял местами
с тройной, поместив бамм и тройную вместо
струн зир и двойной. Затем ударил по струнам
и воскликнул: Пусть поёт любой, кто пожелает!
И Мухарик запел под его игру. Исхак играл
так, словно струны и не были переставлены:
ритм не нарушался, никакой фальши не было
слышно…". Или описанный им другой случай,
где музыкант играет на заведомо расстроенной
лютне - струны спущены, но исполнение
происходит безукоризненно - просто арабский
Паганини VIII или IX века.
Кордовский эмират, а с X в. халифат, становится
крупнейшим культурным центром мавританской
Испании, где существовал неизменный интерес
к музыке, здесь стремились сравняться
с Багдадом, откуда приглашались на постоянную
работу музыканты. Так, в 822 году в Кордову
приехал знаменитый Зириаб, ставший основоположником
т.н. андалусского стиля арабской музыки.
Со славой Кордовы соперничают Севилья
и Гранада, и не только в области культуры.
Политические амбиции не дают покоя правителям.
В беспрерывных конфликтах между маленькими
испанскими государствами, принадлежавшими
к обеим религиям, политические и военные
союзы далеко не всегда соответствовали
требованиям веры. Даже Сид (от араб. cаид
- "правитель") Родриго Диас, испанский
национальный герой, во многом приобрёл
славу на службе у мусульманских князей
и в борьбе против христиан (впрочем, это
характерно для Европы в целом, да и не
только Европы).