Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:59, доклад
Описание работы
Феодальная Европа возникла на развалинах Западной Римской империи. Колониальную периферию этой империи составляли страны с огромными территориями, заселёнными множеством племён и народов - кельтами, германцами, готами, галлами и другими. В течение долгих веков - до римского владычества и во время его - они создали, в рамках родового строя, свою культуру - зодчество, художественные ремёсла, эпические сказания, песни и инструментальную музыку. Развитым и разнообразным музыкальным искусством, едва ли уступавшим римскому, обладала Галлия, - особенно в городах, где культивировалось сольное и хоровое пение, игра на кифарах и флейтах.
Эта веротерпимость в политических альянсах
способствовала проникновению арабской
культуры, в т.ч. и музыкальной, в христианскую
Испанию. Арабская музыка и поэзия пришлась
ко двору многих испанских вельмож. Мавританский
аль-уд
принял испанское крещение,
став лаудом (от ла-уд). Но это ещё не чисто
щипковый инструмент, следуя своей фантазии
или подчиняясь требованию момента, исполнители
использовали при игре пальцы, плектр
или смычок. Из Испании лютня распространяется
по всей Европе. - В европейскую культуру,
где католическая церковь утвердила монополию
вокального искусства как "единственно
угодного Богу", связанного со "словом-логосом",
влилась через арабов инструментальная
музыка с высокой исполнительской техникой
и богатым содержанием.
Считается, что в Византийской империи
не была развита инструментальная культура
- христианская догматика в музыке открыла
доступ только вокальному жанру. Тем не
менее, в Византии, культурно связанной
с арабами и персами, лютня стала известна
очень рано. Её изображение встречается
на мозаике пола Большого дворца в Константинополе
(прим. вторая половина VI в.). По внешнему
виду византийская лютня с грушевидным
корпусом и сильно отогнутой головкой
с колками не отличалась от восточной.
На найденной в Зауралье, близ с. Березова,
византийской серебряной чаше с чеканкой,
гравировкой и позолотой есть изображение
пирующей царицы в окружении слуг, музыкантов,
акробатов и танцоров. В оркестр, помимо
прочих, входит три лютниста, аккомпанирующие
танцорам, и это далеко не единственное
свидетельство существования лютни при
Византийском дворе.
Но в ряду хордофонов не только ла-уд
был знаком музыкантам Европы. Запад не
был так уж зависим от Востока в области
инструментальной музыкальной культуры.
Как было отмечено ранее, по всей территории
бывшей Римской империи имелась самобытная
музыкальная культура. К сожалению, иконография
щипковых инструментов в раннее средневековье
плохо поддаётся идентификации. Э. Шанарссе,
описывая этот период, особо отмечает
рукопись астурийского монаха Беатуса
Льебана (VIII век) "Commentaires de l'Apocalypse",
содержащую собрание различных толкований
Апокалипсиса. Значение рукописи было
столь велико, что на свет появились многочисленные
её копии, украшенные миниатюрами.
По традиции на них изображались музыканты.
В большинстве случаев художники довольствуются
повторением уже известных образов, однако
некоторые мастера стремятся запечатлеть
инструменты, на которых играют их современники.
Благодаря этому удаётся обнаружить разнообразные
типы строения инструментов, соответствующие
различным эпохам и регионам.
Начиная с Х века изображение струнных
щипковых инструментов становится общепринятым.
Мы можем выявить формирование и распространение
определённого типа инструмента, лаконичного
в своей конструкции, по общему виду и
манере игры напоминающего египетский
нефер. Его характерные особенности говорят
о начальном этапе развития: струны (три
или четыре) прикреплены к полукруглой
подставке, помещённой у основания деки,
и натянуты с помощью объёмистых колков,
вставленных в колковую коробку. Все эти
иконографические памятники свидетельствуют
о том, что инструменты данного периода
ещё совмещали в себе черты, которые в
эпоху Ренессанса "распределятся"
между различными видами щипковых - такими
как виола, виуэла и гитара.
Немного о гитаре.
По мнению Э. Шарнассе, предысторию гитары
надо искать на Среднем Востоке, откуда
её прототип распространился по Азии и
Европе. Важная роль в этом процессе принадлежит
Египту. Как отмечает К. Омо: "начиная
с IX века на западе этой страны европейская
лютня называлась китарой"; кроме того,
очевидно родство между нефером и первыми
щипковыми инструментами, изображёнными
в испанских манускриптах. С другой стороны,
наиболее архаичный из дошедших до наших
времён инструментов, конструктивно схожий
с упоминаемым Шарнассе нефером – являтся
среднеазиатский тар. Именно название
этого инструмента, по мнению Ярослава
Кеслера, стало корнеобразующим элементом
в названии гитары. Лютня, перенятая арабами
у персов, морфологически может вести
именно к среднеазиатскому инструменту,
но это всё предположения…
В развитии европейских щипковых инструментов
нашествие арабов послужило - это касается
в первую очередь лютни - фактором связи
между
Северной Африкой и Южной Европой; но
нельзя исключать и определенного влияния
Малой Азии - через греко-романский мир.
Однако отсутствие достоверных данных
мешает проследить эволюцию щипковых
инструментов на протяжении первых веков
н.э. Это в первую очередь касается гитары,
существование которой, чуть ли не в современной
форме, относится некоторыми исследователями
аж ко временам царя Гороха.
Знаменитая Штутгарская псалтырь, выполненная,
вероятно, во Франции, в скриптории аббатства
Сен-Жермен-де-Пре (ок.830-860гг.), пишет в своей
книге "Шестиструнная гитара" Э. Шарнассе,
содержит исключительно интересные для
нашего исследования миниатюры. На них
можно увидеть десять прекрасных инструментов,
которые уже определённо названы гитарами.
Это говорит о том, что строение гитары
в те времена приобретает свои основные
черты. Резонаторный корпус, шейка и колковая
коробка оформляются в качестве самостоятельных
частей; струны (от трёх до шести) прикрепляются
к круглому выступу, который помещается
на нижнем крае корпуса. Исполнитель приводит
их в колебание с помощью длинного плектра.
Латинское слово cithara, которым названы
инструменты в описанной Псалтыри, происходит
от греческого слова кифара (χιθáρα). От
этого названия, - пишет далее Шарнассе,
- образованы такие французские его варианты,
как kitaire, quitaire, quitarre, введённые в обиход
после 1250 года. Самые близкие к инструментам
, изображённым в Штутгарской псалтыри,
- которые можно считать предшественниками
гитары, в Испании можно обнаружить лишь
в X - XI веках. Конструкция их выглядит не
столь развитой.
Но музыканты хотят иметь в своём арсенале
инструменты с лучшими техническими возможностями,
что побуждает мастеров совершенствовать
эти инструменты. Всё это происходит в
тесной взаимосвязи. Постепенно будет
кристаллизоваться более точная техника,
которая, приспосабливаясь к строению
инструмента, в свою очередь повлечёт
за собой совершенствование его конструкции.
Это приведёт к дальнейшему формированию
семейств струнных инструментов, в том
числе и гитары.
Начиная с середины XIII века сведения
об эволюции гитары, об её свойствах, о
роли её в музыкальной жизни становятся
более точными. На этот раз важнейшие иконографические
документы восходят к Испании.
Два ценных источника дополняют друг
друга: замечательное собрание миниатюр
и поэма, содержащая, как это ни парадоксально,
описание таких инструментов, которые
будут введены в широкую практику лишь
несколько десятков лет спустя.
Миниатюрами украшена рукопись "Кантиги
Святой Марии" (ок. 1250г.), представляющая
собой собрание песнопений в честь Девы
Марии, которые сочинил или заимствовал
из других источников король Кастилии
Альфонс Х Мудрый (1230-1284).
Художник запечатлел придворных менестрелей,
при этом неоднократно изображаются инструменты,
которые Шарнассе однозначно интерпретирует
как гитары.
Второй источник, - "Книга Благой любви"
знаменитого Хуана Руиса, протоиерея из
Иты, - даёт представление об особенностях
и применении двух видов гитары - латинской
и мавританской:
Мавританская гитара (guitarra sarracenica), овальной
формы, её нижняя дека выпукла, широкий
корпус имеет несколько декоративных
резонаторных отверстий. Металлические
струны прикреплены к основанию корпуса
с помощью полукруглого струнодержателя
или небольших кнопок, проходят через
подставку и наматываются на колки, вставленные
в объёмистую колковую коробку. Звук такой
гитары достаточно резкий, особенно при
использовании плектра. Именно такой инструмент
пришёлся ко двору Альфонса Х, хотя на
гнусавость звучания жалуются современники,
в частности Хуан Руис. Разумеется, это
не что иное, как ла-уд с металлическими
струнами. Играют на этом инструменте
как при помощи плектра, так и с помощью
пальцев - в XIII веке смычок выходит из употребления.
С этого времени начинают формироваться
два различных приёма звукоизвлечения
- с помощью защипывания струны или посредством
трения о струну в дальнейшем, обособляясь,
каждый из них превращается в самостоятельный
способ игры на инструменте. К XIV веку конструкция
инструмента становится более изящной,
струны, которые крепятся к краю корпуса,
по-прежнему используются металлические.
В способе звукоизвлечения, на этом инструменте,
отдают предпочтение плектру, что даёт
мавританской гитаре новое европейское
название: гитара баттенте (battente).
Латинская гитара, инструмент с таким
названием был известен в европейских
странах Средиземноморья в I тысячелетии
н.э. Более сложная по форме (овальная в
нижней части, суживающаяся по направлению
к грифу), латинская гитара, имеет плоскую
нижнюю деку. К XII веку она была уже хорошо
известна в Европе, встречаясь в трёх-
и четырёхструнном исполнении (в отдельных
её разновидностях число струн было большим).
Звук из жильных струн извлекается плектром
или пальцами (по мнению Шарнассе, преимущественно
пальцами). Благодаря особенностям своей
конструкции и звучания, латинская гитара
оказывается более близкой предшественницей
современной классической гитары. Некоторые
элементы конструкции, по-видимому, уже
сформировались: плоский корпус, слегка
вытянутый в "талии"; резонаторное
отверстие, расположенное посередине:
шейка с грифом, снабжённым порожками.
Форма колковой коробки, количество струн
и способ их крепления, напротив, ещё не
устоялись. Точно так же дело обстоит и
с постановкой инструмента и способом
игры - использование пальцев и плектра
зависит от вкуса исполнителя.
На страницах манускрипта "Cantigas de Santa
Maria" мы встречаем множество изображений
и других струнных инструментов, в числе
которых, наряду с наиболее часто встречаемым
лаудом, есть инструмент, который через
три столетия, создав свою школу, своих
композиторов и свой репертуар, будет
символизировать вершину инструментальной
камерной музыки "золотого века"
Испании, - имя этого инструмента виуэла.
Пока это только прототип виуэлы золотого
века, иллюстрации манускрипта свидетельствуют,
что конструкция виуэлы морфологически
более близка лауду, нежели гитаре. Корпус
многих инструментов сохранил форму своего
прототипа - половинку высушенной тыквы.
Средневековая виуэла была и смычковой
(vihuela de arco), и щипковой. Для извлечения
звука в щипковой виуэле использовали
как плектр (vihuela de penola), так и непосредственно
пальцы (vihuela de mano), причем во многом виуэла
переняла традицию лауда.
Если средневековые виуэла и гитара ещё
не утвердились в своём внешнем виде, то
лауд демонстрирует большую устойчивость
формы, так как имеет более устоявшуюся
традицию, хотя, конечно, и лауд, не имея
определённой мензуры и тесситуры, в дальнейшем
совершенствовался.
Щипковые инструменты средневековой
Европы - лютня, прототипы виуэлы и гитары
- благодаря своим богатым возможностям,
красивому тембру приобрели огромную
популярность и в отличие от их современников
- конкурентов получили долгую жизнь, этому
также способствовала культурная традиция,
которую внесли менестрели и хуглары (жоглары
и т.п.). Благодаря своей мобильности, -
с инструментом можно было придти в гости,
можно было музицировать на открытом воздухе
или взять инструмент в поход, эти хордофоны
получают широкое, повсеместное употребление.
Из-за предъявляемых к техническим возможностям
инструментов требованиям, на более высокую
ступень поднимается исполнительская
техника, совершенствуется репертуар
и конструкция инструментов, правда, это
происходит несколько позднее, под влиянием
профессиональных музыкантов, служивших
при дворах влиятельных вельмож. Но ничто
не вечно под луной - в Европе, после XVII
века, виуэлу, а позднее лютню ждали долгие
годы забвения.
О том, что в средневековой Европе гитара
и инструменты семейства лютневых продолжают
совершенствоваться, свидетельствуют
приводимые Шарнассе сведения:
"Изображения гитары на миниатюрах
свидетельствуют о том, что она
бытует также в Англии и
германских странах. Характерные
черты инструментов, которые были
в употреблении, запечатлены в
скульптурных изображениях, украшавших
большие храмы и готические
соборы. Искусство каменного декора
переживало в ту пору период
своего полного расцвета, и скульпторы
часто обращались к образам
музицирующих ангелов. Соборы Шартра,
Реймса, Страсбурга, Колони, Экзетера,
Беверли и многие другие демонстрируют
настоящее воспроизведение инструмента
в камне. Среди них предпочтительное место
занимает гитара. Можно выделить в основном
два её вида. Первый, сложной формы, был
назван английским музыковедом (М.Ремнант)
"листом падуба". Края корпуса этого
инструмента своим узорным сочетанием
плавных и остроугольных изгибов напоминают
очертания листа. У второго вида гитары
линии боковых краёв более прямые и ровные.
Достаточно простая шейка заканчивается
на скульптурных изображениях плоской
колковой коробкой, что продиктовано,
без сомнения, свойством материала, из
которого выполнены эти барельефы.
Появляются также гитары менее типичной
формы. – Сообщает далее Шарнассе. - В Англии,
например, охотно конструируют инструменты
с массивным корпусом и декоративно оформленной
верхней частью. Форма колковой коробки
так сильно закруглена, что иногда соединяется
с декой. Именно такой образец прекрасного
инструмента мы видим в руках музицирующего
ангела на миниатюре из Псалтыри Робера
де Лиля (ок.1300-1320гг., Лондон). Но вскоре
конструкция станет меняться в сторону
упрощения; этапы этого процесса мы можем
проследить по Псалтыри королевы Марии
(ок.1300-1320гг.). В начале сборника гитара
изображается в форме цистры; затем корпус
её становится более тонким, и наконец
с приятным удивлением мы обнаруживаем
инструмент элегантной формы, близкий
латинским гитарам из рукописи "Кантиги
Святой Марии" - с длинной тонкой шейкой,
заканчивающейся колковой коробкой. Как
и строение корпуса, способы крепления
струн разнообразны. Иногда они крепятся
к подставке, сходной с подставкой современной
гитары, иногда - к выступу у основания
корпуса (закруглённой формы или в виде
трилистника); в некоторых же случаях струнодержатель
подобен такому, который в дальнейшем
будет использоваться в скрипке и предполагает
наличие подставки. Чаще всего исполнители
держат инструмент горизонтально и извлекают
звук с помощью плектра.
Как ни покажется невероятным, - замечает
Шарнассе - один экземпляр гитары той эпохи
уцелел. Этот инструмент, так называемый
guittern, хранится в Лондоне, в Британском
музее. По своему внешнему виду он близок
к гитарам, знакомым нам по миниатюрам
из Псалтыри Робера де Лиля. Однако инструмент
многократно подвергался переделкам и
реставрации, поэтому трудно представить
его первоначальный облик…".
Список литературы
Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Хакам. Завоевание
Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. М., Наука,
1985.
Абу-ль-Фарадж аль-Ифахани. Книга песен.
М., Наука 1980.
Вступительная статья М.Е.Грабарь-Пассек
к изданию "Памятники средневековой
латинской литературы IV -IX веков". М.,
Наука, 1970.
Г.Э. фон Грюнебаум. Классический ислам
(600-1258). М., Наука, 1986.
ГИТАРА Музыкальный альманах. Вып 1. /статья
Е. Ларичева "Шестиструнная гитара"/.
М., Музыка, 1986.
Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров.
М., Наука 1972.
Испания и Португалия. М., ОГИЗ "Советская
энциклопедия" 1947.
Мартынов И. Музыка Испании. М., Советский
композитор, 1977.
Музыкальный энциклопедический словарь.
М., Советская энциклопедия, 1990.
Никитюк О.Д. Кордова Гранада Севилья
древние центры Андалусии. М., Искусство,
1972.
Отюгова Т., Галембо А., Гурков И. "Рождение
музыкальных инструментов". Л., Музыка,
1986.
Памятники средневековой латинской литературы
X -XII веков. М., Наука, 1972.