Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:05, реферат
Чрезвычайно важным для музыкальной драматургии этой части обряда яв¬ляется противопоставление невесты, отчужденной от общины, девушкам. Эта оппозиция «девушки/невеста» проявляет себя на музыкальном уровне в инте¬ресных формах:
87.
• противопоставление может быть тембровым', невеста исполняет ту же песню, что и девушки, однако ее сольный подголосок (тонкий голос) представ¬ляет верхнее октавное удвоение основной партии, исполняемой девушками {толстый голос, характеризующийся вариантной терцовой гетерофонией)
2. Х(ы)-ле - бом -
со - ле - ю, счасть - ем - до
к ! h |
15 ^ H |
Is— |
|||||
§ J |
t=d |
^ !-«—J |
-! • |
J |
fl 1— • |
3. Бла-го - ело - ви ты мя - не, мой ба - тюш - ка.
■ 3 1
4. Хле - бом -
со - ле - ю, счасть - ем -
до - ле - ю.
Отличительной чертой южнорусской
и белорусской свадебной
других действующих лиц, функции которых в обряде строго распределены и разграничены.
Наконец, в южнорусском варианте свадебного обряда присутствует линия инициации не только невесты, как это представлено во всех традициях, но и жениха.
Выражается это в ритуальных действиях с его волосами: аналогично процедуре с причесыванием косы невесты и укладкой волос в новую прическу — прическу молодухи, жениху делают чуб, кудолят — причесывают голову смазанным маслом гребнем, расчесывавшим до того девичью косу. И то, и другое действие выполняет ранняя сваха.
Музыкальный код южнорусской свадьбы имеет определенные отличия от западнорусского варианта. Здесь также присутствует политекстовость напевов. Стих, как и в западнорусском материале, —преимущественно силлабического склада. Однако меняется набор преобладающих в напевах стиховых формул. Ведущими становятся формулы 6+6, 5+5, 4+4+6 (прим. 99), а стих 5+3, напротив, становится крайне редким явлением.
Для ритмики южнорусских песен крайне характерным является дробление основного ритмического рисунка при помощи огласовки всех звонких согласных (пе-ре-пе-л(ы)-ка). Подобный прием связан с жанровым контекстом свадебной традиции, основой которого на Юге выступают хороводы и плясовые песни. От этих жанров в свадебные напевы переходят и ритмические формы, и характерная строфика так называемых алилёшных песен с рефреном, занимающим целый стих:
102. Блг. обл., Шбл. р-н, Купино
Сне-го-вы - е ту-чи/ на-до-шли, я-сна-ю сол - ныш-ку / за-кры-ли, да. /
\ |
■ч |
д -К —р= |
—к— |
1 г-». ч | |||
ф* |
г i р |
W1 |
г |
н г " |
Ой лё, ой ля, /ой лё - ли, / а - ли-ляй лё - ли, / ой лё-ли. /
Стиховую организацию южнорусских свадебных песен отличает тирадная строфика: строфа предстает смысловым абзацем, количество строк в котором не закреплено и может варьироваться:
103. Хрк. обл., Блкл. р-н, Завгороднее (60, № 16)
1
Те-бе, друж-ко, не друж-ко - ва - ти, / те - бе, друж-ко, не друж-ко - ва - ти, /
у- |
V |
V" |
и |
с— |
fF |
-V- |
\— |
Г\ 1 | |||||||||||
ц |
N |
Ц |
н |
Н |
Ч |
N |
Ц |
h |
i |
Ц |
ч |
п |
i |
те - бе сви-ней па-сти, / с длин-но - ю ло - ма - ко - ю, / счёр-но-ю со - ба-ко... (ю)/
Меняется и тип фактурной организации: на смену монодийному складу песен западнорусского ареала приходят развитые формы многоголосия: различные формы двухголосия (с верхним или нижним бурдоном, «бурдонной рамой»), функциональное трехголосие.
Звуковысотная организация представлена как напевами узкообъемного склада, так и широкого диапазона. Южнорусские свадебные песни часто имеют ангемитонное строение (прим. 99, 102). Природа такой целотоновой ангемито- ники специфична и связана с особыми принципами заполнения звукового пространства (см. с. 71).
§ 14. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД
Так же, как родинный и свадебный, похоронный ритуал относится к «переходным» обрядам, выполняющимся по схеме «отчуждение — смерть — возрождение». В процессе ритуала все выполняемые действия над покойным можно условно развести по двум направлениям. Часть из них обеспечивает, по народным представлениям, безболезненный переход человека из этого мира в другой, именуемый тем светом. Другая часть ритуальных действий направлена на ограждение мира живых от мира мертвых, формирование определенной защиты от сил того света при помощи развитой системы оберегов.
Образы и представления о том свете, как правило, являются непременным элементом поэтики жанров, обслуживающих погребально-поминальную обрядность (плачи, причитания и духовные стихи). В мифологическом традиционном сознании тот свет характеризуется весьма четкими параметрами и по своему устройству во многом аналогичен реальному миру.
Образ того света имеет вполне традиционное изображение в виде обширного пространства, подобного миру живых, открытого «на все четыре сторонушки». Соединяет оба мира понятие пути — это может быть дорога, река, для переправы через которую в гроб умершему кладут деньги, чтобы тот мог заплатить или выкупить себе место в том мире. Иногда конфигурация пути на тот свет может быть и другой: по Земле — до Реки — дальше круто поднимается вверх к Престолу Всевышняго, что отражает преломление в народном мифологическом сознании образов и символов христианства.
Свету реального мира противопоставляется темнота того света. С этим представлением связан обычай закрывать медяками глаза покойного, поскольку взгляд его считался опасным для живых (ср. с «открытием» серебром глаз младенцу). Сам момент наступления смерти в плачах и причитаниях нередко описывается через аналогию отделения души от тела и прощания с белым светом:
а) Уж скажи-ка мне, пожалуйста, б) Пришла скорая смертушка
Как у братца у родимого, К моему мужу законному!
У его как расставалася Брала поскорешенько
Душа-то с белым телом, Его свет со
ясных очей... А ясны очи со белым светом?
ф= |
s |
v- |
и |
\— |
s— |
tF |
-у- |
rs 1 | ||||||||||
N |
N |
Н |
ч |
н |
>4 |
ь |
h |
h |
1 |
=4 |
Ч |
н |
и |
W |
те - бе сви-ней па-сти, / с длин-но - ю ло - ма - ко - ю, / счёр-но-ю со - ба-ко... (ю)/
Меняется и тип фактурной организации: на смену монодийному складу песен западнорусского ареала приходят развитые формы многоголосия: различные формы двухголосия (с верхним или нижним бурдоном, «бурдонной рамой»), функциональное трехголосие.
Звуковысотная организация представлена как напевами узкообъемного склада, так и широкого диапазона. Южнорусские свадебные песни часто имеют ангемитонное строение (прим. 99, 102). Природа такой целотоновой ангемито- ники специфична и связана с особыми принципами заполнения звукового пространства (см. с. 71).
§ 14. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД
Так же, как родинный и свадебный, похоронный ритуал относится к «переходным» обрядам, выполняющимся по схеме «отчуждение — смерть — возрождение». В процессе ритуала все выполняемые действия над покойным можно условно развести по двум направлениям. Часть из них обеспечивает, по народным представлениям, безболезненный переход человека из этого мира в другой, именуемый тем светом. Другая часть ритуальных действий направлена на ограждение мира живых от мира мертвых, формирование определенной защиты от сил того света при помощи развитой системы оберегов.
Образы и представления о том свете, как правило, являются непременным элементом поэтики жанров, обслуживающих погребально-поминальную обрядность (плачи, причитания и духовные стихи). В мифологическом традиционном сознании тот свет характеризуется весьма четкими параметрами и по своему устройству во многом аналогичен реальному миру.
Образ того света имеет вполне традиционное изображение в виде обширного пространства, подобного миру живых, открытого «на все четыре сторонушки». Соединяет оба мира понятие пути — это может быть дорога, река, для переправы через которую в гроб умершему кладут деньги, чтобы тот мог заплатить или выкупить себе место в том мире. Иногда конфигурация пути на тот свет может быть и другой: по Земле — до Реки — дальше круто поднимается вверх к Престолу Всевышняго, что отражает преломление в народном мифологическом сознании образов и символов христианства.
Свету реального мира противопоставляется темнота того света. С этим представлением связан обычай закрывать медяками глаза покойного, поскольку взгляд его считался опасным для живых (ср. с «открытием» серебром глаз младенцу). Сам момент наступления смерти в плачах и причитаниях нередко описывается через аналогию отделения души от тела и прощания с белым светом:
а) Уж скажи-ка мне, пожалуйста, б) Пришла скорая смертушка
Как у братца у родимого, К моему мужу законному!
У его как расставалася Брала поскорешенько
Душа-то
с белым телом, Его свет со ясных очей...
А ясны очи со белым светом?
-у- |
\— |
V- |
Ф |
■к— |
V- |
fp |
и |
-у- |
-\— |
■S 1 | ||||||||
И |
N |
hi |
Ь |
N |
Н |
h |
и |
t? |
и |
h |
» |
те - бе сви-ней па-сти, / с длин-но - ю ло - ма - ко - ю, / счёр-но-ю со - ба-ко... (ю)/
Меняется и тип фактурной организации: на смену монодийному складу песен западнорусского ареала приходят развитые формы многоголосия: различные формы двухголосия (с верхним или нижним бурдоном, «бурдонной рамой»), функциональное трехголосие.
Звуковысотная организация представлена как напевами узкообъемного склада, так и широкого диапазона. Южнорусские свадебные песни часто имеют ангемитонное строение (прим. 99, 102). Природа такой целотоновой ангемито- ники специфична и связана с особыми принципами заполнения звукового пространства (см. с. 71).
§ 14. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД
Так же, как родинный и свадебный, похоронный ритуал относится к «переходным» обрядам, выполняющимся по схеме «отчуждение — смерть — возрождение». В процессе ритуала все выполняемые действия над покойным можно условно развести по двум направлениям. Часть из них обеспечивает, по народным представлениям, безболезненный переход человека из этого мира в другой, именуемый тем светом. Другая часть ритуальных действий направлена на ограждение мира живых от мира мертвых, формирование определенной защиты от сил того света при помощи развитой системы оберегов.
Образы и представления о том свете, как правило, являются непременным элементом поэтики жанров, обслуживающих погребально-поминальную обрядность (плачи, причитания и духовные стихи). В мифологическом традиционном сознании тот свет характеризуется весьма четкими параметрами и по своему устройству во многом аналогичен реальному миру.
Образ того света имеет вполне традиционное изображение в виде обширного пространства, подобного миру живых, открытого «на все четыре сторонушки». Соединяет оба мира понятие пути — это может быть дорога, река, для переправы через которую в гроб умершему кладут деньги, чтобы тот мог заплатить или выкупить себе место в том мире. Иногда конфигурация пути на тот свет может быть и другой: по Земле — до Реки — дальше круто поднимается вверх к Престолу Всевышняго, что отражает преломление в народном мифологическом сознании образов и символов христианства.
Свету реального мира противопоставляется темнота того света. С этим представлением связан обычай закрывать медяками глаза покойного, поскольку взгляд его считался опасным для живых (ср. с «открытием» серебром глаз младенцу). Сам момент наступления смерти в плачах и причитаниях нередко описывается через аналогию отделения души от тела и прощания с белым светом:
а) Уж скажи-ка мне, пожалуйста, б) Пришла скорая смертушка
Как у братца у родимого, К моему мужу законному!
У его как расставалася Брала поскорешенько
Душа-то с белым телом, Его свет со ясных очей... А ясны очи со белым светом?
1 Этот танец, как говорят «на большой лён», представляет собой рудимент продуцирующей магии — поступь молодухи (в отличие от невесты) считается не только не опасной, но в буквальном смысле плодотворной и способствующей урожаю.