Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 15:05, контрольная работа
Музыка Шостаковича всегда имела очень выраженную художественную силу. Его искусство проникнуто верой в разум человека, его благородство и волю. Оно проникнуто любовью к человеку и обличает враждебные ему силы и системы, подавляющие его достоинство: такие как фашизм, тоталитаризм и прочие формы тирании.Б. В. Асафьев, академик, так отозвался о музыке Шостаковича: «Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит... как правдивое сказание о волнениях современного человечества,- именно не отдельной личности и не отдельных людей, а человечества».
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
Биография и творческий путь Шостаковича.Д.Д..........................5
Шостакович и Маяковский...........................................................14
Сочинения военных лет..................................................................21
Седьмая симфония..........................................................................29
Прелюдия и фуга ре мажор............................................................41
Основные произведения.................................................................48
Кратко о творчестве........................................................................49
Портреты Шостаковича..................................................................56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................63
Таким образом, мы видим, что Шостакович сумел передать в музыке новизну своего времени уже в некоторых ранних сочинениях. Эта новизна касалась строительства социализма в СССР, и мелодии композитора несли с собой тогдашний энтузиазм, ощущение жизни, света, молодости и уверенного движения в будущее.
В тот же период в его творчестве возникла и несколько другая тема. В годы, когда Шостакович создал «Первомайскую» симфонию и «Песню о встречном», у него появились и опера «Нос», написанная по одноименной повести Гоголя. Кроме того, он создал и карикатурные портреты прогульщика, бюрократа, хулигана и вредителя в балете «Болт», поставленном в 1931-м году. Писал он и музыку к фильмам, в которой пародировалась пошлость мещанских вкусов. Шостаковича даже называли «музыкальным фельетонистом» за способность к карикатуре и хлесткость. Кое-что общее есть в этих разных и по художественной ценности, и по сюжетам произведениях. Это общее - осмеяние того, что считалось пороками, доставшимися в наследство от прошлого, того, что Маяковский называл «обносками буржуев».Тема эта была злободневной для всего советского искусства. Стремление к новому заставляло острее чувствовать несовместимость остатков буржуазных традиций с идеалами коммунистической идеологии. И. Ильф и Е. Петров также творили на эту тему - в своих знаменитых книгах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», которые появились в конце 20-х - начале 30-х годов. В. Маяковский также высказывался на эту тему. В его «Разговоре с товарищем Лениным» - произведении, написанном в 1929-м году, - есть такие строки:
«Товарищ Ленин, я вам докладываю
не по службе, а по душе.
Товарищ Ленин, работа адовая
будет сделана и делается уже.
Освещаем, одеваем нищь и оголь,
ширится добыча угля и руды...
А рядом с конешно, много,
Много разной дряни и ерунды.
...целая лента типов тянется.
Кулаки и волокитчики,
подхалимы, сектанты и пьяницы...»
1.2 Шостакович и Маяковский
Композитор и поэт познакомились в 1929 году. Причиной послужила постановка комедии «Клоп» в театре советского режиссера В. Э. Мейерхольда. Между прочим, молодой Шостакович руководил одно время в этом театре музыкальной частью Шостакович вспоминал, как у него состоялось несколько бесед с Маяковским по поводу музыки к «Клопу». Первая из них произвела на него несколько странное впечатление. Маяковский спросил его: «Вы любите пожарные оркестры?». Шостакович сказал, что иногда любит, иногда нет. Маяковский же ответил, что ему больше нравится музыка пожарных, и что лучше написать к «Клопу» такую музыку, которую играл бы оркестр пожарных.
Шостаковича сильно огорошило это замечание, но после он понял, что за ним скрыта более сложная мысль. В последующем разговоре он выяснил, что Маяковский любит не только музыку пожарных, но и с огромным удовольствием слушает Листа, Скрябина, Шопена. Просто ему казалось, что музыка пожарного оркестра сильнее всего соответствовала бы первой части комедии.
Первая часть комедии завершается свадьбой «бывшего рабочего» Присыпкина с «нэпачкой» Эльзевирой Ренессанс. А еще пожаром. Огонь, в котором сгорает сборище мещан, приобретает таким образом символическое значение.
Музыку Шостаковича к «Клопу» Маяковский одобрил, но на этом их совместный труд и окончился, так как вскоре поэт трагически погиб. Несколькими годами раньше, а также и позже, в 1940-м году, Шостакович работал над симфонией памяти Ленина. Симфония писалась на текст поэмы Маяковского, правда, замысел осуществить не удалось. Однако если сравнить музыку к «Клопу» и творчество автора поэмы «Хорошо», а также зрелые произведения Шостаковича, появившиеся позже, можно увидеть признаки духовной близости между ними. Нетерпимость к мещанству, грубости, пошлости, утверждение красоты и чистоты человека, воодушевленного большим энтузиазмом, - всё это пропитывает искусство обоих великих художников.
Также оказало влияние на Шостаковича и контакт с новаторским театром Мейерхольда. Еще он писал музыку к спектаклям ТРАМу - Театру Рабочей Молодежи.
Опера «Катерина Измайлова». По повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович 1930-1932 годах сочинил одноименную оперу. Во второй редакции, идущей на сценах театров в не столь давнее время, опера называлась «Катерина Измайлова» - по имени главной героини.
Произведение Лескова привлекло Шостаковича «невероятно сильным изображением одной из мрачных эпох дореволюционной России». Содержание оперы заключается в нижеследующем. Купеческий быт, наполненный деспотичными жестокими люди. Катерина, жена купца Измайлова, пытается вырваться из своего окружения, так как жаждет подлинной любви. Но для достижения цели идет на преступление: Катерина неплохо усвоила обычаи окружающих ее людей. За убийство мужа и свекра ее осуждают. По пути на каторгу она накладывает на себя руки.
Шостакович изобразил Катерину как жертву ужасных условий жизни, разрушающих человека. Сила, с которой композитор обличает «мрачную эпоху», деформирующую человека, и музыкальная глубина, в которой показана трагедия совести Катерины Измайловой, раскрывают сильный гуманизм Шостаковича. В конце оперы, когда Катерина идет на каторгу по этапу и совершает самоубийство, ее трагедия сливается с народной. Хор каторжан ассоциируется с народными сценами из опер Мусоргского.
Подзаголовок этой оперы композитора - «трагедия-сатира». Это первое в творчестве Шостаковича сочинение подобной глубины и обличительной силы.
Оперу поставили в московском Музыкальном театре имени В. И. Немировича-Данченко и в Малом оперном театре в Ленинграде в январе 1934-го года. Но вскоре ее подвергли серьезной и притом несправедливой критике, так что она была снята с репертуара. Вновь опера вернулась на сцены только в конце 1962-го года. Она была поставлена в новой редакции в Москве и Ленинграде, имела огромный успех и была признана выдающимся явлением оперной литературы, как советской, так и мировой. После этого «Катерина Измайлова» шла во многих театрах разных стран.
Тогда же Шостакович сочинил несколько инструментальных композиций, включая 24 фортепианные прелюдии. Они чрезвычайно различаются по характеру. Среди них находим театрально-праздничную, предвосхищающую скерцо из другой симфонии (в"- 15, ре-бемоль мажор), и - очень траурную (в"- 14, ми-бемоль минор). Находим и задумчивую, наполненную светлыми перекличками голосов (в"- 4, ми минор, в форме фуги) и - очень хлесткую пародию на мещанский танец (в"- 6, си минор). А прелюдия в"- 3 сама по себе контрастна - в спокойную тихую песню, вроде колыбельной, врываются в конце резкие драматические сигналы. Так в лаконичной форме прелюдии сосредоточены образы, которые еще не один раз встретятся в крупных сочинениях Шостаковича.
Драматические симфонии 30-х годов. Шостакович оттачивал и совершенствовал свой талант. В середине 30-х годов волновавшие композитора драматические идеи выразились в трех замечательных симфониях: четвертой, пятой и шестой.
Пятая симфония, классически законченная, является одной из вершин творчества не только ее автора, но и всей советской музыки, которая в годы перед войной уже расцвела: появились «Александр Невский» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, инструментальные концерты Хачатуряна, шестнадцатая и двадцать первая симфонии Мясковского, песни Александрова, Дунаевского и другие сочинения советских композиторов.
Пятая симфония Шостаковича впервые зазвучала 21-го ноября 1937-го года в зале Ленинградской филармонии. Дирижировал Евгений Мравинский, который с того концерта стал первым исполнителем очень многих крупных сочинений композитора. Всеобщее впечатление от симфонии было колоссальным. Алексей Толстой написал о ней восторженную статью. А Фадеев отметил в дневнике «изумительную» силу ее эмоционального воздействия на людей.
Можно с уверенностью утверждать, что пятая симфония Шостаковича продолжает традиции таких композиторов, как Бетховен и Чайковский. Они были великими мастерами, рассматривающими симфонию в качестве инструментальной драмы. И оба они отражали в симфониях современные им драматические конфликты. Бетховен обращал внимание слушателей на героическую борьбу человека, одушевленного идеалом «братства миллионов». Чайковский - на порывы к счастью и мучительные переживания современников Достоевского и Толстого.
Шостакович был советским художником. Он сформировался во время «напряженного драматизма процессов разрушения и созидания» (цитата из Горького). Время строительства социалистического общества и становления нового общественного сознания пришлось на 30-е годы. Но это и годы возникновения и роста фашизма в некоторых из европейских стран. Острое переживание Шостаковичем подобных событий и размышления над происходящим в мире породили пятую симфонию. В этой композиции живой, мужественный, мыслящий Человек восстает против враждебных человечеству сил и утверждает себя в борьбе с ними и прочими подобными силами.
Начальная тема симфонии навевает ассоциации с глубокой, напряженной, обращенной к людям речью оратора и мыслителя:
В конце симфонии воплощено деятельное народное начало, полное грозной мощи.После создания пятой симфонии, Шостакович приковал свое внимание к жанру драматической симфонии на ближайшие десять лет.
Однако его привлекали и камерные произведения. Композитор сочинил светлый «весенний» первый квартет и возвышенный гармоничный квинтет для альта, фортепиано, виолончели и двух скрипок. За этот квинтет Шостаковичу присудили Государственную премию.Всего 33 года было композитору в 1939-м году, и к этому времени он уже стал профессором Ленинградской консерватории. У него учились Левитин, Свиридов, а позже, когда он в 1943-м году переехал в Москву,- Галынин и Караев. Организовывается «школа Шостаковича» - композитора, который оказывает огромное влияние на современников.
1.3 Сочинения военных лет
22-го июня 1941-го года
началась Великая
Восьмая симфония не позволяет забывать трагедию Великой Отечественной войны. Она высекает огонь из груди людей (Шостакович любит повторять эти слова Бетховена о назначении искусства). Она зажигает их ненавистью к фашистскому режиму - настоящему монстру XX века.Для того, чтобы сочинить музыку, подобную седьмой и восьмой симфониям, необходимо колоссальное напряжение смелости и всех душевных сил. Это действительный подвиг.
Общественный деятель. Будучи человеком, принимающим все, что происходит в мире, близко к сердцу, Шостакович не мог быть «кабинетным музыкантом». Поэтому в послевоенные годы общественная деятельность отнимала у Шостаковича немало времени.Он работал в Союзе композиторов. Вскоре его избирают депутатом Верховного Совета РСФСР, а после - и СССР.
В 1949-м году Шостакович вступил в Советский комитет защиты мира. Вместе с советскими кинорежиссерами, научными работниками, писателями его пригласили на Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры, выступающих против ядерной угрозы. Когда советская делегация прибыла на Мэдисон-сквер-гарден, где проходил тридцатитысячный митинг, зазвучала «Песня о встречном» - ею приветствовали делегацию. Выступив, композитор подошел к роялю и сыграл скерцо из своей пятой симфонии.
«...Чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением покажется ему покушение и на культуру, и на жизнь ближнего и дальнего, на жизнь любого человека», - так сказал Шостакович в одном из своих выступлений, будучи убежден, что настоящая культура всегда служит человеку и миру.
Всемирный Совет Мира присудил Шостаковичу Международную премию мира в 1954, году. Тогда же ему присвоили почетное звание народного артиста СССР. В 1956-м году Шостаковича наградили вторым орденом Ленина. А в 1966 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Известность Шостаковича росла с каждым годом. Только лишь перечисление всех его наград и почетных званий, которые он получил в различных странах (от звания командора французского ордена искусства и культуры до доктора Оксфордского университета), заняло бы много места.
О том, как композитор относился к своей славе, хорошо сказал Ю. А. Завадский, известный советский режиссер:
«Мировое признание Шостакович принимает как «добавочную нагрузку» ответственности, он по-ребячьи чисто далек от взрослого обывательского честолюбия. Он едет открывать очередной фестиваль или пленум, потому что так велит ему долг, торопливо бежит кланяться после исполнения его сочинения не для того, чтобы насладиться аплодисментами, а чтобы не обидеть публику и оркестрантов, как бы поблагодарить за честь, которую оказали ему одни - исполняя его музыку, а другие - слушая».