Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 15:05, контрольная работа
Музыка Шостаковича всегда имела очень выраженную художественную силу. Его искусство проникнуто верой в разум человека, его благородство и волю. Оно проникнуто любовью к человеку и обличает враждебные ему силы и системы, подавляющие его достоинство: такие как фашизм, тоталитаризм и прочие формы тирании.Б. В. Асафьев, академик, так отозвался о музыке Шостаковича: «Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит... как правдивое сказание о волнениях современного человечества,- именно не отдельной личности и не отдельных людей, а человечества».
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
Биография и творческий путь Шостаковича.Д.Д..........................5
Шостакович и Маяковский...........................................................14
Сочинения военных лет..................................................................21
Седьмая симфония..........................................................................29
Прелюдия и фуга ре мажор............................................................41
Основные произведения.................................................................48
Кратко о творчестве........................................................................49
Портреты Шостаковича..................................................................56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................63
Музыка для Шостаковича, как для Мусоргского, - средство для разговора с людьми о самых важных вещах.
Сочинения конца 40 - 60-х годов. После окончания войны прошла четверть века. Все это время Шостакович создавал многие сочинения в самых разнообразных жанрах, вплоть до оперетты («Москва, Черемушки»). Также он написал в 1947-м - 1948-м годах два выдающихся произведения. Это первый скрипичный концерт, посвященный первому исполнителю - Давиду Ойстраху - и вокальный цикл « Из еврейской народной поэзии » для контральто, тенора и сопрано в сопровождении фортепиано (эти вокально-драматические песни и сцены рассказывают о страданиях еврейского народа в России до революции и об их счастье в новой жизни в СССР).
В 1949 году Шостакович сочинил ораторию «Песнь о лесах» на слова Е. Долматовского. В этой работе композитор специально упростил свой стиль, использовав для этого свой опыт в области массовой песни.
К началу 50-х годов Шостакович написал замечательные и одновременно разные по характеру и жанру сочинения, такие как «Десять хоровых поэм», созданные на стихи русских революционных поэтов, и «24 прелюдии и фуги». Одно чисто вокальное произведение, для хора а капелла, другое - чисто инструментальное, фортепианное. Одно опирается на революционную песню, другое развивает традиции Баха.
Для Шостаковича довольно характерна такое разнообразная контрастность сочинений. То, что его творчество как бы «сплавлено» из многих «пород» является удивительной особенностью его творчества. Он умеет говорить открыто и просто, словно оратор, обращающийся к народным массам, и глубоко и сложно, словно поэт и философ. Один и тот же композитор сочиняет простую, и оттого легко запоминающуюся «Песню мира» (музыка к фильму «Встреча на Эльбе», на стихи Е. Долматовского), и, в 1954-м году, сложную десятую симфонию, где размышляет о судьбах народов после войны. Вот, например, музыка к фильму «Встреча на Эльбе»:
Шостакович никогда не переставал писать песни для кино. Список из фильмов, к которым он писал музыку, огромен. Здесь и «Овод», и «Человек с ружьем», «Гамлет», «Молодая гвардия», и многое другое. В музыке к нескольким фильмам 30 - 40-х годов Шостакович вновь обращался к русским революционным песням. Позже это отразилось в его симфониях. С особенной силой и широтой - в программной одиннадцатой симфонии 1957-го года. Она была посвящена Первой русской революции и называлась «1905 год». Озаглавлена и каждая из ее 4-х частей: первая - «Дворцовая площадь», вторая - «9 января», третья - «Вечная память», четвертая -«Набат».
Шостакович использовал в своей симфонии отдельные обороты и мелодии революционных русских песен («Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали» и прочих). Однако он не просто цитирует их. Мелодии песен здесь свободно развиваются симфонически, так, словно это собственные темы художника. Шостакович - первый из советских композиторов, который добился тесного слияния средств современной симфонической музыки с революционной песенностью.
Четкая и яркая музыка симфонии ассоциируется с драматическим фильмом, рассказывающим о событиях революции. За одиннадцатую симфонию Шостаковичу присудили Ленинскую премию.
В 1961-м году Шостакович написал двенадцатую симфонию «1917 год», к XXII съезду КПСС. Симфония посвящена памяти В. И. Ленина, и, написав ее, композитор осуществил свой давний замысел написать сочинение о главаре революции. Через 10 лет он создал цикл для мужского хора а капелла из 8-ми баллад «Верность», на стихи Е. Долматовского.
История и современность, борьба русского народа за освобождение в далеком и недавнем прошлом - все эти темы очень интересовали Шостаковича в 50-60-е годы. Он раскрыл важную страницу русской истории XVII века в вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (на стихи Е. Евтушенко) с точки зрения сегодняшнего наблюдателя. Суровый способ композитора изобразить народ и историю в поэме «Казнь Степана Разина» и одиннадцатой симфонии заставляют сравнить его с Мусоргским. В 50-60-е годы Шостакович стремился к особенной конкретности и ясности осуществления своих замыслов. Поэтому-то он вводит даже в симфонию поющую речь слова.
На стихи Е. Евтушенко Шостакович написал тринадцатую симфонию. Она была создана для оркестра, мужского хора и баса. Здесь темы, вообще характерные для творчества Шостаковича, развиты по-новому. Например, в первой части, с заголовком «Бабий яр», обличается расовая дискриминация как социальное зло. А в пятой части, последней, с заголовком «Карьера», высмеиваются приспособленцы и карьеристы. Что вполне в традициях Маяковского. Кроме того, композитор воспевает люди бесстрашного подвига в труде и науке, которые ведут к будущему всё человечество. Об этом будущем рассказывают заключительные страницы тринадцатой симфонии.
Для баса, сопрано и камерного оркестра в 1969-м году написана четырнадцатая симфония. Это одно из глубочайших философских сочинений композитора. В этом сочинении утверждается огромная ценность жизни человека. Летом 1971-го года Шостакович сочинил последнюю, пятнадцатую симфонию.
Замыслы композитора часто неожиданны и разнообразны. Его когда-то прозвали «музыкальным фельетонистом», и не зря. Ведь помимо всего прочего ему принадлежат и сатирические песни на тексты из журнала «Крокодил».
Шостакович - философ и лирик - с особой тонкостью и глубиной раскрывает себя в квартетах, которые он создавал параллельно с вокальными и оркестровыми сочинениями. Всего он создал 15 квартетов.
В прекрасном вокальном цикле, написанном на стихи Блока, композитор говорит о бессмертии творчества и красоты. Говорит он об этом и в некоторых частях четырнадцатой симфонии.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович скончался 9 августа 1975 года.
Все творчество Шостаковича - это колоссальное богатство, открытое для всех, кто пожелает дотронуться до подлинного искусства наших дней. Дмитрий Дмитриевич напомнил в одном из своих выступлений слова Николая Островского о том, что жизнь дается человеку лишь однажды и её надо прожить достойно. Его музыка, проникнутая страстным гуманизмом, и призывает нас к этому.
1.4. Седьмая симфония
Шостакович является автором пятнадцати симфоний. Этот жанр имеет в его творчестве очень большое значение. Если для Прокофьева, хотя все его творческие устремления и были разнообразны, важнейшим, пожалуй, был музыкальный театр, а его инструментальная музыка очень тесно связана с его балетными и оперными образами, то для Шостаковича, наоборот, определяющим и характерным жанром является симфония. И опера «Катерина Измайлова», и многие квартеты, и его вокальные циклы - все они симфоничны, то есть проникнуты непрерывным напряженным развитием музыкальной мысли. Шостакович - это настоящий мастер оркестра, который и мыслит оркестрово. Сочетания инструментов и инструментальные тембры во многом по-новому и с поразительной точностью используются у него в качестве живых участников симфонических драм.
Одно из наиболее значительных произведений Шостаковича - седьмая симфония, «Ленинградская», написанная им в 1941-м году. Ее большую часть композитор сочинил, как уже было сказано, в блокадном Ленинграде. Вот только один из эпизодов, которые давали бы представление об условиях, в которых писалась музыка.
16-го сентября 1941-го года,
утром, Дмитрий Дмитриевич Шостакович
выступил на ленинградском
«Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией.
Для чего я сообщаю об этом? - спросил композитор,- ...для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту... Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать...». Не менее замечательна и история первых исполнений этой симфонии, как в СССР, так и за рубежом. Среди них есть такой удивительный факт - премьера в Ленинграде состоялась в августе 1942 года. Люди в осажденном городе нашли силы исполнить симфонию. Для этого пришлось рещить несколько проблем. Например, в оркестре Радиокомитета оставалось только пятнадцать человек, а исполнения симфонии нужно было не менее ста! Тогда решили созвать всех музыкантов, кто был в городе, и даже тех, кто играл во флотских и армейских фронтовых оркестрах под Ленинградом. Седьмую симфонию Шостаковича сыграли 9 августа в зале Филармонии под управлением Карла Ильича Элиасберга. «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих...» - отзывались тогда в «Комсомольской правде» Георгий Макогоненко и Ольга Берггольц.
На партитуре симфонии была авторская надпись, гласившая: «Посвящается городу Ленинграду».
Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов:
мира разума, творчества, созидания и - мира жестокости и разрушения; настоящего Человека и - цивилизованного варвара; добра и зла.
На вопрос о том, что побеждает в результате этого сражения в симфонии, очень хорошо сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он (т. е. Шостакович) ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасною, созданного гуманитарной культурой...».
Четыре части симфонии по-разному раскрывают идею торжества Человека и его борьбы. Рассмотрим пристально первую часть, рисующую непосредственную «военную» коллизию двух миров.
Первую часть (Allegretto) Шостакович написал в сонатной форме. В ее экспозиции заключены образы советского народа, страны, человека. «Работая над симфонией,- рассказывал композитор,- я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека...». Первая тема этой экспозиции - тема главной партии - величественная и героическая. Ее озвучивают в тональности до мажор струнные инструменты:
Перечислим кое-какие особенности этой темы, придающие ей современную динамичность и остроту. Это прежде всего энергичный маршевый ритм, характерный для многих массовых советских песен и смелые широкие мелодические ходы. Кроме того, это напряженность и богатство лада: до мажор, источающийся в третьем такте в повышенную ступень (звук фа-диез), и дальше в развертывании темы используется минорная терция - ми-бемоль.
С «богатырскими» русскими темами главную партию седьмой симфонии композитора сближают тяжеловатые унисоны и раскачивающиеся, размашистые интонации.
Сразу за главной партией играет лирическая побочная (в тональности соль мажор):
Тихая и несколько застенчивая в выражении эмоций музыка весьма искренна. Чисты инструментальные краски, прозрачно изложение. Мелодию ведут скрипки, а фон представляет собой покачивающуюся фигуру у виолончелей и альтов. К концу побочной партии звучат соло засурдиненной скрипки и флейты пикколо. Мелодия как бы растворяется в тишине, струясь. Именно так завершается экспозиция, раскрывшая разумный и деятельный, лирический и мужественный, мир.
Потом следует знаменитый эпизод фашистского нападения, грандиозная картина вторжения силы разрушения.
Последний «мирный» аккорд экспозиции продолжает звучать, когда издали уже доносится дробь военного барабана. На ее фоне развивается странная тема - симметричная (ходу на квинту вверх соответствует ход на кварту вниз), отрывистая, аккуратная. Словно дергаются паяцы:
«Пляской ученых крыс под дудку крысолова» аллегорически назвал эту мелодию Алексей Толстой. Конкретные ассоциации, возникающие в головах разных слушателей, могут быть различными, но несомненно, что в теме нашествия фашистов есть что-то от зловещей карикатуры. Шостакович обнажил и сатирически заострил черты автоматической дисциплины, тупой ограниченности и педантичности, воспитанные у солдат гитлеровских войск. Ведь они должны были не рассуждать, а слепо подчиняться фюреру. В теме фашистского нашествия примитивность интонаций сочетается с «квадратным» ритмом марша: сперва эта тема кажется не столько грозной, сколько тупой и пошлой. Но в ее развитии со временем раскрывается ужасная сущность. Послушные крысолову, ученые крысы вступают в битву. Марш марионеток трансформируется в поступь механического монстра, который топчет на своем пути все живое.
Эпизод нашествия выстроен в форме вариаций на одну тему (в тональности ми-бемоль мажор), неизменную мелодически. Остается постоянной и барабанная дробь, постоянно усиливающаяся. От вариации к вариации меняются оркестровые регистры, тембры, динамика, плотность фактуры, присоединяются больше полифонических голосов. Все эти средства и расхищают характер темы.
Всего вариаций одиннадцать. В первых двух мертвенность и холод звучания подчеркиваются тембром флейты в низком регистре (первая вариация), а также сочетанием этого инструмента с флейтой пикколо на расстоянии полутора октав (вторая вариация).
В третьей вариации автоматичность выделяется сильнее: фагот копирует каждую фразу у гобоя октавой ниже. Тупо отбивающая ритм новая фигура вступает в басу.
Воинственный характер музыки усиливается с четвертой вариации по седьмую. В игру вступают медные духовые инструменты (труба, тромбон с сурдиной в четвертой вариации). Тема впервые звучит forte, она излагается параллельными трезвучиями (шестая вариация).
В восьмой вариации тема начинает устрашающе звучать fortissimo . Она проигрывается в нижнем регистре, в унисон восемь валторн со струнными инструментами и деревянными духовыми. Автоматическая фигура из третьей вариации теперь поднимается, отстукиваемая ксилофоном в сочетании с другими инструментами.