Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:19, творческая работа
Вот что рассказывает Сергей Слонимский об истории своей семьи в интервью «Русскому Журналу»: «История моей семьи не всегда была связана с Петербургом. Один из основоположников рода - Хайм (Зиновий) Слонимский родился в Варшаве и был ученым - изобретателем. Он в 40-е годы Х1Х века получил Демидовскую премию, создал вычислительную машину. Многие его изобретения были перехвачены иностранцами, он не всегда их вовремя патентовал. Под конец жизни занялся гончарным искусством, как говорил мой отец, "сел на землю". Он, видимо, был интересной, яркой, талантливой личностью,
Сергей Михайлович Слонимский – советский и российский композитор, музыковед, пианист, педагог родился 12 августа 1932 года в Ленинграде.
Вот что
рассказывает Сергей
Интерес к сочинительству, композиции проявился у маленького Сережи очень рано. Сергей Слонимский вспоминает: «Интересного ничего, конечно, не произошло в свое время. Лет в пять примерно стихи, которые мне нравились, я просто пел, я еще не знал нот. Потом как-то пошел на спектакль «Красной шапочки» Евгения Львовича Шварца, большого друга моего отца, который часто бывал у нас в доме. Я так испугался еще не волка, а медведя доброго, что теребил маму за рукав: «Пойдем домой». Но я запомнил речевые интонации и лисы, и зайца, и волка, и мне казалось, что я их просто воспроизвел. Потом они Евгению Львовичу, мои родители показали эти песенки, он был доволен. Даже вспоминал меня неожиданно в своих «Телефонных книжках».
С восьми лет (с 1940
года) Сергей Слонимский учится у А.
Артоболевской по классу фортепиано
и у С. Вольфензона по классу композиции
в музыкальной школе
Проявившиеся с детских лет склонность к импровизации, любовь к музыкальному театру, увлечение С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем, М. Мусоргским - во многом определили творческий облик будущего композитора. Вволю наслушавшись в военные годы в Перми, где был в эвакуации Кировский театр, классических опер, юный Слонимский импровизировал целые оперные сцены, сочинял пьесы, сонаты. И, наверное, в душе гордился, хотя и огорчался, что такой музыкант, как А. Пазовский, - тогда главный дирижер театра - не верил, что десятилетний Сергей Слонимский написал романс на стихи Лермонтова сам.
В 1943 г. Слонимский купил в одном из московских галантерейных магазинов клавир оперы "Леди Макбет Мценского уезда" - запрещенное произведение Шостаковича сдали в утиль. Опера была выучена наизусть и переменки в ЦМШ оглашались "Сценой порки" под недоуменно-неодобрительные взгляды учителей. Музыкальный кругозор Слонимского рос стремительно, мировая музыка поглощалась жанр за жанром, стиль за стилем.
Одновременно важнейшей школой для Сергея Слонимского стал русский фольклор. Множество фольклорных экспедиций - "целая фольклорная консерватория" - прошли в постижении не только песни, но и народного характера, уклада русской деревни. В начале шестидесятых, воодушевлённый "русскими" работами Стравинского и особенно его "Свадьбой", С.Слонимский занялся исследованием русских народных песен и крестьянских вокальных стихов, примкнув для этого к трём собирательным фольклорным экспедициям. Такие экспедиции были давней традицией Петербургской консерватории. Вот как об этом говорит сам Сергей Слонимский в радиоинтервью: «Меня больше интересовали люди, чем мелодии. Мне не надо было потом использовать, выдавать за свои мелодии. Конечно, стиль музыки я слушал, но главным образом меня как писателя интересовали люди».
Однако принципиальная художественная позиция Слонимского требовала чуткого вслушивания и в современный городской фольклор. Так в его музыку органично вошли интонации туристских и бардовских песен 60-х гг. Кантата "Голос из хора" на стихи A.Блока (1964) - первый опыт сочетания далеких стилей в единое художественное целое, определенный впоследствии А. Шнитке как "полистилистика".
Микротональные модуляции крестьянского пения подсказали Слонимскому использование треть- и четвертьтонов в Скрипичной сонате (1961) и "Польских строфах" (1963). Приёмы, подобные этим, появляются до шестидесятого года в музыке Алоиса Хаба, Ивана Вышнеградского, Хулиана Каррийо, Бела Бартока, а после – в музыке Лу Харрисона, Джеймса Тенни и Кеннета Габуро.
Слонимский
был одним из первых советских
композиторов, освоивших двенадцатитоновую
технику. Двенадцатитоновые
Непосредственное использование Слонимским звуков часто включает кластеры, обычно структурно подготовленные и мотивированные, что говорит о следовании таким композиторам, как Генри Коуэл, Чарлз Ивз, а также соответствует примерам современников: Стокхаузена, Стенли Лунетта, Теодора Лукаса.
Слонимский использует собственные символы "для звуков, аккордов и кластеров, абсолютность тона которых не принципиальна", но применяет их по-разному для клавишных или струнных кластеров.
Сергей Слонимский также пользуется звучанием "подготовленного" (оснащённого) фортепиано. Он сопровождает нотный текст авторскими инструкциями для исполнителя, как это типично для нашего времени, давая объяснения относительно метода звукоизвлечения, указания высоты и длительности, а также обозначения шифра линий между нотами.
Как можно видеть, Слонимский использует все виды композиционных техник, известных ранее и развившихся в шестидесятых годах.
Сергей Слонимский
- признанный классик современности,
его сочинения изучают в
Премьеры сочинений
Рассказывая в документальном фильме «Абсолютный слух» о себе, композитор делится своим главным творческим принципом: «В музыке нужно запретить все запреты, в этом искусстве возможно все». Поэтому в своем творчестве Сергей Слонимский обращается практически ко всем жанрам академической музыки: симфонии, балету, опере, хоровым и камерным произведениям. Помимо этого он пишет и музыку к кинофильмам, таким как «Республика ШКИД», «Интервенция» и т.д.
Удивительно разнообразно содержание творчества С.Слонимского. По словам Ю. Холопова в творчестве Слонимского можно усмотреть какую-то "полиартную" концепцию "многих пространств". "Это не просто многообразие, но скрещение пространств нашего искусства, занятие расстояний между широко раскиданными полярностями".
Определяющей чертой творчества Сергея Слонимского является его универсализм. В. Н. Холопова считает, что серия сплошных творческих удач - оперы Слонимского.
"С. М. нашел такие свои, тайные ключи к музыкальной сцене, что у него не оказалось никаких продолжателей. Его сюжеты - это драмы и трагедии народов, царей, королей, Мастера, Маргариты, Иешуа. Главные действующие лица исключительны, высоки, предельны в несомой ими идее. Слонимский из энциклопедических запасов своих знаний подбирает для каждой оперы только ей присущий жанровый строй и непостижимым чутьем лепит ее неповторимую музыкально-интонационную индивидуальность".
"Каждое его новое произведение
- это открытие, откровение. Поражаешься
мастерству художника,
Вот как выглядит творческий портрет Сергея Слонимского по мнению его современников:
«Сергей Михайлович Слонимский — звучное имя в нашем музыкальном мире. Композитор крупного калибра, ярко высказывающийся в различных жанрах и стилях. Музыковед с особым, композиторским кругозором и специфическим, комплексным ощущением музыки. Педагог широкого профиля, наследник, воспитатель и проводник традиций Петербургской школы. Неугомонный музыкально-общественный деятель, стремительно вторгающийся в процессы музыкальной
жизни Петербурга. Поразительная работоспособность, плодовитость. Ошеломляющая ученость. Широчайшая эрудиция. И все это вместилось в одной личности, имя которой — Сергей Михайлович Слонимский». (Роман Леденев)
«Каждый раз, когда до меня доносится музыкальный голос Сергея Слонимского, я испытываю почти детское чувство: „Пока что всё в порядке, мы еще не заблудились”». (София Губайдуллина)
"Богатство фантазии, легкость,
быстрота творчества как бы
уже сами по себе предполагают
веселье, россиниевскую
"Особенность Слонимского,
"Сергей Слонимский - важная страница истории русской музыки, без которой она была бы неполной и менее противоречивой. Слонимский всегда новый, но всегда остается самим собой. В нервном присутствии Сергея Слонимского я чувствую себя спокойно и уверенно. Так бывает, когда рядом с тобой друг". (А.Эшпай)
"Очень трудно назвать имя композитора, который сегодня с таким успехом обращался бы в своем творчестве буквально ко всем существующим ныне классическим и современным музыкальным жанрам" (А.Петров)
Сергей Михайлович Слонимский – кандидат искусствоведения (1963), профессор (1976), лауреат Глинкинской премии (1983), Народный артист РСФСР (1987), член Союза композиторов, профессор, Народный артист РФ, Академик Российской Академии образования, лауреат государственных премий, Кавалер Командорского Креста – ордена за заслуги Республики Польша, Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2008), лауреат Международной премии "Балтийская звезда" (2009).