Вибрато как средство музыкальной выразительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

В музыкальном исполнении вибрато является одним из средств художественной выразительности. Оно выражается в периодическом изменении звука по высоте, громкости и тембру.
Вибрато достигает огромного художественного эффекта при правильном его применении. Характер вибрато должен определяться содержанием музыкального произведения в целом, а также функцией каждой отдельной музыкальной фразы. Вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию.
«Певучий», «кантиленный» звук связан с наличием в нем вибрато. Обязательным условием так называемой «кантилены» в пении является искусство хорошо соединять звуки мелодии - петь legato. Певучесть, связанность звуков требуется и от инструменталистов. Они должны подражать хорошим певцам в выразительности звучания мелодии.

Файлы: 1 файл

Вибрато как средство музыкальной выразительности Кучиева.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Вибрато как средство музыкальной выразительности

 

В музыкальном исполнении вибрато является одним из средств художественной выразительности. Оно выражается в периодическом изменении звука по высоте, громкости и тембру.

Вибрато достигает огромного  художественного эффекта при правильном его применении. Характер вибрато должен определяться содержанием музыкального произведения в целом, а также функцией каждой отдельной музыкальной фразы. Вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию.

«Певучий», «кантиленный»  звук связан с наличием в нем вибрато. Обязательным условием так называемой «кантилены» в пении является искусство хорошо соединять звуки  мелодии - петь legato. Певучесть, связанность звуков требуется и от инструменталистов. Они должны подражать хорошим певцам в выразительности звучания мелодии. Именно это качество резко отличает пение и игру на смычковых инструментах с невибрирующим звуком. Преимущество вибрирующего звука заключается в «дальности» его распространения.

Прогрессивные музыканты, как отечественные, так и зарубежные, никогда не считали вибрато самоцелью, рекомендуя пользоваться этим выразительным средством только в зависимости от содержания. Хорошим может быть как медленное, так и быстрое вибрато. Неспособность изменять скорость вибрато свидетельствует об отсутствии мастерства. Для того чтобы выработать какой-либо навык, следует сначала поставить перед собой точную цель. В музыке это означает - сначала услышать или представить себе желаемое звучание, потом добиваться приближения к нему в своем исполнении. Характеризуя воспринятый звук, часто применяют к нему определения вроде: холодный,  теплый, мягкий, жесткий, полный, насыщенный, пустой, жидкий и т. д…  Подобные определения дают нам образное представление о звуке и  характере исполнения.

 

Применение вибрато

 

Для объективного изучения вибрато музыкантов-исполнителей существуют различные способы акустического анализа механических записей. Такие анализы осуществляли в акустической лаборатории Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Анализировалось вибрато выдающихся советских музыкантов – Д.Ойстраха/П.Чайковский. Концерт, М.Глинка - Е.Цимбалист.«Персидская песня»/, М.Полякина/П.Сарасате. «Цыганские напевы», П.Чайковский «Мелодия»/,                            Л.Когана/ Н.Паганини. Концерт./.

Произведенные анализы помогли  установить зависимость характера  вибрато  от исполняемого музыкального произведения. В изученных произведениях  обнаружены следующие закономерности:

1.Вибрато присутствует на всех  звуках, длительность которых больше  одной восьмой.

2.Вибрато отсутствует  на всех звуках, длительность  которых мьеньше одной восьмой.

3.Восьмые исполняются  как с вибрато, так и без  него,- в зависимости от музыкальной функции каждого звука во фразе. Их длительность (в данных темпах) технически позволяла бы вибрировать даже все восьмые, поэтому ясно, что отсутствие вибрато на некоторых из них обьясняется исключительно музыкальными намерениями исполнителя.

4. В более ровных, спокойныхмелодиях  вибрато протекает равномернее,  а в более напряженных - менее равномерно. Здесь оно больше подчеркивает опорные звуки мелодии и отсутствует на менее зрачительных проходящих звуках, предшествующихтем, которые исполнитель хочет подчеркнуть. Такие звуки чаще встречаются на слабых долях такта.

5. Звуки, следующие за portamento,часто исполняются без вибрато.  Это встречается в тех случаях,  когда portamento ведет к звуку,  находящемуся на слабой доле  такта.

Если portamento ведет к опорному мелодическому звуку на более сильной доле  такта, вибрато исключается на звуке, предшествующем portamento, и появляется на  последующей сильной доле.

6. В ровных, спокойных мелодиях  вибрато не прекращается, а сохраняется  в  пределах небольшого диапазона скорости и размаха. В мелодиях более активного  характера, где звуки подчеркнуты акцентами. Вибрато имеет большой размах  вначале, а потом сокращается или прекращается совершенно. На некоторых звуках  вибрато начинается не сразу, а вырастает постепенно с crescendo. Иногда при  подчеркивании опорного мелодического звука максимум размаха вибрато не  совпадает с акцентом смычка, а несколько отстает от него.

7. Скорость вибрато довольно  постоянно сохраняется в пределах 7 периодов в  секунду. Можно предположить, что эта норма стихийно создавалась в  исполнительстве как интуитивное приспособление работы мышечного аппарата  к эстетическому критерию восприятия качества звука, так как именно эта скорость  не оставляет у слушателя ощущения качания или тремоляции. Средняя скорость  вибрато зависит от моторных характеристик мышечного аппарата исполнителя и от  музыкальных намерений исполнителя.

8. Минимальный размах возможен начиная от нуля; он ограничвается величиной и мягкостью подушечки пальцев, а также возможным диапазоном наклона кисти в обе стороны. Этот диапазон возможных  изменений весьма велик, поэтомувеличина размаха в исполнении разных произведений может диктоваться музыкальными намерениями исполнителя. Максимальные размахи приходятся на относительно длинные звуки, являющиеся мелодически опорными.

9. Региср каждой струны непосредственно  отражается на размахе вибрато.  В некоторых случаях высокие  позиции используются для того, чтобы придать звуку специально  вокальную окраску; тогда широкий  размах вибрато будет желательным явлением (средний размах вокального вибрато более чем вдвое превосходит скрипичный размах).

Обращает на себя внимание то, что  в различных случаях и у  различных исполнителей как  piano, так и forte, как спокойная, так и возбужденная музыка может исполняться различными видами вибрации, не произведя при этом впечатления несоответствия с примененной звуковой краской. Характер вибрато должен соответствовать музыкальному образу, а не формальному обозначению нюанса. Если в одном произведении есть две темы, контрастные по своему содержанию, но близкие друг другу по темпу и нюансу, в каждой из них лучше применить разное вибрато.

Существует, однако, один род музыки, в котором уместным и стильным является применение более широкого по размаху и не очень быстрого вибрато. В музыке любогодругого стиля оно казалось бы чрезмерным. Здесь имеется в виду национально-характерная манера исполнения своей народной музыки румынами, малдаванами, мадьярами ии цыганами. Подчеркнутая страстная выразительность, частое применение вибрато больших размахов характерно для медленных вступлений чардашей и многих других песенно-танцевальных форм у этих народов. Скрипка у них является национальным музыкальным инструментом, поэтому особенно значительное влияние этот стиль оказал на скрипичное творчество и исполнительство.

Толькосознательный контроль может  служить гарантией нормального  развития и совершенствования исполнителя. Только четкое музыкально-слуховое представление  может выбрать правильно выбранную  методику развития какого-либо технического приема игры. Весь музыкально-исполнительский процесс должен строиться на подчинении музыкальному образу и на правильном понимании идейно-художественного содержания произведения.

 

Разновидности скрипичного вибрато

 

В зависимости от индивидуальности и особенностей постановки основные движения, посредством которых производится вибрато, бывают трех видов:  локтевое, кистевое и вращательное. Эти разновидности очень редко встречаются изолированно, большей частью встречаются смешанные виды. Вращательое вибрато более характерно для виолончели, на скрипке и альте оно встречается эпизодически или в сочетаниях с другими видами вибрато.

На основании физиологического анализа вибрация скрипача Б.А.Струве устанавливает наличие двух типовых форм вибрационного движения: кистевую и локтевую форму-и описывает их следующим образом:

1. «К и с т е в а я    ф о р м а    в и б р а ц и и   характеризуется сгибанием и разгибанием в кистевом комбинированном суставе, в виде небольших по размаху ритмических движений, управляемых главным образом мышцами предплечия. Остальрые части руки не могут при этом сохранить полную неподвижность. Наблюдаются пассивно-выравнительные движения в блзлежащих суставах (особенно в последнем фоланговом суставе нажимающего на струну пальца).

Наряду с этим в процессе вибрирования вовлекается в небольшой мере вращательный сустав предплечия».

2. «Л о к т е в а я ф о р м а   в и б р а ц и и  характеризуется сгибательно-разгибательными движениями в локтевом суставе. Мускулатура, управляющая этими движениями, расположена в области плечевой части руки. Движения наблюдаются не только в одном локтевом суставе, хотя здесь они являются основными и руководящими всем процессом вибрации. Так, наблюдаются пассивно - выравнительные движения в соседних суставах».

Непосредственно вибрирующими являются ногтевые фаланги пальцев. Мягкие подушечки  пальцев, поддатлевые суставы,  гибкая и эластичная кисть средних размеров, а также правильно усвоенная  постановка – все это способствует образованию кистевой вибрации.

 

 

 

 

 

Методика работы над вибрацией

 

При кистевой вибрации активной, ведущей становится кисть, увлекающая за собой пальцевые суставы вокруг прижатого к грифу «большого» пальца. Работа над кистевой формой вибрации способствует развитию мягкости, податливости и эластичности в пальцевых суставах и кисти, что очень важно для образования хороших игровых навыков. Кистевая вибрация доступна подавляющему большинству учащихся.

Отсутствие эластичности в кисти, жесткость в ее движениях, а также  в пвльцевых суставах приводит к образованию локтевой формы вибрации, при которой активным, ведущим становится предплечие (локтевой сустав), а ведомыми – кисть и пальцевые суставы. Локтевая вибрация легко приводит к зажатости мышц и отрицательно сказывается на игровом процессе. По припроде своей вибрация требует мелких движений, не свойственных крупным частям руки. ПО этомулоктевую вибрациюможно допускатьлишь у учеников с очень жесткимисуставамии, туго поддающимися раскачиванию, или тогда, когда локтевая вибрация производится легкими, ненапряженными движениями и легко переходит в другие игровые приемы.

Во время вибрирования «большой»  палец выполняет функцию опоры, вокруг которой производится колебательные движения руки.

 Из нарушений, с которыми педагог чаще всего встречается можно отметить манеру играть в первых трех позициях локтевой, а с 4 и выше – кистевой вибрацией. В данном случае речь идет не о «смешанной» вибрации, а о недоработке в освоении навыком. Вибрация должна быть под контролем слуха учащегося, т.к. может влиять на чистоту интонации.

У многих учащихся – скрипачей  вибрато почти непрерывно присутствует в исполнении; неверные привычки укореняются особенно сильно, и исправление их  иногда труднее, чем правильная постановка вибрато на соответствующем этапе обучения. Устранение укоренившихся недостатков является важнейшим участком педагогической работы. К.Флеш подразделяет плохое вибрато на три категории:

1.Слишком мелкое – пальцевое вибрато. Оно возникает от чрезмерно быстрых колебаний пальцев или предплечья при полном исключении или одеревенении кисти. Эти колебания дают «блеющий» звук («барашек»).

2. Слишком крупное, широкое  – кистевое вибрато. Оно возникает от чрезмерно широких, медленных колебаний кисти без участия колебаний локтя и предплечия.

3. Слишком «деревянное» - вибрато предплечьем. Звуковойрезультат этого вида вибрато бывает ингда очень хорош, нонедостатком его является звуковое однообразие и отяжеление технической подвижности левой руки из-за возникающего перенапряжения.

К.Флеш рекомендует целый ряд упражнений для исправления перечисленных недостатков.

Для исправления первого недостатка он рекомендует расширить вибрато движением кисти и упражняться в гимнастике кисти без скрипки. А.Ривард рекомендует для этого такое упражнение: прижав неподвижно предплечье к корпусу скрипки (на высоких позициях), положить палец плоско на струну и поворачивать кисть вперед с уклоном влево. Отсюда должно возникнуть слияние движенияпальца и кисти с легким вращением предплечья в локтевом суставе. Упражнение следует выполнять на каждом пальце отдельнои в разных темпах. Этим способом достигается освобождение кистевого сустава.

Для исправления второго недостатка К.Флеш рекомендует уменьшить движение кисти и скоординировать движения пальцев и предплечья. Движения переключить в вертикальное направление, как бы «вминая» пальцы в гриф и таким путем сделать движения мельче и быстрее, быстро чередуя легкое прикосновение пальца к струне (как бы на натуральном флажолете) с плотным нажимом его.

Этот же недостаток профессор Московской консерватории А.И.Ямпольский рекомендавал исправлять, упражняясь таким образом, чтобы пальцы левой руки колебались в основном от седнеого положения лишь по направлению к подставке скрипки.

Активизации вибрато  очень способствует штрих martele`с использованием начальных толчков смычка для возбуждениядеятельности левой руки. В особо трудных случаях можно вялое кистевое вибрато просто заменить локтевым, так как при имеющемся недостатке нет угрозы большого перенапряжения в локтевом вибрато.

Информация о работе Вибрато как средство музыкальной выразительности