Вибрато как средство музыкальной выразительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

В музыкальном исполнении вибрато является одним из средств художественной выразительности. Оно выражается в периодическом изменении звука по высоте, громкости и тембру.
Вибрато достигает огромного художественного эффекта при правильном его применении. Характер вибрато должен определяться содержанием музыкального произведения в целом, а также функцией каждой отдельной музыкальной фразы. Вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию.
«Певучий», «кантиленный» звук связан с наличием в нем вибрато. Обязательным условием так называемой «кантилены» в пении является искусство хорошо соединять звуки мелодии - петь legato. Певучесть, связанность звуков требуется и от инструменталистов. Они должны подражать хорошим певцам в выразительности звучания мелодии.

Файлы: 1 файл

Вибрато как средство музыкальной выразительности Кучиева.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Непосредственной причиной плохого звучания, вызванного вибрацией, является нарушение ее основных компонентов: скорости вибрации (ее частоты), размаха колебаний (периодичности). Дрожащая, прерывистая или блеющая вибрация чаще всего образуется от зажатости в левой руке. Рука делает судорожные движения, чтобы раскачать концевые фаланги пальцев, и это ей не удается. С такими учениками нужно работать не  над исправлением вибрации, а над освобождением рук, облегчением манеры игры. Временно нужно вообще отказаться от вибрирования, чтобы затем обучать этому навыку с самого начала.

 

 

Подлинное владение вибрацией означает произвольное ее применение. Исполнитель должен уметь вибрировать в желаемом месте, на определенных нотах, и прекращать вибрирование там, где оно не нужно и противоречит хорошему вкусу. Очень часто при хорошей вибрации играющий пользуется ею неумеренно: вибрирует на всех нотах (как медленных, так и быстрых) непрерывно. Игра такого исполнителя производит негативное впечатление из-за интонационной неустойчивости, зыбкости звука, усиливающейся с ускорением темпа. Такой недостаток искореняется полным прекращением вибрато на какой-то срок и строгой дозировкой вибрации после ее возобновления.

 

Итак, опыт, накопленный рядом педагогов, убеждает, что вибрация является одним из исполнительских навыков, который, как и другие навыки, поддается воспитанию, исправлению и совершенствованию. Педагог может и должен заниматься воспитанием вибрации у каждого ученика, не ожидая, пока этот навык возникнет самостоятельно.

Для успешного овладевания вибрацией необходимо:    надлежащая подготовка ученика в художественно – эстетическом отношении, хорошее развитие музыкально – слуховых представлений и обогащение этих представлений новой тембровой окраской, которую привносит вибрация. Техническим же условием овладения ею является свобода игрового аппарата.

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

 

 

 

А. Готсдинер  «Слуховой  метод обучения и работа над вибрацией в классах скрипки».     Под редакцией Л. Н. Раабена.

Б. А. Струве «Вибрация как исполнительский  навык игры на смычковых инструментах»

Музгиз, М., 1933;

 О. М. Агарков « Вибрато  в игре на  скрииипке»

Музгиз, М., 1956.

Е. Камииларов « О технике левой руки скрипача»   

Музгиз, Л., 1961.                                                       

 

 

 


Информация о работе Вибрато как средство музыкальной выразительности