Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 14:04, реферат
В музыкальном исполнении вибрато является одним из средств художественной выразительности. Оно выражается в периодическом изменении звука по высоте, громкости и тембру.
Вибрато достигает огромного художественного эффекта при правильном его применении. Характер вибрато должен определяться содержанием музыкального произведения в целом, а также функцией каждой отдельной музыкальной фразы. Вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию.
«Певучий», «кантиленный» звук связан с наличием в нем вибрато. Обязательным условием так называемой «кантилены» в пении является искусство хорошо соединять звуки мелодии - петь legato. Певучесть, связанность звуков требуется и от инструменталистов. Они должны подражать хорошим певцам в выразительности звучания мелодии.
Непосредственной причиной плохого звучания, вызванного вибрацией, является нарушение ее основных компонентов: скорости вибрации (ее частоты), размаха колебаний (периодичности). Дрожащая, прерывистая или блеющая вибрация чаще всего образуется от зажатости в левой руке. Рука делает судорожные движения, чтобы раскачать концевые фаланги пальцев, и это ей не удается. С такими учениками нужно работать не над исправлением вибрации, а над освобождением рук, облегчением манеры игры. Временно нужно вообще отказаться от вибрирования, чтобы затем обучать этому навыку с самого начала.
Подлинное владение вибрацией означает произвольное ее применение. Исполнитель должен уметь вибрировать в желаемом месте, на определенных нотах, и прекращать вибрирование там, где оно не нужно и противоречит хорошему вкусу. Очень часто при хорошей вибрации играющий пользуется ею неумеренно: вибрирует на всех нотах (как медленных, так и быстрых) непрерывно. Игра такого исполнителя производит негативное впечатление из-за интонационной неустойчивости, зыбкости звука, усиливающейся с ускорением темпа. Такой недостаток искореняется полным прекращением вибрато на какой-то срок и строгой дозировкой вибрации после ее возобновления.
Итак, опыт, накопленный рядом педагогов, убеждает, что вибрация является одним из исполнительских навыков, который, как и другие навыки, поддается воспитанию, исправлению и совершенствованию. Педагог может и должен заниматься воспитанием вибрации у каждого ученика, не ожидая, пока этот навык возникнет самостоятельно.
Для успешного овладевания вибрацией необходимо: надлежащая подготовка ученика в художественно – эстетическом отношении, хорошее развитие музыкально – слуховых представлений и обогащение этих представлений новой тембровой окраской, которую привносит вибрация. Техническим же условием овладения ею является свобода игрового аппарата.
Используемая литература:
А. Готсдинер «Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классах скрипки». Под редакцией Л. Н. Раабена.
Б. А. Струве «Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах»
Музгиз, М., 1933;
О. М. Агарков « Вибрато в игре на скрииипке»
Музгиз, М., 1956.
Е. Камииларов « О технике левой руки скрипача»
Музгиз, Л., 1961.
Информация о работе Вибрато как средство музыкальной выразительности