Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа
Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Введение……………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Влияние музыки на человека………………………………………5
Исследования влияния музыки на человека……………………...5
1.2. Влияние музыки на ребенка……………………………...………...7
Влияние музыкальной деятельности на интеллект………………8
Влияние различной музыки на организм человека……………..10
Глава 2. Формирование нравственно-эстетического развития детей в процессе слушания музыки…………………………………………………..12
2.1. Основные задачи и принципы музыкального образования младших школьников…………………………………………………………..12
2.2. Музыкально-эстетическая культура личности………………......13
2.3. Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности……………………………………………….15
Глава 3. Исследовательская работа…………………………….…………..19
3.1. Эксперимент 1……………………………………………………...19
3.2. Эксперимент 2……………………………………………………...19
3.3. Эксперимент 3……………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованных источников……………………………………….22
Приложение…………………………………………………………………….23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Влияние музыки на человека………………………………………5
1.2. Влияние музыки на ребенка……………………………...………...7
Глава 2. Формирование нравственно-эстетического развития детей в процессе слушания музыки…………………………………………………..12
2.1. Основные задачи и принципы музыкального
образования младших школьников……………………………………………………
2.2. Музыкально-эстетическая культура личности………………......13
2.3. Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности……………………………………………….15
Глава 3. Исследовательская работа…………………………….…………..19
3.1. Эксперимент 1……………………………………………………...19
3.2. Эксперимент 2……………………………………………………...19
3.3. Эксперимент 3……………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….22
Приложение……………………………………………………
Ι. ВВЕДЕНИЕ
Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
В рамках теории и методики музыкального образования был проведен ряд исследований для выявления путей развития музыкальной культуры учащихся. Так, плодотворно работали в этом направлении Н.А. Терентьева, И.В. Кошмина, В.В. Алеева, Ю.П. Лозицкая. В результате проведенных исследований авторы пришли к заключению, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость имеющихся методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие вопросы, связанные с разработкой средств обучения и воспитания. Именно поэтому общеобразовательные школы по-прежнему ориентируются на развитие лишь отдельных составляющих музыкально-эстетической культуры учащихся. В частности, более всего уделяется внимание деятельностному аспекту – фрагментарному включению детей в разные виды музыкальной деятельности.
В целом можно констатировать, что в научных работах еще не накоплено достаточно материала, необходимого для успешного решения проблемы формирования музыкально эстетической культуры детей, а также достаточно поверхностно рассмотрены аспекты влияния музыки на развитие эмоциональной сферы школьников. Учитывая вышеизложенные факты, целесообразно говорить об актуальности и важности на сегодняшний день рассмотрения данной темы.
Главная цель работы - доказать, что музыка влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта цель определяет содержание данной работы.
Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
1.Рассмотреть задачи и принципы музыкального образования детей;
2.Проследить влияние процесса слушания музыки на становление нравственно-эстетической стороны личности ребенка;
3. Рассмотреть, как различная музыка влияет на детей.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА
1.1. ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА
Cовременная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста.
В связи с этим особый интерес представляют возможности музыкального искусства. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: на физическое тело, на духовную сущность человека, на интеллект.
Проблему влияний музыкального искусства на человека рассматривали в своих работах философы (Пифагор, Платон, Аристотель, Б.Спиноза, Ж.Ж.Руссо, Г.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр, А.Белый, Б.Т.Лихачев, М.Ш.Бонфельд и др.), психологи и нейрофизиологи (Г.Гельмгольц, И.Догель, В.М.Бехтерев, В.Леви, Е.В.Назайкинский, А.Н.Леонтьев, С.Н.Беляева-Экземплярская, Б.А.Вяткин, Л.Я.Дорфман, И.А.Вартанян, А.Л. Готсдинер, В.Н.Мясищев, В.И.Петрушин, Л.А.Джалагония, А.А.Калашников, О.В.Лаврова, Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова, М.Л.Лазарев, и др.), педагоги и музыканты (Я.А. Коменский, К.Орф, В.Вюнш, Ш.Сузуки, В.Г.Граф, Д.К.Кирнарская, Л.В.Куриленко и др.), медики (Гиппократ, Б.Петровский, З.Майорова, Е.И.Громов, А.А.Коротаев, В.Николаев, С.С.Юдин, В.А.Лебедев, В.Б.Полякова и др.).
Но, несмотря на широкий круг исследований, до сих пор приоритет в вопросах изучения возможностей и функций музыки принадлежит психологии, физиологии и биологии.
Как правило, во всех этих работах речь идет о восприятии музыки. Однако огромное значение для оптимизаций функций мозга и развития учебных навыков имеет не только процесс восприятия музыки, но и другие виды музыкальной деятельности – пение (в том числе сольфеджио), музыкально-теоретическая деятельность, музыкальный анализ, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, музыкальное творчество.
Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждают положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки; доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.
В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования.
Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания.
Гиппократ использовал
в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных.
Великий врачеватель древности Авиценна
называл мелодию «нелекарственным» способом
лечения (наряду с диетой, запахами и смехом)
и сильнейшим средством профилактики
нервно-психических расстройств.
Шекспир
в своей трагедии «Ромео и Джульетта»
говорит устами своего героя: «Лишь музыки
серебряные звуки снимают, как рукой, мою
печаль.»
В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.
Итак, Вселенная звучит,
но привычный человеческий слух не
улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит
музыка - отражение космической
К XX веку постепенно стали накапливаться наyчные данные, подтвеpждающие знания дpевних о том, что мyзыка - мощнейший источник энеpгий, влияющих на человека. Эксперименты велись в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.
В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.
Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 г. создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу». Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.
Американские исследователи X. Leng, G. Shaw считают, что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки. Ими продемонстрирована польза музыкального обучения с раннего детства и даже грудного возраста для тренировки некоторых специфических высших когнитивных функций.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.
1.2. Влияние музыки на ребенка
Ранний музыкальный
опыт, а также музыкальная
Музыкальное звучание воспринимается как процесс, во время которого сменяются и взаимодействуют различные образы, происходят подъемы и спады, противопоставления, трансформации, смены динамики и статики, напряжения и покоя.
Именно это процессуальное
развитие делает возможным передачу
различного идейного содержания, придает
музыке силу воздействия, превращает восприятие
музыки в подлинно художественное переживание. Слушая
музыку, ребенок «вживается» в музыкальные
образы, которые пробуждают ассоциации,
почерпнутые из его личной жизни.
Важно то, что восприятие музыки может
происходить как на сознательном уровне
(как правило, дети фиксируют свое внимание
на какой-либо одной стороне музыкального
образа – ритме, тембре, динамике, ладе
и т.д.), так и на подсознательном уровне,
так как анализ частотно-временных соотношений
акустических сигналов осуществляется
при обеих формах восприятия.
Таким образом, восприятие музыки может быть активным (сознательным) или пассивным (бессознательным). Большое внимание к вопросам бессознательного восприятия музыки детьми уделяла в своих работах А.В.Торопова, ею доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.
Г.Ю.Маляренко, М.В. Хватова утверждают, что даже пассивное, регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.
Следует учесть, что ребенку доступно почувствовать не только музыкальное настроение, но и, вопреки мнению взрослых, идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления. Приемами такой активизации могут быть различные задания и целевые установки перед прослушиванием, вокализация, «подыгрывание» на простейших музыкальных инструментах и т.д
Информация о работе Влияние музыки на развитие детей младшего школьного возраста