Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:46, курсовая работа
В конце XVII века музыкальная драма – «Страсти» - требует, чтобы ее допустили в церковь. Разгорается спор за и против, которому Бах положил конец, написав две свои музыкальные драмы – «Страсти». И по тексту, и по форме они находятся в русле своего времени, но дух, который в них живет, преображает их и из преходящего создает вечное.
Введение 3
Глава 1 5
Хоровое творчество
1.1 Кантаты 6
1.2 Пассионы 7
1.3 Оратории 8
Глава 2 8
Высокая месса “H-moll”
2.1 История создания 9
2.2 Структура частей 10
2.3 Первая часть “Kyrie”, разбор и анализ 13
Заключение 18
Содержание
Введение 3
Глава 1 5
Хоровое творчество
1.1 Кантаты 6
1.2 Пассионы 7
1.3 Оратории 8
Глава 2 8
Высокая месса “H-moll”
2.1 История создания 9
2.2 Структура частей 10
2.3 Первая часть “Kyrie”, разбор и анализ 13
Заключение 18
Введение
Среди величайших композиторов прошлого Бах – явление исключительное. Этот художник и сегодня кажется нам неисчерпаемым, а его творчество – всеобъемлющим. Бах воплотил существенные стороны своей эпохи. Композитор раскрыл внутренний мир своего современника, его высокий нравственный идеал, его богатую сложную духовную жизнь.
Бах обобщил, подытожил художественные тенденции большой исторической эпохи. И вместе с тем, всей силой своего гения он устремлен в будущее. Действительно, все, что появилось в музыке после него, было им разработано или творчески предсказано. Творения Баха остались бы теми же, даже если бы его жизненный путь был иным.
Бах – музыкант-философ, размышляющий о самых глубоких вопросах человеческого бытия: о жизни и смерти, о нравственном долге и предназначении человека. Его философия – не умозрительные построения, она всегда окрашена чувством, искренним и правдивым.
Бах – лирик. Каждая строчка его музыки согрета теплом человеческого сердца. Но как бы ни были проникновенны лирические высказывания Баха, мы всегда ощущаем в них могучую дисциплинирующую власть разума. Чувство проверяется разумом; мысль вызывает живой эмоциональный отклик – в этом весь Бах. Нельзя понять его искусство, не ощутив этого нерасторжимого единства.
Многосторонность Баха ошеломляет. Острейший драматизм и чистая созерцательная лирика, воплощение чувств больших масс и интимная исповедь – все вмещает его искусство. Маленькие детские пьесы из тетради Анны Магдалины Бах соседствует с грандиозными органными фантазиями, высокий пафос мессы си-минор и пассионов – с живой жанровостью «Кофейной кантаты». Ему равно доступно величественное и простое.
Бах не был отдельной, обособленной личностью. В себе самом он пережил музыкальное развитие трех или четырех поколений Бахов. Когда вспоминаешь историю этой семьи, занимающей такое своеобразное место в немецкой художественной жизни, то кажется, что все творчество этих мастеров должно было привести к чему-то более совершенному. В творчестве Баха завершается определенный период немецкой музыки, воплотившийся в данной семье.
Вся история немецкой средневековой музыки и поэзии ведет к Баху. Лучшее, что создала песня от XII до XVIII века, украшает его кантаты и «Страсти». Современники Баха не использовали ценное сокровище хоральных мелодий. Бах чувствует иначе. Он кладет в основу своего творчества хорал. Бах не только гармонизовал мелодию, он одновременно в звуках передает содержание текста. Из мотета под влиянием итальянской и французской инструментальной музыки образуется кантата. В течение целого столетия духовный концерт борется за свои права и свободу в церкви. Чувствуется, как эта музыка теряет свое богослужебное назначение. Она все больше выходит за рамки культа, стремится стать самостоятельной религиозной драмой, сходной по форме с оперой. В своем творчестве Бах увековечивает данный жанр.
В конце XVII века музыкальная драма – «Страсти» - требует, чтобы ее допустили в церковь. Разгорается спор за и против, которому Бах положил конец, написав две свои музыкальные драмы – «Страсти». И по тексту, и по форме они находятся в русле своего времени, но дух, который в них живет, преображает их и из преходящего создает вечное.
Глава 1. Хоровое творчество.
Произведения вокально-инструментальных жанров – кантаты, оратории, пассионы, мессы – составляют основу баховского творчества. Самое великое, самое значительное в художественном наследии композитора принадлежит именно к музыке этого рода. Здесь полнее всего раскрылся его обобщающий взгляд на мир, ярче всего претворилось главное – философско-этическая – тема его творчества. Никогда не обращаясь к опере, Бах, тем не менее, настойчиво тяготел к синтетическим жанрам, где вокальная и инструментальная стихии выступают в единстве, где музыка связана с литературным текстом, определяющим ее образный мир, конкретизирующим ее содержание.
Примерно с
начала XVIII века либретто немецкого
церковного произведения того времени
– духовного концерта, страстей,
ораторий, кантаты – как правило, было неоднородно
и составлялось чаще всего из трех основных
источников. Это:
- цитаты из Библии,
- традиционные
(в лютеранских общинах)
- авторская, свободная поэзия.
Автор такого либретто сам сочинял текст (авторская поэзия), но в целом, он действовал и как составитель: к подобающему фрагменту Библии подбирал близкие по лексике, теме и тону тексты песен и соотносил с ними свою собственную поэзию. Всё это делалось, чтобы добиться целостности поэтической композиции. Распознать и отличить песню от библейского изречения, евангельскую притчу от свободного стиха мог почти каждый образованный прихожанин. Поэтому и в литургических текстах, положенных на музыку Бахом, всегда заметны чередования авторского и цитатного текста – поэзии и прозы, старинного (от лютеровских времен) и современного Баха.
Из вокально-инструментальных жанров по количеству созданного Бахом первое место принадлежит кантатам.
В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя — в виде единственного фрагмента). Композитор исходил из существовавших в его время типов кантат. Он усвоил особенности духовной немецкой кантаты – произведения хорового, опирающегося на мелодии протестантских хоралов. Бах овладел закономерностями светской сольной кантаты, сложившейся в итальянской музыке и очень близкой по духу опере. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются “Christ lag in Todesbanden” (номер 4), ”Ein feste Burg” (номер 80), “Wachet auf, ruft uns die Stimme” (номер 140) и “Herz und Mund und Tat und Leben” (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям. Повод мог быть разный: получение наследства, присвоение звания, свадебные торжества. Светские кантаты Баха отличаются от духовных прежде всего общей художественной атмосферой. В них ярче воплотилась народно-жанровая стихия, мир природы. Чаще всего они создавались по заказу богатых и именитых граждан. Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты, шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата. Кофейная кантата предвосхищает новый музыкальный жанр – немецкую комическую оперу (зингшпиль), которая появится несколькими десятилетиями позже.
Глава 2
Высокая месса «H–moll»
«Высокая
месса» си минор была написана
в 1733 — 1738, в полном виде
впервые исполнена в 1896 году. Месса
— центральный и наиболее
2.1. История создания
Свою Мессу си минор
Бах посвятил курфюрсту Саксонии
Фридриху Августу III (король польский и
великий князь литовский с 1734
года) переслав ему Kyrie и Gloria. : «Светлейший курфюрст,
милостивый государь!
В глубоком почтении приношу я вашему
королевскому высочеству настоящую скромную
работу мастерства моего, коего я достиг
в музыке, и всеподданнейше прошу вас воззреть
на оную благосклонным взором не по достоинству
самой композиции, которая сочинена плохо,
но исходя из вашей, известной миру милости…»
— такими словами Бах в 1733 году сопроводил
отправку курфюрсту Саксонскому Фридриху
Августу.
Протестант, служивший в протестантской Германии, Бах писал в основном музыку для исполнения в лютеранских храмах. Правда, согласно реформе Лютера, отдельные разделы мессы в протестантском богослужении допускались, но Бах написал полную католическую мессу не случайно, как не случайно именно ее посвятил саксонскому курфюрсту. Дело в том, что Фридрих Август был еще и королем Польши, страны, неизменно приверженной католицизму, а потому и сам перешел в католичество. С 1717 года и его двор в Дрездене стал официально католическим. Отсюда естественное обращение Баха к этому жанру (от Фридриха Августа он получил звание придворного композитора и в последующие годы, желая показать свое прилежание, отправил ему еще несколько месс, преимущественно составленных из ранее написанных кантат).
Мессу h-moll Бах создавал на протяжении многих лет. Далекий прототип Sanctus, по мнению исследователей, относится еще к 1724 году. Последние же поправки в партитуру композитор вносил вплоть до того дня, когда окончательно ослеп в 1750 году. Жанр мессы исторически сложился в виде пятичастного произведения, состоящего из:
Часть первая: «Господи, помилуй»
– Kyrie – мольба и просьбы о прощении.
Часть вторая: «Слава» – Gloria – гимна хвалы
и благодарения.
Часть третья: «Верую» – Credo – догматическая
часть — символа веры.
Часть четвертая: «Свят» – Sanctus – литургическая
кульминация, взятая из ветхозаветной
Книги Исайи (Книга пророка Исайи — двенадцатая
часть Танаха, часть Библии, традиционно
связываемая с пророком Исаией (Йешайаху).
В канонической Библии эта книга находится
под номером 23. В книге приводится ряд
дат выступлений пророка, в связи с чем
его деятельность датируют между 733—701
годами до н. э ).
Часть пятая: «Агнец Божий» – Agnus Dei – благодарение и прославление Господа Иисуса Христа. (Состав исполнителей: сопрано I, сопрано II, альт, тенор, бас, два хора, оркестр.)
2.2 Структура частей мессы
Месса си минор состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса». Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу. Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».
В начале 2-й части, Gloria (№4), радостно светло звучат трубы. Хор подхватывает ликующую тему, возглашая славу. Здесь господствуют широкие, распевные мелодии. Особенно выделяется №5, Laudamus — ария сопрано в сопровождении солирующей скрипки, как будто один из голосов хора вырвался со своей лирической песнью.
Следующая, 2-ая,
обширная часть Мессы — «Gloria»
(«Слава») – содержит восемь разнообразных
номеров: четыре хора, ария для альта
(меццо-сопрано или контральто)