Вокальное творчество Баха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

В конце XVII века музыкальная драма – «Страсти» - требует, чтобы ее допустили в церковь. Разгорается спор за и против, которому Бах положил конец, написав две свои музыкальные драмы – «Страсти». И по тексту, и по форме они находятся в русле своего времени, но дух, который в них живет, преображает их и из преходящего создает вечное.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 5
Хоровое творчество
1.1 Кантаты 6
1.2 Пассионы 7
1.3 Оратории 8
Глава 2 8
Высокая месса “H-moll”
2.1 История создания 9
2.2 Структура частей 10
2.3 Первая часть “Kyrie”, разбор и анализ 13
Заключение 18

Файлы: 1 файл

Вокальное творчество баха.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение            3

Глава 1            5

Хоровое творчество

1.1 Кантаты           6

1.2 Пассионы           7

1.3 Оратории           8

Глава 2            8

Высокая месса “H-moll”         

2.1 История создания          9

2.2 Структура  частей          10

2.3 Первая часть “Kyrie”, разбор и анализ      13

Заключение           18

 

Введение

Среди величайших композиторов прошлого Бах – явление  исключительное. Этот художник и сегодня  кажется нам неисчерпаемым, а  его творчество – всеобъемлющим. Бах воплотил существенные стороны своей эпохи. Композитор раскрыл внутренний мир своего современника, его высокий нравственный идеал, его богатую сложную духовную жизнь.

Бах обобщил, подытожил  художественные тенденции большой  исторической эпохи. И вместе с тем, всей силой своего гения он устремлен в будущее. Действительно, все, что появилось в музыке после него, было им разработано или творчески предсказано. Творения Баха остались бы теми же, даже если бы его жизненный путь был иным.

Бах – музыкант-философ, размышляющий о самых глубоких вопросах человеческого бытия: о жизни и смерти, о нравственном долге и предназначении человека. Его философия – не умозрительные построения, она всегда окрашена чувством, искренним и правдивым.

Бах – лирик. Каждая строчка его музыки согрета теплом человеческого сердца. Но как бы ни были проникновенны лирические высказывания Баха, мы всегда ощущаем в них могучую дисциплинирующую власть разума. Чувство проверяется разумом; мысль вызывает живой эмоциональный отклик – в этом весь Бах. Нельзя понять его искусство, не ощутив этого нерасторжимого единства. 

Многосторонность  Баха ошеломляет. Острейший драматизм  и чистая созерцательная лирика, воплощение чувств больших масс и интимная исповедь – все вмещает его искусство. Маленькие детские пьесы из тетради Анны Магдалины Бах соседствует с грандиозными органными фантазиями, высокий пафос мессы си-минор и пассионов – с живой жанровостью «Кофейной кантаты». Ему равно доступно величественное и простое.

Бах не был отдельной, обособленной личностью. В себе самом он пережил музыкальное развитие трех или четырех поколений Бахов. Когда вспоминаешь историю этой семьи, занимающей такое своеобразное место в немецкой художественной жизни, то кажется, что все творчество этих мастеров должно было привести к чему-то более совершенному. В творчестве Баха завершается определенный период немецкой музыки, воплотившийся в данной семье.

Вся история  немецкой средневековой музыки и  поэзии ведет к Баху. Лучшее, что  создала песня от XII до XVIII века, украшает его кантаты и «Страсти». Современники Баха не использовали ценное сокровище хоральных мелодий. Бах чувствует иначе. Он кладет в основу своего творчества хорал. Бах не только гармонизовал мелодию, он одновременно в звуках передает содержание текста. Из мотета под влиянием итальянской и французской инструментальной музыки образуется кантата. В течение целого столетия духовный концерт борется за свои права и свободу в церкви. Чувствуется, как эта музыка теряет свое богослужебное назначение. Она все больше выходит за рамки культа, стремится стать самостоятельной религиозной драмой, сходной по форме с оперой. В своем творчестве Бах увековечивает данный жанр.

В конце XVII века музыкальная драма – «Страсти» - требует, чтобы ее допустили в церковь. Разгорается спор за и против, которому Бах положил конец, написав две свои музыкальные драмы – «Страсти». И по тексту, и по форме они находятся в русле своего времени, но дух, который в них живет, преображает их и из преходящего создает вечное.

Глава 1.  Хоровое  творчество.

Произведения вокально-инструментальных жанров – кантаты, оратории, пассионы, мессы – составляют основу баховского творчества. Самое великое, самое значительное в художественном наследии композитора принадлежит именно к музыке этого рода. Здесь полнее всего раскрылся его обобщающий взгляд на мир, ярче всего претворилось главное – философско-этическая – тема его творчества. Никогда не обращаясь к опере, Бах, тем не менее, настойчиво тяготел к синтетическим жанрам, где вокальная и инструментальная стихии выступают в единстве, где музыка связана с литературным текстом, определяющим ее образный мир, конкретизирующим ее содержание.

Примерно с  начала XVIII века либретто немецкого  церковного произведения того времени  – духовного концерта, страстей, ораторий, кантаты – как правило, было неоднородно и составлялось чаще всего из трех основных источников. Это: 
- цитаты из Библии,

- традиционные (в лютеранских общинах) церковные  песни (хоралы),

- авторская,  свободная поэзия.

Автор такого либретто сам сочинял текст (авторская  поэзия), но в целом, он действовал и как составитель: к подобающему фрагменту Библии подбирал близкие по лексике, теме и тону тексты песен и соотносил с ними свою собственную поэзию. Всё это делалось, чтобы добиться целостности поэтической композиции. Распознать и отличить песню от библейского изречения, евангельскую притчу от свободного стиха мог почти каждый образованный прихожанин. Поэтому и в литургических текстах, положенных на музыку Бахом, всегда заметны чередования авторского и цитатного текста – поэзии и прозы, старинного (от лютеровских времен) и современного Баха.

Из вокально-инструментальных жанров по количеству созданного Бахом  первое место принадлежит кантатам.

  • 1.1 Кантаты.

В течение долгого  периода своей жизни каждое воскресенье  Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя — в виде единственного фрагмента). Композитор исходил из существовавших в его время типов кантат. Он усвоил особенности духовной немецкой кантаты – произведения хорового, опирающегося на мелодии протестантских хоралов. Бах овладел закономерностями светской сольной кантаты, сложившейся в итальянской музыке и очень близкой по духу опере. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются “Christ lag in Todesbanden” (номер 4), ”Ein feste Burg” (номер 80), “Wachet auf, ruft uns die Stimme” (номер 140) и “Herz und Mund und Tat und Leben” (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям. Повод мог быть разный: получение наследства, присвоение звания, свадебные торжества. Светские кантаты Баха отличаются от духовных прежде всего общей художественной атмосферой. В них ярче воплотилась народно-жанровая стихия, мир природы. Чаще всего они создавались по заказу богатых и именитых граждан. Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты, шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата. Кофейная кантата предвосхищает новый музыкальный жанр – немецкую комическую оперу (зингшпиль), которая появится несколькими десятилетиями позже.

  • 1.2 Пассионы, или страсти. Страсти (от лат. passio — страдание), или пассион, являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха и состоят из 78 музыкальных номеров, в том числе речитативов (вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора, включая чтение Евангелия нараспев), арий, хоралов и хоров. Общая продолжительность звучания — около 3 часов. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Евангельский сюжет у Баха перерастает в подлинно народную эпопею. В ней раскрываются образы страдания Родины и народа, преломленные через скорбные раздумья самого композитора. В хорах, ариях, хоралах выражены думы и переживания народа. Через хорал устанавливается связь с народным песнетворчеством, и хорал составляет музыкальный стержень всего произведения. Благодаря драматизированному сюжету и конкретным действующим лицам, пассионы тяготеют к опере больше, чем другие хоровые произведения Баха.
  • 1.3. Оратории и магнификаты. Наиболее известна Рождественская оратория (1734) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734-1736) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).

Глава 2

Высокая месса  «H–moll»

  • Мессы. Месса си минор – самое монументальное сочинение И.С.Баха. И по сей день, ведутся споры о том, почему и для чего протестант Бах написал полную католическую мессу. Месса — произведение величайшей философской мудрости, человечности, глубины чувств. Ее образы — страдания, смерти, скорби, а вместе с тем — надежды, радости, ликования, — поражают глубиной и силой.

 «Высокая  месса» си минор была написана  в 1733 — 1738, в полном виде  впервые исполнена в 1896 году. Месса  — центральный и наиболее крупный  жанр в католической музыке. Само понятие «месса» сложилось к IV веку и означало отпущение грехов. Позже мессой стали называть богослужение при обряде причащения и, наконец, она стала главным богослужением воскресного или праздничного дня, что соответствует литургии в православной церкви. Существующий ныне латинский текст мессы сложился и был канонизирован к началу II тысячелетия. В 1364 году французский композитор Гильом де Машо создал первую дошедшую до нас многоголосную композицию в форме так называемого ординария, включающего шесть частей: «Господи, помилуй» (Kyrie), «Слава» (Gloria), «Верую» (Credo), «Свят» (Sanctus), «Агнец Божий» (Agnus Dei), «Идите, отпущено» — или — «Месса окончена» (Ite, missa est) — последняя часть (возглас священника по завершении службы) с XV века музыкально не озвучивалась. В эпоху Возрождения композиторы создали сотни месс, начиная с XVII века в мессу проникают оркестровые инструменты, и она все более начинает испытывать влияние крупных светских жанров — оперы, кантаты и оратории. Мессы писали Габриели, Монтеверди, И.С.Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, среди авторов XX века — Стравинский, Хиндемит, Бриттен, Пуленк, Мессиан. На протяжении столетий месса аккумулировала лучшие достижения композиторской техники и народного творчества.

2.1.  История создания

Свою Мессу си минор  Бах посвятил курфюрсту Саксонии Фридриху Августу III (король польский и  великий князь литовский с 1734 года) переслав ему Kyrie и Gloria. : «Светлейший курфюрст, милостивый государь! 
В глубоком почтении приношу я вашему королевскому высочеству настоящую скромную работу мастерства моего, коего я достиг в музыке, и всеподданнейше прошу вас воззреть на оную благосклонным взором не по достоинству самой композиции, которая сочинена плохо, но исходя из вашей, известной миру милости…» — такими словами Бах в 1733 году сопроводил отправку курфюрсту Саксонскому Фридриху Августу.

Протестант, служивший в  протестантской Германии, Бах писал  в основном музыку для исполнения в лютеранских храмах. Правда, согласно реформе Лютера, отдельные разделы мессы в протестантском богослужении допускались, но Бах написал полную католическую мессу не случайно, как не случайно именно ее посвятил саксонскому курфюрсту. Дело в том, что Фридрих Август был еще и королем Польши, страны, неизменно приверженной католицизму, а потому и сам перешел в католичество. С 1717 года и его двор в Дрездене стал официально католическим. Отсюда естественное обращение Баха к этому жанру (от Фридриха Августа он получил звание придворного композитора и в последующие годы, желая показать свое прилежание, отправил ему еще несколько месс, преимущественно составленных из ранее написанных кантат).

Мессу h-moll Бах  создавал на протяжении многих лет. Далекий  прототип Sanctus, по мнению исследователей, относится еще к 1724 году. Последние же поправки в партитуру композитор вносил вплоть до того дня, когда окончательно ослеп в 1750 году. Жанр мессы исторически сложился в виде пятичастного произведения, состоящего из:

Часть первая: «Господи, помилуй» – Kyrie – мольба и просьбы о прощении. 
Часть вторая: «Слава» – Gloria – гимна хвалы и благодарения. 
Часть третья: «Верую» – Credo – догматическая часть — символа веры. 
Часть четвертая: «Свят» – Sanctus – литургическая кульминация, взятая из ветхозаветной Книги Исайи (Книга пророка Исайи — двенадцатая часть Танаха, часть Библии, традиционно связываемая с пророком Исаией (Йешайаху). В канонической Библии эта книга находится под номером 23. В книге приводится ряд дат выступлений пророка, в связи с чем его деятельность датируют между 733—701 годами до н. э ).

Часть пятая: «Агнец Божий» – Agnus Dei – благодарение и прославление Господа Иисуса Христа. (Состав исполнителей: сопрано I, сопрано II, альт, тенор, бас, два  хора, оркестр.)

2.2 Структура  частей мессы

Месса си минор  состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен  Бахом как собственно «месса». Два  хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности  звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу. Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».

В начале 2-й  части, Gloria (№4), радостно светло звучат трубы. Хор подхватывает ликующую тему, возглашая славу. Здесь господствуют широкие, распевные мелодии. Особенно выделяется №5, Laudamus — ария сопрано  в сопровождении солирующей скрипки, как будто один из голосов хора вырвался со своей лирической песнью.

Следующая, 2-ая, обширная часть Мессы — «Gloria» («Слава») – содержит восемь разнообразных  номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria». Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.

Информация о работе Вокальное творчество Баха