Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:37, курсовая работа
Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. Именно фортепианная соната отражает наиболее смелые замыслы и искания художника, подготавливая тем самым выразительные особенности его творческого стиля в целом. Если симфонии появлялись как итог и обобщение длительного периода исканий, то соната непосредственно отражала всё многообразие творческих поисков. Этот жанр был настолько близок Бетховену, что он даже импровизировал чаще всего в сонатной форме.
1. Введение.
2. Тональный план (схема).
3. Гармоническая сетка.
4. Основной раздел: характеристика гармонии.
5. Вывод – обобщение: особенности тонального плана,
роль гармонии,
роль полифонии,
значение органного пункта,
неаккордовые звуки,
альтерация аккордов.
6. Список литературы.
Тональный план богат отклонениями. Особенно часто применяются отклонения в субдоминантовую сферу, что способствует большей мягкости, созданию лирического настроения. Богатство отклонений напрямую связано с богатством тематического развития.
В основном Бетховен использует простые гармонии, но они очень выразительны. Очень широко применены мелодические связки и построения. В наиболее ярких, кульминационных зонах и для их подготовки широко применяются гармонии альтерированной субдоминанты.(S#1, II43#3, VIb ,IV65h1b3b7).
Большое выразительное значение имеют секвенции и имитации(особенно в П. П. ,Св П, З П, разработке и коде). Транспонирующая секвенция в ПП2 в процессе развития затрагивает тональности 1 и 2 степени родства.
Органные пункты выполняют не только формообразующую, но и выразительную роль. Так тонический органный пункт затормаживает развитие и подготавливает наступление эпизода затихания в экспозиции (органный пункт фигурированный и насыщен проходящими звуками), а затем подготавливает переход к репризе. В разработке очень широко используются выразительные возможности органного пункта. Орг. П. на тонике B – dur создаёт приподнятый, жизнерадостный характер. Затем, в верхних голосах, это уже фигурированный орг. п. на тонической терции. Органный пункт на III ступени особенно типичен для минора и связан с ладовой переменностью. Он легко переосмысливается в тонический параллельного мажора, что вызывает конфликт и минорной темой в басу и создаёт напряжение – подготавливает кульминацию. Органный пункт терции и квинты в Es – dur создаёт чувство движения и развития, готовит кульминацию. В репризе тонический орг. п. и субдоминантовый орг. п. создают чувство успокоения, орг. пункт на VIb ступени создаёт несколько сумрачное настроение, которое ещё более оттеняет яркость и жизнерадостность каденции на Т.
Неаккордовые звуки напрямую связаны с выразительностью мелодии и гармонии. Так предъёмы создают решительный характер, а проходящие и задержания– лирическое настроение, вспомогательные – связываются с образами движения. В качестве проходящих широко применяются не только звуки, но и аккорды: S64, D64, T64. Все они способствуют большей красочности и богатству звучания.
Соната ор. 10 № 3 – это светлый гимн движения, упоения жизнью.
Список литературы:
1985 г.)
Информация о работе Выразительная роль гармонии в 1 части Сонаты Бетховена ор. 10 № 3 (D - dur)