Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:48, контрольная работа
Жанры советских хоровых песен.Старейший жанр музицирования.Известные оперы Дж.Верди, БСредневековье. Исторически сложившееся разделение христианства на католичество и православие во многом обособило культурные регионы Европы, что сказалось на дальнейшей эволюции не только культовой, но и светской хоровой музыки.
Для культовой музыки Западной Европы решающим этапом стало упорядочение принципов церковного пения (4-6 вв.). В конце 6 в. папа Григорий I составил антифонарий, песнопения которого легли в основу григорианского пения; приблизительно в то же время установилось каноническое последование главных хоровых разделов мессы. аха,Моцарта.
Хоральные прелюдии написаны в камерном плане, в них Бах раскрывает мир лирических образов. В основе его прелюдий – мелодии протестантских хоралов (старинное духовное 4-голосное песнопение, основанное на народных немецких мелодиях). Бах обработал свыше 150 хоралов. Бах обращался в своём творчестве и к созданию вокальных полифонических произведений.
4.2 .В.А. Моцарт
Моцарту принадлежит большое число произведений разных жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для оркестра и ансамблей.Из поздних образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.
В.-А. Моцарт, "Реквием",
В.-А. Моцарт, Ave Verum Corpus для смешанного хора и фортепиано (органа)
5. Авторы Наиболее известных Реквиемов.
Раздел II. Русская музыка.
1. Древнейший жанр профессионального хорового музицирования.
Истоки русской музыки восходят к творчеству восточно-славянских племен, населявших территорию Древней Руси до возникновения в IX в. первого русского государства. О древнейших видах восточно-славянской музыки можно судить по отдельным историческим свидетельствам, материалам археологических раскопок, а также по некоторым элементам, сохранившимся в последних образцах песенного фольклора.
Ко времени образования
древнерусского государства с центром
в Киеве народная песня занимала
важное место в семейном и общественном
быту. Широкое распространение
В древней Руси не существовало развитых форм профессиональной светской музыки, что определяло особенно большую роль фольклора в жизни общества.
Народная песня бытовала
не только среди народных масс, но и
в высших феодальных кругах, вплоть
до княжеского двора. Основными носителями
светской художественной культуры были
скоморохи и Баяны –
С принятием с конца X века христианства, как государственной религии, начала развиваться церковная музыка. Формы древнерусского церковного пения, а в значительной степени и сами его напевы, отличающиеся исключительной вокальностью, были заимствованы из Византии. Византийское влияние определило характер развития русской церковной музыки на первом этапе. В дальнейшем ведущее значение в ней приобрели художественные принципы русской литературы.
Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала обладала письменной традицией. Тексты песнопений записывали на церковно-славянском языке.
Церковная музыка входила во все виды православного богослужения – Литургию (обедню), вечерню (великую и малую) и утреню ( в канун больших праздников вечерня и утреня объединялись во всенощное бдение), полунощницу, часы, повечерие, а также чины крещения, венчания, погребения и требы-молебны, панихиды и другие.
Певческие жанры русской церковной музыки отражают сложность и богатство византийской гимнографии. Среди них – стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, ирмосы, припевы, антифоны, величания, каноники, гимны, аллилуарии, псалмы Давида.
Важную роль в организации службы играла система осмогласия, с которой на Руси были связаны почти все основные (как древнейшие, так и поздние) распевы – кондакарный, знаменный, киевский, греческий, болгарский.
Осмогласие – (от греч.) –
октоих, старо-славянского-
1.2.Оперные хоры Глинки и М.П. Мусоргского
а) Оперные хоры М.П. Мусоргского:
ОПЕРЫ ГЛИНКИ
Но. |
Название |
Год |
1 |
Хованщина |
1872 |
2 |
Борис годунов |
1874 |
В историю оперы Мусоргский вошел как крупнейший оперный реформатор. Ориентированная на вопросы философии, драматургически открытая для контактов с законами речевого театра, опера Мусоргского явилась ярчайшим воплощением стремления к синтезу слова и музыки -- той идеи, с которой некогда родилась опера как жанр. Словно бы «держась» этой идеи, Мусоргский решал свою задачу в широком контексте современной ему русской художественной культуры, в условиях глубокого постижения свойственного ей реалистического метода.
Хоровое творчество Мусоргского представлено оперными хорами, оригинальными произведениями крупной формы и обработками русских народных песен. В каждом из названных жанров композитор создает произведения высокой художественной ценности. Однако наибольшей яркостью и полнотой черты его хорового стиля раскрываются в операх.
Оперные хоры Мусоргского отличаются монументальностью формы. С ними связаны наиболее значительные этапы развития сценического действия. В «Борисе Годунове» - это первая и вторая картины Пролога, сцена у Василия Блаженного, сцена под кромами; в «Хованщине» - это эпизод встречи Хованского, сцена в Стрелецкой слободе, финал IV действия. Во всех приведенных сценах хоры представляют огромные по масштабу музыкальные полотна, играющие в драматургии оперы первостепенную роль.
Реалистическому показу массовых
сцен в операх Мусоргского во многом
способствует широко применяемый композитором
диалог между различными партиями хора
или отдельными персонажами из народа.
Наделенные ярким индивидуальным развитием,
эти сольные и хоровые голоса
естественно и органично
Говоря об особенностях оперно-хорового
стиля Мусоргского следует
б) Оперные хоры Глинки
Но. |
Название |
Год |
1 |
Жизнь за царя (Иван Сусанин) |
1836 |
2 |
Руслан и Людмила |
1842 |
Хоровая интродукция из оперы
«Иван Сусанин». Структурные особенности
хоровой фрески. Контрастные образы,
отражающие особенности фактуры. Глубоко
национальный колорит основных мелодических
тем. Оригинальность композиторского
замысла изложения голосов в
манере, свойственной народной песне.
Вариационное развитие сцены, сближение
тем, приводящих к фуге. Переосмысление
Глинкой традиционной формы полифонического
письма в зависимости от художественного
замысла. Подчинение традиций построения
фуги принципам русского хорового искусства.
Особая форма трансформации
Хор гребцов.
Состав хора (альты и
тенора), унисонное звучание. Своеобразие
тембрового колорита звучания – мужественность
партии теноров, «серебристость» партии
альтов. Глубоко национальный характер
хора, красочность оркестровой
Хоровой эпилог.
Гениальность замысла
композитора и выражений
Сходство приемов, использованных
в «Руслане и Людмиле» - опере
эпического жанра – с «Иваном
Сусаниным». Монументальность, подлинная
народность, естественное звучание, хора
в вокальном отношении. Вопросы
регистра, тембров, динамических оттенков,
дыхания. Особое внимание композитора
к диапазону и вокальной
Дальнейший принцип
1.3.Композиторы,
в творчестве которых достиг
расцвета жанр духовного
Духовный концерт, возникнув в русской культуре в середине XVII века, сохранил свои устойчивые позиции вплоть до настоящего времени. В его истории были периоды блистательного взлета и относительного затишья. С начала XIX века в связи с запретом на исполнение концерта в рамках богослужения он практически вышел из композиторской практики. Однако на рубеже XIX и XX веков концерт вновь привлекает к себе внимание композиторов, что связано с объективными причинами. Цель данной статьи заключается в выявлении специфики жанровой модели русского духовного концерта в указанный период времениВ развитии жанра духовного концерта во второй половине XIX в. можно отметить определенную эволюцию, что обусловлено целым рядом обстоятельств. духовный концерт композитор жанровый
С одной стороны, в указанный период появилась возможность новой жизни жанра, выхода его за рамки богослужения, исполнения на «духовно-музыкальных» вечерах. Это вызвало возвращение интереса композиторов к написанию произведений в данном жанре, поиски новых жанровых моделей. В большинстве случаев они не исполнялись во время богослужений, зато часто звучали в концертных залах. Среди таких произведений - концертные композиции А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Вик. Калинникова, А. Архангельского, А. Никольского и многих других композиторов. Это явление получило широкое распространение в конце XIX века в дни многочисленных постов. Однако известны факты и более ранней организации духовных концертов. Так, в 1850 году директор Придворной певческой капеллы А. Львов устроил концерт хора в 700 человек. В него входили певчие всех Санкт-Петербургских хоров. Основу составили духовные концерты самого Львова («Вечери Твоея тайныя») и Д. Бортнянского (двухорный «Тебе Бога хвалим»).