Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:48, контрольная работа
Жанры советских хоровых песен.Старейший жанр музицирования.Известные оперы Дж.Верди, БСредневековье. Исторически сложившееся разделение христианства на католичество и православие во многом обособило культурные регионы Европы, что сказалось на дальнейшей эволюции не только культовой, но и светской хоровой музыки.
Для культовой музыки Западной Европы решающим этапом стало упорядочение принципов церковного пения (4-6 вв.). В конце 6 в. папа Григорий I составил антифонарий, песнопения которого легли в основу григорианского пения; приблизительно в то же время установилось каноническое последование главных хоровых разделов мессы. аха,Моцарта.
Широкому распространению духовных концертов положила начало активная творческая деятельность А. Архангельского. В 1880 году он организовал свой хор, а 17 января 1883 г. выступил с первым публичным концертом.
Несомненное влияние на жанр
духовного концерта оказала светская
музыка. Композиторы-романтики, отказавшись
от классического соотношения
Духовные концерты А. Львова представляют собой переходный этап от классического типа концерта к романтическому. Церковные деятели рубежа XIX-XX веков писали об этих произведениях композитора следующее: «Пафос его произведений стремится стать настоящим драматизмом и не драматизмом арии, а драматизмом целого.
Значительную роль в развитии духовного концерта сыграл А. Архангельский. В исследовательской литературе, в многочисленных рецензиях того времени содержится немало негативных отзывов об этой части его творческого наследия. А. Никольский отмечал: «Путь лиризма в музыке опасен, так как он часто приводит к сентиментализму, ложному и напыщенному драматизму,- заменяя порою здоровое чувство болезненной чувствительностью, покаянность - слезливостью, благодарность - шумливостью, “треском”, внешним ложным пафосом и т.д. Все это случилось с Архангельским
Многие концерты Архангельского
характеризуются однотипной драматургией.
Несмотря на явное членение концертов
на три раздела, очень часто на
протяжении первого и второго
из них выдерживается одно состояние
- тревоги, либо печали с разнообразной
градацией эмоциональных
Различные формы трансформации жанра концерта можно обнаружить в творчестве А. Гречанинова, А. Никольского, П. Чеснокова, Вик. Калинникова. При всем разнообразии воплощаемых молитвенных состояний, их произведения обнаруживают немало сходства. Так, концерты Гречанинова «Воскликните Господеви» и Никольского «Господь воцарися», имеющие несколько разделов, сосредоточены на воплощении одного состояния - торжественного ликования. В общем контексте выделяются концерты Никольского, создание которых относится к 1922 году: «Спаси мя Боже», «Боже мой, вонми ми: вскую оставил мя еси?». В них нашли отражение серьезные личные потрясения, сопутствовавшие композитору, а значит,- молитвенное состояние композитора в то время.
Духовные концерты, благодаря интонационной близости эпохе, богатству тематизма, широте образного содержания, стали для композиторов средством музыкального общения с прихожанами-слушателями. И в этом смысле они выполнили свою историческую миссию, которую Гречанинов определил так: «Задача настоящего момента заключается в том, чтобы искусство, с которым соприкасается народ в церкви, поднять на большую высоту. Тогда здесь он разовьет свой вкус, приобретет любовь к настоящим художественным произведениям, а в дальнейшем будет стремиться к расширению своего художественного кругозора» .
1.4.Авторы наиболее известных литургических циклов.
1.4.1. Литургийный цикл
в творчестве композиторов
ского классицизма» конца XVIII – начала
XIX веков (М. Березовский,
Д. Бортнянский, П. Турчанинов, С. Давыдов,
А. Ведель)
Период становления жанра литургии как авторского
хорового
цикла на рубеже XVIII-XIX вв. совпадает по
времени с эпохой «русского
классицизма» – художественного стиля,
утвердившегося в России во вто-
рой половине XVIII века. По сравнению с начальной
стадией эмансипации
музыкального искусства в середине XVII
века, настоящий период в исто-
рии церковного пения мы рассматриваем
в контексте уже наиболее пол-
ного утверждения светского начала в различных
сферах культуры. Эсте-
тические установки эпохи «русского классицизма»,
как известно, сформи-
ровались под влиянием вкусов императорского
двора (со времени царство-
вания императрицы Анны Иоановны) и петербургского
чиновного люда,
ориентированных на модные западные веяния.
Влияние идеологии фран-
цузского Просвещения с его культом рационалистичности,
торжества ра-
зума над чувством также входило в противоречие
с традиционным россий-
ским жизненным укладом, его православной
основой, мистическим содер-
жанием и глубокой воцерковленностью
искусства. Во многом поэтому,
думается, для настоящего периода было
характерно дальнейшее проявле-
ние секуляризации церковного пения в
его постепенном отходе от своего
главного принципа «быть частью самого
богослужения» [71, 7-8]. Это вы-
ражалось, в частности, по словам И. Гарднера,
в стирании мелодических,
ритмических и гармонических различий
между богослужебным пением и
пением светским [там же].
Настоящий период в истории церковного
пения в России связан, по
мнению И. Гарднера, с «итальянским светским
влиянием», что обуслов-
лено приездом в Россию по приглашению
императорского двора итальян-
ских музыкантов, сначала Ф. Арайя в 1735
г., затем, начиная с 1760-х гг.
Б. Галуппи, Д. Сарти, Д. Чимарозы, Д. Паизиелло
и др. Центром «итальян-
ского светского влияния» стала Императорская
Придворная певческая ка-
пелла, с которой в разные годы были творчески
связаны упомянутые ком-
позиторы. Многие из них известны как создатели
большого количества
опер, кантатно-ораториальных сочинений,
среди которых есть немало ос-
тавивших свой след в истории музыкальной
культуры России доглинкин-
ского периода. Достаточно напомнить,
что именно Ф. Арайя был автором
первой оперы на русское либретто (А. Сумарокова)
«Цефал и Прокрис».
Что же касается художественного уровня
духовно-музыкальных со-
чинений «варягов», то, думается, не удивительно,
что эта сфера в силу ее
религиозной и национальной самобытности
вряд ли могла быть близкой
иностранным музыкантам – носителям совершенно
иной культуры, иных
традиций. Так, согласно авторитетному
мнению В. Металлова, их духовно-
музыкальные сочинения «блестели внешней
музыкальной стороной с од-
новременной скудостью музыкального замысла,
одушевляющей музыку
религиозной идеи и заметным отсутствием
необходимого соответствия
текста с музыкой» .
Русские композиторы второй
половины XVIII – начала XIX вв. –
ученики итальянцев несомненно в той или
иной степени оказались под
стилистическим влиянием последних. И
в то же время творчество русских
композиторов не было лишено национального
характера. Так, например, в
духовно-музыкальных сочинениях М. Березовского,
Д. Бортнянского,
А. Веделя отчетливо просматриваются русско-украинские
корни, о чем
еще будет упомянуто при рассмотрении
жанрового стиля литургии на-
стоящего периода. Этап становления жанра
литургии как авторского хоро-
вого цикла конца XVIII – начала XIX вв. мы
рассмотрим на примере твор-
чества следующих композиторов, в разные
годы бывших учениками италь-
янских мастеров: М. Березовского (1745?-1777),
Д. Бортнянского (1751-
1825), А. Веделя (ок. 1772-1808), С. Давыдова (1777-1825),
П. Турчанинова
(1779-1856). И хотя вклад каждого из этих композиторов
далеко не равно-
значен, как не сопоставимы, к примеру,
уровень дарования
М. Березовского и С. Давыдова, а творчество
П. Турчанинова хронологи-
чески принадлежит к более позднему времени,
все же по целому ряду ти-
пологических признаков мы сочли целесообразным
объединить их в одну
группу.
1.4.2.Литургия Иоанна Златоуста П. Чайковского.
Обращение такого величайшего композитора
как П. Чайковский к
жанру духовной музыки – литургийному
циклу относится к периоду в ис-
тории богослужебного пения, охватывающему
по времени примерно всю
вторую треть XIX века. Как мы уже ранее
упоминали, в середине XIX века
в церковном пении в России господствовал
так называемый петербург-
ский стиль, определяемый, в первую
очередь, главенствующей админист-
ративной ролью Императорской Придворной
певческой капеллы. И важно
отметить, что деятельность капеллы и
ее руководства не ограничивалась
распространением Обихода, представляющего из
себя, как мы помним, че-
тырехголосную гармонизацию по западноевропейскому
образцу придвор-
ного напева,32 но и выражалась в цензуре
всех духовно-музыкальных
сочинений, предназначаемых для публикации
и исполнения за богослуже-
нием. Это монопольное права вслед за Д.
Бортнянским (директором ка-
пеллы в 1804-1825 гг.) «унаследовали»
и его преемники – Ф. Львов, А.
Львов и Н. Бахметев, с деятельностью которых
был связан настоящий пе-
риод истории богослужебного пения в России.
Так, с одной стороны, по
мнению исследователей, «унификация»
церковного пения со стороны ру-
ководства капеллы способствовала сокращению
«регентского произвола»,
что следует, к примеру, из оценки, которую
дал административной дея-
тельности А. Львова И. Гарднер: «Львов
властной рукой, поддерживаемый
и Императором Николаем I, вооруженный
полными музыкальными зна-
ниями и опытом в административной работе,
остановил бурный поток ди-
летантщины <…> в церковном пении. Он
положил начало систематиче-
скому церковно-певческому и общемузыкальному
образованию руководи телей русских церковных
хоров, установил над ними контроль. Строгой
цензурой он направил творчество тех,
кто пытался писать для церковных
хоров, и стал, таким образом, высшим законодателем
хорового церковного
пения в России» [71, 343]. С другой стороны, столь
деспотичная цензура
духовно-музыкальных сочинений, особенно
усилившаяся с приходом на
пост директора капеллы Н. Бахметева в
1861 г., не могла стимулировать
создание ярких, талантливых сочинений.
1.4.3. Литургийный цикл в творчестве композиторов
московской
школы Нового направления конца XIX – начала
ХХ века
(С. Рахманинов, А. Гречанинов, А. Чесноков,
П. Чесноков).
На рубеже XIX-ХХ веков русская духовная
музыка послепетровской
эпохи переживала период своего расцвета.
Временные рамки этого пе-
риода, обычно именуемого Новым направлением в
русской духовной му-
зыке, можно определить достаточно четко.
Так, например, его начало, на
наш взгляд, связано с приходом в 1889 г на
пост директора Московского
Синодального училища выдающегося ученого-медиевиста
и педагога-про-
светителя С. Смоленского, деятельность
которого была направлена, в пер-
вую очередь, на преобразования в учебно-воспитательном
процессе, а
также на организацию концертно-просветительской
работы, проведение
научных исследований и др. Конец настоящего
периода в истории цер-
ковно-певческого искусства в России,
как известно, связан в изменением
государственно-политического строя,
разрушением общественных устоев
в 1917-1918 гг., наступлением эпохи богоборчества.
Особую историческую роль
в Новом направлении сыграла
ская композиторская школа, о чем писал
А. Преображенский, подчерки-
вая ее тесную взаимосвязь с Синодальным
училищем церковного пения и
Синодальным хором. Постоянно участвуя
в богослужениях Большого Ус-
пенского Собора, где, в отличие от Петербурга,
веками сохранялось «вни-
мательное отношение к уставной стороне
церковного пения», хор, по мне-
нию исследователя «был до известной степени
связан исторической пев-
ческой традицией».
Первым фундаментальным
исследованием в области
служебного пения стал ранее упоминавшийся
труд возглавлявшего ка-
федру церковной музыки Московской консерватории,
профессора, протои-
ерея Д. Разумовского «Церковное пение
в России», впервые опубликован-
ный в 1867-1869 гг.
Но наиболее широкую общественную
значимость получила деятель-
ность С. Смоленского – директора Московского Синодального
училища в
1889-1901 гг. (После кончины Д. Разумовского
С. Смоленский также воз-
главил кафедру церковной музыки Московской
консерватории).
С. Смоленский был чужд узкопрофессионального
подхода к своей работе,
придерживаясь концепции «демократической
и просвещающей церкви»
[189, 195], идеи приоритета нравственного
и эстетического воспитания в
школьном образовании. С его приходом
на должность директора Москов-
ского Синодального училища значительно
возрос уровень этого старей-
шего учебного заведения России, ставшего
центром научно-исследова-
тельской работы в области церковного
пения.
1.4.5 Литургия в творчестве русских композиторов последней четверти ХХ века.
ХХ век и его острые
противоречия во многих аспектах жизни
и су-
ществования человека, отчетливо проявившиеся
в истории России, ви-
димо, еще очень долгое время будут предметом
неоднозначных оценок тех
или иных событий, явлений.
Тем не менее, с утратой
идеологических заслонов на пути духовно-
музыкального творчества, было создано
значительное количество сочине-
ний библейско-христианской тематики в самых различных жанрах и
формах, для самых различных исполнительских
составов.
Достаточно назвать такие известные сочинения
как «История жизни
и смерти Господа нашего Иисуса Христа»
для баса, тенора, хора и орке-
стра Э. Денисова, «Аллилуия» для хора,
оркестра, органа, солиста
С. Губайдулиной, «Стихи покаянные» А.
Шнитке, «Запечатленный ангел»
Р. Щедрина, Литургия св. Иоанна Златоуста
Н. Сидельникова для хора a
cappella и др.
1.5.Основные жанры музыкального фольклора.
Всяких фольклорных
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история),лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).
Жанры русского песенного фольклора
Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.
Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.
А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.