Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:09, курсовая работа
В наше время дети слушают музыку разных жанров, а классическую музыку, порой, совсем не воспринимают. Музыкальное искусство играет большую роль в преобразовании общества, содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Особенно благотворно влияние на детей музыкального искусства. Музыка, окружающая ребенка с первых дней жизни, воздействует на его эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя, углубляя его. Образцом высокохудожественной музыкальной культуры может служить и жанр вальса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3стр.
Глава I Теоретический обзор исследований жанра вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов
История возникновения и развития вальса……………………...........6 стр.
Жанр вальса в фортепианной музыке………………………………...12 стр.
Глава 2 Жанр вальса в практике общего музыкального образования
2.1 Сравнительный анализ современных образовательных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы………………………………..17стр.
2.2 Анализ вальсов Я. Сибелиуса, А. С. Грибоедова, Р. Газизова………22 стр.
Заключение ………………………………………………………………….37стр.
Список использованных источников
Каждому из нас прекрасно известно, что в любом танце музыка имеет самое важное значение. Франц Ланнер и Иоганн Штраус, два величайших австрийских композитора, оказали вальсу значительную и серьёзную музыкальную поддержку. В XIX столетии ими был установлен стандарт Венского вальса. Вершина развития и распространения венского вальса связана с именем гениально одаренного композитора, прославившегося как «Король вальсов». Имя его – Иоганн Штраус!
Штраусов было двое: отец и сын, оба Иоганны, оба композитора и оба дирижеры. «Королем вальсов» стал Иоганн Штраус – сын. Свой талант и свое мастерство он посвятил танцевальной музыке, прежде всего – вальсу, и оперетте. Но и все его шестнадцать оперетт тоже насквозь пронизаны танцевальностью, в наибольшей мере тем же излюбленным им вальсом.
Он был не только талантливым композитором, но и великолепным дирижером. Он изъездил с концертами весь мир. Несколько раз бывал в России.
Дирижер И. Штраус прославился исполнением своих вальсов. По свидетельству современников, дирижируя ими, он словно гипнотизировал публику.
Популярность блестящих размашистых, увлекательных танцев, Иоганна Штрауса – сына была поистине невероятна. Его вальсы танцевали повсюду – в императорских дворцах и маленьких кабачках, танцевали в домах, на улицах и площадях. Вся Европа с ума сходила от штраусовских “Венских вальсов”. Трудно назвать композитора, которому удалось увлечь своей музыкой аристократию и в то же время стать любимым композитором в самых широких кругах простого народа. При упоминании имени Штрауса всегда появляется улыбка на лице – люди ждут чего-то яркого, жизнерадостного, увлекательного.
И. Штраус создал жанр большого концертного оркестрового вальса, а в творчестве Ф. Шуберта вальс превращался в фортепианную миниатюру, предназначенную для домашнего музицирования или исполнения в небольших салонах. Такие салонные вальсы есть и у современника Ф. Шуберта, немецкого композитора Карла Вебера, чуть позже появляются фортепианные вальсы Роберта Шумана и Фредерика Шопена.
Жанр вальса получил развитие во многих национальных музыкальных школах (вальсы Э. Грига для фортепиано, "Грустный вальс" Я. Сибелиуса и др.), но особое значение он приобрёл в русской музыке - от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фортепиано) до классических образцов поэтически обогащенного симфонического и концертного вальса (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).
В середине XIX века появилось произведение, довольно смелое по замыслу, сравнительно небольшое по форме, но удивительное по глубине содержания, по всей своей необычности. Это был «Вальс - фантазия» М. Глинки. В ту пору весь мир был увлечен вальсом, и Глинка – музыкант очень чуткий – не мог остаться в стороне от этого увлечения. Но как по – новому, по своему он подошел к вальсу! И не только в том заключено своеобразие «Вальс - фантазии», что музыка его проникнута русским национальным характером, «Вальс – фантазия» Глинки – небывалая до того времени в вальсовой музыке драматическая поэма. Мы слышим в этой поэме не только вальс, а целую лирическую драму, разворачивающуюся на фоне вальса. Это поразительное сочинение Глинки стало неиссякаемым источником, питающим русскую вальсовую музыку вплоть до наших дней.
Среди русских композиторов к жанру вальса обращались А. Гурилев, А. Варламов, А. Алябьев, А. Грибоедов, М. Глинки, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев Д. Шостакович и др.
В России вальс появился в эпоху правления Екатерины II, но не пользовался одобрением императрицы. При императоре Павле I было официально запрещено «употребление пляски, называемой вальсеном». Только Александр I высочайше утвердил вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из придворных балов.
Вальс традиционно исполнялся вторым танцем на балу и часто был непосредственным продолжением полонеза. Кому-то вальсирование может показаться простым, но нужно много тренироваться, чтобы в движениях пары чувствовались легкость и изящество. Остановить распространение вальса было невозможно. Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, в которых могли разместиться до 3000 пар! Вальс побеждал не только уходящие, но и вновь возникающие, модные танцы.
Таким образом, весь XIX век прошел под символом грациозного, летящего, страстного вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества; он проник во многие жанры профессиональной музыки: оперу, балет, симфонию, сюиту, его музыка приобрела самостоятельное конкретное значение. Вальс оказал влияние на развитие всей европейской и отечественной музыки XIX и XX вв.
Поколения эстафетой передавали этот поэтичный танец одно другому. И вот он, никогда не покидавший танцзалов, дошел до нас. Не случайно его называют вечно юный танец. Сколько за это время появилось и отшумело танцев? А вальс живет и смеется над всеми модами века. Может быть, разгадка его в том, что когда танцуют вальс, каждой паре кажется, что их только двое, а вокруг огромный, вертящийся мир.
Как бытовой танец вальс чрезвычайно широко распространялся во всех странах и городах Европы в начале XIX века. К этому жанру обращались венские классики (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен) и композиторы-романтики (Ф. Шуберт, К.М. Вебер, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист.)
В те времена, когда вальсы для фортепиано стали сочинять профессиональные композиторы, они в основу своих вальсов часто клали мелодии народных танцев. Великий немецкий композитор Бетховен, например, так и назвал свои семь вальсов: «Семь народных танцев». Но у Бетховена даже в простом народном танце чувствуется, как тесно ему в рамках этого маленького народного танца.
Еще при жизни Л. Бетховена появился замечательный композитор, который сочинил почти триста вальсов для фортепиано. Это великий австрийский композитор Франц Шуберт. Его вальсы пронизаны необыкновенной лиричностью. Под музыку шубертовских вальсов не только танцевали. Эту музыку также охотно просто слушали.
Ф. Шуберт, импровизировавший свои вальсы во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая вальсы в лирическую миниатюру. Форма шубертовских вальсов - простая двухчастная или (реже) трёхчастная - типична для ранних вальсов. Такие вальсы часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области вальса были продолжены Р. Шуманом ("Бабочки" и "Карнавал" для фортепиано.) и И. Брамсом (16 вальсов для фортепиано в 4 или 2 руки.
Тенденция к превращению вальсов в крупное концертное инструментальное произведение, заметна уже в вальсах И. Н. Гуммеля ("Танцы для зала Аполлона" - для фортепиано - с трио, репризой и кодой), впервые находит полное выражение в "Приглашении к танцу" К. M. Вебера. Преодолевая сюитность, К. Вебер на основе вальса создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтической идеей. Вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе лирико-поэтическую выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.
В творчестве Шопена вальс представляет сольную фортепианную пьесу, в которой бытовые корни и прикладное значение этого жанра стираются. Поэтическое претворение получает ритм вальса, это кружащееся движение - то скользящее, воздушное, то вихревое, полетное. Он написал всего лишь четырнадцать вальсов. Как это мало по сравнению с тремястами шубертовскими вальсами, но четырнадцать вальсов Шопена - это четырнадцать бесценных жемчужин, воплотивших все богатство шопеновского гения. Под музыку этих вальсов уже никто не танцевал. Они созданы только для концертного исполнения, только для того, чтобы их слушали (уже позже под музыку шопеновских вальсов стали танцевать на сценах балетных театров или в музыкально – хореографических концертах).
Если мы обратимся к
Фортепианные миниатюры составляют большую часть творческого наследия А. Лядова. Им написано множество прелюдий, мазурок, вальсов, этюдов... Его пьесы в истинно русской манере, с «ювелирно отточенными деталями», напоминают игру в «бирюльки». Для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма. Музыке Лядова свойственны светлое уравновешенное настроение, сдержанность в выражении чувства, лишь иногда прерываемые страстным, непосредственным переживанием. Большое внимание Лядов уделял совершенствованию художественной формы: непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность - вот его высшее критерии художественности.
Аренский - автор более сотни фортепианных пьес, объединенных в опусные циклы, и четырех сюит для двух фортепиано. Музыка Аренского носит преимущественно лирический характер. Композитор испытывал сильное влияние Чайковского, но едва ли можно обнаружить в его произведениях яркие национально русские черты, скорее они эклектичны по своему стилю. За пределами России наиболее популярны вальс из сюиты для двух фортепиано № 1. Концертный вальс А. Аренского служит поэтическим воплощением представлений о красоте и любви, о ценности жизни, выражением возвышенных лирических чувств. Это уже не просто красивая музыка для танцев. Ее можно слушать в концерте и наслаждаться разнообразием оттенков чувств и настроений.
Вальс был настолько популярен,
что сочинялся и исполнялся
не только композиторами, но и
поэтами. Образцом может служить
“Вальс” русского драматурга, поэта
и музыканта А.С. Грибоедова. По
сути, этот вальс – первый русский
инструментальный вальс, дошедший
до наших дней благодаря своим
художественным достоинствам. Он
популярен, у многих “на слуху”
и пользуется любовью самых
широких кругов любителей
Жанр вальса настолько становится популярным, что проникает в разные национальные культуры, в том числе, и в творчество башкирских, татарских композиторов: Х. Валиуллина, М. Валеев, Р. Сальманова, Р. Газизова.
В 20-30 годы ХХ века башкирские композиторы
М. Баширов, К. Рахимов, Р. Габитов осуществляли
первые опыты в области малых жанров и
форм инструментальной музыки. Этим объясняется
господство жанра миниатюры в башкирской
музыке. Башкирскими композиторами было
написано большое количество пьес
для разных инструментов, преимущественно
маршевого и танцевального характера.
В 40 годы господствовал метод заимствования-цитирования-
К созданию жанра вальса для фортепиано обращались композиторы: М. Валеев, М. Баширов, Р. Сальманов, Р. Газизов, Т. Каримов, Р. Касимов, Р. Газизов. Для баяна «Вальс-скерцо» и «Студенческий вальс» сочинил Р. Сальманов. Х. Заимов сочинил «Концертный вальс» для флейты и фортепиано.
Вальсы М. Валеева, М. Баширова, Р. Сальманова, Х. Заимова отличаются лирическим характером, простотой формы, гармонического языка и фактуры миниатюризмом. Музыкальный язык вальсов Р. Газизова, З. Исмагилова, А. Каримова, Р. Касимова заметно отличается новым музыкальным мышлением, богатым стилистическим диапазоном, новой концепцией фольклора, новой композиторской техникой, полистилистикой, интонационной графичностью мелодики, полифанизацией ткани, джазовыми элементами, политехникой.
Глава 2 Жанр вальса в практике общего музыкального образования
2.1 Сравнительный анализ современных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы
В ходе нашего исследования мы проанализировали 6 программ по музыкальному образованию детей дошкольного и школьного возраста, с целью выявления в их содержании вальсов зарубежных и отечественных композиторов.
Результаты исследования даны в таблице.
№ |
Современные образовательные программы по музыке и их авторы |
Класс |
Полугодие Четверть Раздел |
Тема |
Вальсы зарубежных и отечественных композиторов |
1 |
Д.Б. Кабалевский «Музыка» 1-8 классы |
1 |
1 |
«Три кита в музыке» - песня, танец, марш. |
И. Дунаевский «Школьный вальс» Д. Шостакович «Вальс – шутка» |
3 |
3 |
«Развитие музыки» |
Э. Григ Вальс ми минор. Ф. Шуберт. Вальс. | ||
5 |
1 |
«что стало бы с литературой, если бы не было музыки»
|
Ф. Шопен. Вальс №10 си-минор. | ||
6 |
1 |
«Преобразующая сила музыки» |
Ж. Брель «Вальс о вальсе» П.Чайковский «Сентиментальный вальс фа-минор», «Вальс » Ф. Шопен № 14 ми-минор, А. Флярковский, слова А. Дидурова «Прощальный вальс». из кинофильма «Розыгрыш». | ||
7 |
1 |
«Музыкальный образ» |
Музыка и стихи Ю.Визбора «Домбайский вальс, Ф. Шопен. Вальс №6 ре-бемоль мажор, Вальс №7 до- диез минор | ||
2 |
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 1-9 классы |
4
|
5
|
«В музыкальном театре» |
«Вальс» из оперетты «Летучая мышь» И. Штраус, Вальс Л. Озеров. |
5 |
1 |
«музыка и литература» |
|||
8 |
1 |
«Жанровое многообразие музыки» |
М.И. Глинка «Вальс - фантазия», П.И. Чайковский вальсы. из, опер и балетов С.Прокофьев, Г.Свиридов Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель». Ф. Шопен, И.Штраус Вальсы
|
Информация о работе Жанр вальса в практике общего музыкального образования