Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:09, курсовая работа
В наше время дети слушают музыку разных жанров, а классическую музыку, порой, совсем не воспринимают. Музыкальное искусство играет большую роль в преобразовании общества, содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Особенно благотворно влияние на детей музыкального искусства. Музыка, окружающая ребенка с первых дней жизни, воздействует на его эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя, углубляя его. Образцом высокохудожественной музыкальной культуры может служить и жанр вальса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3стр.
Глава I Теоретический обзор исследований жанра вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов
История возникновения и развития вальса……………………...........6 стр.
Жанр вальса в фортепианной музыке………………………………...12 стр.
Глава 2 Жанр вальса в практике общего музыкального образования
2.1 Сравнительный анализ современных образовательных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы………………………………..17стр.
2.2 Анализ вальсов Я. Сибелиуса, А. С. Грибоедова, Р. Газизова………22 стр.
Заключение ………………………………………………………………….37стр.
Список использованных источников
Завершающий мотив среднего голоса в основной теме протягивает арку, соединяя начало и окончание всего произведения. Как лейтмотив, эта мелодия пронизывает вальс на протяжении всего звучания в различных тональностях. Он является завершением почти каждого музыкального построения, как бы подводя итог к печальному завершению.
Вальс написан в сложной трехчастной форме с четко расчлененными музыкальными фразами и разделами. Сибелиус дает богатое ладовое развитие. Начинается вальс в соль мажоре, заканчивается одноименным минором. В ладовом развитии мы слышим ля b-мажор, ми-минор, фа#- минор, до-минор, ре-мажор и си b-мажор. Богатство тембровых красок, сложных гармонических образований, диссонансов, плотной насыщенной фактуры позволяет слушателю развить свое воображение, позволяет наслаждаться богатой и красочной музыкой вальса.
В среднем разделе можно ясно выделить две темы. Первая тема ярко контрастирует легким staccato, звучащей в октаву аккордами. Эта тема звучит подряд дважды, второй раз еще таинственнее на «ррр» .
Вторая тема - лирическая, звучащая в октаву в нисходящем движении дополнена хроматическими подголосками в среднем голосе. Очень гибкая и выразительная мелодия, обогащенная украшениями из мелких форшлагов, поддерживается таким же богатым аккомпанементом, традиционным для вальсов аккордами и бегущими дорожками хроматических восьмых.
Эти две темы скорее рисуют картину бала, образ танцующей матери, ее последний танец. Сталкиваясь и сплетаясь между собой все три темы составляют главное содержание музыки, достигающей в кульминации высокого драматического напряжения.
Раздел con moto является кульминацией пьесы и ставит для пианиста сложные исполнительские задачи. Сибелиус насыщает его широкой аккордовой техникой в быстром движении, широкими скачками в обеих руках, дает сложный синкопированный ритм в басах. Сложное ладовое развитие, хроматизмы октав, ускорение темпа, ff и fz в воображении слушателя врывается картина неистовства, хаоса, возникает драматическое напряжение.
Победительницей данного драматического эпизода становится первая основная траурная тема, безраздельно царящая в заключении вальса. Сначала она звучит в интенсивном движении, как ураган, с остинато-мотивом в басовом регистре октав, словно завывающая и уносящая за собой. Траурная тема дана в ритмическом увеличении с завершающим лейтмотивом в среднем голосе. В последних тактах звучат «рр» просветленно-угасающие аккорды, напоминающие мотивы колыбельной песни.
Сценическая картина передана Сибелиусом очень образно. Мелодически богатая и красочная музыка сразу же завоевала любовь слушателей. С этих пор и началась ее всемирная популярность. Она овладела всеми концертами эстрадами и проникла в домашний репертуар, появилась во множестве переложений для духового оркестра, для отдельных инструментов, в ансамблевом исполнении.
Классический вальс можно услышать на балах в наш современный век, на эстраде, вальс-песню, вальс - оперную сцену, бравурный вальс («valse brilliante» Шопена) все эти разновидности приобретают самостоятельное жанровое значение. Итак, приходится считаться с более широкими и узкими пониманиями жанра: жанр как целое, как часть, жанр как вид и как разновидность, как объединяющее понятие и как понятие детализирующее.
Заключение
Жанр вальса сохранил свою актуальность и в настоящее время. Вальсы звучат на концертах в исполнении учащихся музыкальных школ, профессиональными исполнителями-солистами в концертных залах, профессионалами симфонических оркестров. Однако мы считаем, что современные композиторы уделяют недостаточно внимания жанру вальса - миниатюры. Хотелось бы чтобы жанр вальса - миниатюры чаще входил в современные программы общеобразовательных школ по музыке.
Поколения эстафетой передавали этот поэтичный танец одно другому. И вот он, никогда не покидавший танцзалов, дошел до нас. Не случайно его называют вечно юный танец. Сколько за это время появилось и отшумело танцев? А вальс живет и смеется над всеми модами века. Может быть, разгадка его в том, что когда танцуют вальс, каждой паре кажется, что их только двое, а вокруг огромный, вертящийся мир.
Список использованных источников
1. Друскин, М. Очерки по истории танцевальной музыки [Текст] /
М. Друскин – М.: Просвещение.-1963г.
2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений [Текст ] / В.В Алеев. 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа.-2005г.
3. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 4-7 кл. [ Текст] / Э.Б. Абдуллин.- М.: Просвещение.-1982г.
4. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков. [ Текст] / Н.П. Ивановский – Л.-М.: Музыка, 1978.
5. Ямалетдинова Н.Г, Хусаинова Р. Х. Музыка. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий [Текст ] / Н.Г Ямалетдинова, Р.Д Хусаинова. - М.: Биро._2006г.
6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. [ Текст] / О.П. Радынова- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 200-80с.
7. Терентьева Н. А. Программы для общеобразовательных учреждений 1-4 кл. [ Текст] / Н.А Терентьева. – М.: Просвещение.
8. Сергеева Г.П, Критская Е.Д . Программы для общеобразовательных учреждений 1-8 кл. [ Текст] / Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение.
9. Головинский Г, Ройтерштерн М. Книга о музыке. [ Текст] / Г. Головинский, М. Ройтерштерн. – М.: Советский композитор.
10. Галяцкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. [ Текст] / В. Галяцкая. – М.: Музыка. 1977 г.
11. Ауэрбах. Л. Рассказы о вальсе. [ Текст] / Л. Ауэрбах. - М.: Советский композитор.
12. Келдыш Ю. История русской
музыки. [ Текст] / Ю. Келдыш. Москва-Ленинград,
Государственное музыкальное
13. Аужанова Н.Б. Методические рекомендации по организации и проведению вечера вальса. [ Текст] / Н. Б. Аужанов ‒ Алматы: ГРЮБ, 1981. – 74 с.
14. Тарасов В. В мире вальса. [ Текст] / В. Тарасов. - «Мелодия», 1989.
15. Детская энциклопедия. Т. IV, VII, 2- изд. – М.: Просвещение, 1965, 1966. – 921 с.
Приложение
Информация о работе Жанр вальса в практике общего музыкального образования