Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:57, реферат
Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 —12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано. Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина».
Детство Римского-Корсакова. Кружок Балакирева………………… ..3
2. Творчество Римского-Корсакова в 60-70-е годы ……………………..6
3. Творчество в 80-90-е годы………………………………………………9
4. Музыкальное наследие Римского-Корсакова…………………………13
Список используемой литературы…………………………………….14
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального
«Мичуринский государственный
Факультет начальных классов
Реферат
по дисциплине: Музыкальная литература
на тему: «Жизненный путь и творчество Н.А. Римского-Корсакова»
2. Творчество Римского-Корсакова в 60-70-е годы ……………………..6
3. Творчество в 80-90-е годы………………………………………………9
4. Музыкальное наследие Римского-Корсакова…………………………13
Список используемой литературы…………………………………….14
1. Детство Римского-Корсакова. Кружок Балакирева.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской губернии.
Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 —12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано. Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина».
Но гораздо сильнее увлекала его романтика моря — страсть, развивавшаяся под влиянием писем старшего брата, лейтенанта-моряка, находившегося в заграничном плавании. Мечта его вскоре осуществилась: в 1856 году он был отвезен в Петербург и помещен в Морской корпус. В продолжение шести лет Римский-Корсаков учился в корпусе и весной 1862 года был выпущен со званием гардемарина. К тому времени юношей завладела любовь к музыке, которая решительно вытеснила прежнее ребяческое увлечение морем.
С первых дней пребывания в Петербурге посещение оперных спектаклей и концертов доставляло Римскому-Корсакову большую радость и познакомило его с серьезной музыкой. Буквально ошеломляющее впечатление на него произвела опера. На первых порах Римскому-Корсакову нравились итальянские оперы, но вскоре все затмили оперы Глинки.
С течением времени в корпусе складывается музыкальный кружок, душой которого является Римский-Корсаков. Он управляет составившимся хором, разучивает со своими товарищами отрывки из «Ивана Сусанина» и «Аскольдовой могилы», делает различные переложения для музыкальных
занятий кружка, вечерами играет на гармонифлюте отрывки из глинкинских опер.
Между тем музыкальное образование Римского-Корсакова оставляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха. Тот не дал своему ученику ни настоящих пианистических навыков, ни необходимой теоретической подготовки. С осени 1859 года Римский-Корсаков начал заниматься с Канилле, образованным музыкантом, хорошим пианистом, ценителем национальной русской музыки. Канилле направил Римского-Корсакова на композиторский путь, указав ему в качестве образцов сочинения Бетховена, Шумана, Глинки. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес (вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш) и начал работать над симфонией.
Канилле в ноябре 1861 года познакомил его с Балакиревым. Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, привел Римского-Корсакова к уверенности, что его истинное призвание — композиторство. Под руководством Балакирева Римский-Корсаков написал большую часть Первой симфонии. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами и инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора.
Однако путь профессионального музыканта не сразу открылся перед Римским-Корсаковым. По настоянию родных и по совету некоторых музыкальных друзей он был вынужден отправиться в длительное плавание, чтобы завершить свое морское образование. Во время стоянки в Англии он сочинил «Andante» Первой симфонии, оказавшееся лучшей частью цикла.
Досуг Римского-Корсакова заполняло чтение художественной, социально-исторической и критической литературы.
В апреле 1865 года клипер «Алмаз» закончил кругосветное плавание. Римский-Корсаков получил офицерский чин, был назначен в береговую службу и поселился в Петербурге. Теперь он вновь стал постоянным посетителем Балакирева, одним из самых деятельных членов кружка, вступившего в самый блестящий период своего существования. Стремясь наверстать упущенное за время путешествия, молодой офицер с увлечением отдался музыкальным занятиям.
3. Творчество Римского-Корсакова в 60-70-е годы.
Римский-Корсаков сразу зарекомендовал себя как талантливый и многообещающий симфонист. Его композиторским дебютом явилось исполнение «Первой симфонии» в концерте Бесплатной музыкальной школы, состоявшееся под управлением Балакирева в конце 1865 года. Симфония прошла с большим успехом и заслужила одобрительные отзывы критики.
Вслед за симфонией Римский-Корсаков создал ряд других симфонических произведений. Наиболее значительные из них посвящены образам русского былинного эпоса и восточной сказки. Это — симфоническая картина «Эпизод из новгородской былины о Садко» (1867), написанная по предложению Мусоргского, и программная «восточная» симфония-сюита «Антар», «Сербская фантазия». Основываясь на литературной программе, композитор придал этим произведениям оригинальную картинно-повествовательную форму.
Одновременно с оркестровыми произведениями Римский-Корсаков создает романсы лирико-пейзажного и восточного характера. Но главной работой композитора, завершившей первый период его творчества, была опера «Псковитянка», начатая летом 1868 года. На сюжет «Псковитянки» Римскому-Корсакову указали Балакирев и Мусоргский. Первая редакция ее была осуществлена Римским-Корсаковым лишь в 1872 году. Завершение и оркестровка «Псковитянки» приходятся на осень и зиму 1871 года.
Премьера «Псковитянки» состоялась в 1873 году в Мариинском театре. Спектакль прошел с большим успехом и вызвал горячее сочувствие со стороны демократически настроенного студенчества. В то же время опера подверглась нападкам царской цензуры, пытавшейся путем изменения текста либретто ослабить бунтарский дух народных сцен.
Завершение «Псковитянки» совпало со счастливым событием в личной жизни Римского-Корсакова — его женитьбой на Надежде Николаевне
Пургольд. Талантливая музыкальная натура, прекрасная пианистка, она была деятельной участницей музыкальных вечеров балакиревского кружка, постоянной исполнительницей произведений друзей-композиторов. Выйдя замуж за Римского-Корсакова, Надежда Николаевна стала преданным другом и помощником композитора.
Главным событием в музыкальной деятельности Римского-Корсакова этого времени было вступление его осенью 1871 года в число профессоров Петербургской консерватории. Это был важный шаг на пути сближения консерваторского направления с выработавшимися в 60-х годах в балакиревском кружке принципами национально-демократического искусства.
Кроме того, Римский-Корсаков занял в 1872 году должность инспектора оркестров Морского ведомства. В течение десяти лет он проводил большую работу по реорганизации оркестров и значительно обогатил их скудный и малохудожественный репертуар специально написанными пьесами и многочисленными переложениями.
В середине 70-х годов Римский-Корсаков принял на себя директорство Бесплатной школы и, сменив Балакирева, руководил ею на протяжении нескольких лет. Тогда же он начал выступать как дирижер.
Одновременно Римский-Корсаков трудится над развитием и совершенствованием своей композиторской техники. 1874 и 1875 годы прошли для Римского-Корсакова в усиленных занятиях гармонией, контрапунктом, инструментовкой. Обучая других, он учился сам, не стыдясь обращаться за советами и помощью к своим товарищам, профессорам консерватории, и к Чайковскому.
Приобретенную технику Римский-Корсаков широко использовал в сочинениях этого времени (симфония До мажор, камерные инструментальные ансамбли, полифонические хоры без сопровождения,
фортепианные пьесы), но они все же составили лишь переходный этап в творческом пути композитора.
Вторая половина 70-х годов ознаменовалась работой Римского-Корсакова над двумя песенными сборниками, и, в связи с этим, изучением народной поэзии и обрядов. В сборниках он стремился представить лучшие образцы народной крестьянской песни, обратив особенное внимание на древнейшие обрядовые и эпические жанры.
Одновременно с составлением сборников он принял участие в редактировании оперных партитур Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым.
«Майская ночь» — одно из самых романтичных произведений Римского-Корсакова. Главные герои ее — Левко и Ганна — образы чисто лирические, и любовная лирика придает опере неповторимый колорит юности. Большое место в «Майской ночи» занимает фантастика (Панночка, русалки) и особенно хоровые народные сцены, в которых воспроизведены весенние семицкие обряды и встречается много народных песен.
Затем была написана «Снегурочка», которую он считал едва ли не лучшим своим произведением. С завершением этой оперы Римский-Корсаков достиг полной творческой зрелости. Создание «Снегурочки» протекало в исключительно благоприятных обстоятельствах и очень быстро: опера была написана в клавире в течение летних месяцев 1880 года, а к следующей весне и инструментована. К успешной творческой работе располагала вся обстановка деревенского захолустья, а также живописные окрестности имения Стелево, где композитор проводил лето. «Снегурочка» была поставлена в январе 1882 года.
5. Творчество Римского-Корсакова в 80-90-е годы.
80-е годы — период преимущественно симфонического творчества Римского-Корсакова, время создания «Сказки» (по мотивам пушкинского пролога к «Руслану и Людмиле»), Симфониетты (на народные темы), Концерта для фортепиано и Фантазии на народные темы для скрипки с оркестром. В конце 80-х годов композитором были написаны самые выдающиеся его симфонические произведения— «Испанское каприччио» и «Шехеразада». На исходе этого десятилетия была создана опера «Млада». Кроме того, в течение 80-х годов Римский-Корсаков подверг основательному редактированию почти все свои крупные сочинения, написанные до «Майской ночи», и в то же время посвятил много месяцев напряженного труда завершению «Князя Игоря» Бородина, «Хованщины» Мусоргского и редактированию всех произведений этого композитора, в том числе переинструментовке «Бориса Годунова».
Информация о работе Жизненный путь и творчество Н.А. Римского-Корсакова