Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:57, реферат
Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 —12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано. Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина».
Детство Римского-Корсакова. Кружок Балакирева………………… ..3
2. Творчество Римского-Корсакова в 60-70-е годы ……………………..6
3. Творчество в 80-90-е годы………………………………………………9
4. Музыкальное наследие Римского-Корсакова…………………………13
Список используемой литературы…………………………………….14
Столь интенсивная творческая деятельность совмещалась с педагогической работой Римского-Корсакова в консерватории и в придворной Певческой капелле, куда он был привлечен Балакиревым, а также с систематическими и участившимися дирижерскими выступлениями в России и за границей. Летом 1889 года Римский-Корсаков ездил в Париж, следующей весной — в Брюссель, где дирижировал Русскими симфоническими концертами, вызвавшими большой интерес и прошедшими с огромным успехом.
В середине 80-х годов ряд композиторов, преимущественно вышедших из «школы» Римского-Корсакова, входит в так называемый беляевский кружок (Митрофан Беляев). Главою и руководителем всего беляевского издательского концертного дела фактически являлся Римский-Корсаков.
На рубеже 80—90-х годов в творческой работе композитора наступает кризис. На протяжении трех лет Римский-Корсаков не создает новых произведений. В этот период он усиленно размышляет над вопросами
музыкальной эстетики, изучает большое количество литературы. У него возникает мысль написать книгу о русской музыке и о своих сочинениях, а также рассмотреть некоторые наиболее важные вопросы музыкального искусства.
Оперы-сказки последних лет выражают веру композитора в неизбежную гибель царства бесправия и угнетения («Кащей бессмертный»), в них беспощадно разоблачается и зло осмеивается самодержавие (отдельные моменты в «Сказке о царе Салгане», но особенно опера-сатира «Золотой петушок»).
Со времени сочинения оперы «Ночь перед Рождеством» (1894) творческая деятельность Римского-Корсакова возобновляется с новой силой и продолжается с неослабевающей интенсивностью до конца его жизни. Римский-Корсаков теперь работает главным образом в оперном и романсовом жанрах. Одна за другой появляются оперы весьма различные по сюжетным признакам: «Садко» (1895—1896), «Сказка о царе Салтане» (1899). Одноактные оперы «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» ознаменовали обращение композитора к лирико-психологическим темам и образам и упорную работу над новым для него типом оперной драматургии — остроконфликтной, с напряженным драматическим развитием, что подготовило создание «Царской невесты» (1898) — лучшей оперы лирико-психологического жанра у Римского-Корсакова.
Такая необычайная плодовитость композитора, по-видимому, стимулировалась и открывшимися новыми возможностями к исполнению его опер. Как раз с середины 90-х годов устанавливается тесная творческая связь
Римского-Корсакова с коллективом Московской частной оперы Мамонтова. Артисты этого театра становятся ревностными пропагандистами его опер, легших в основу репертуара мамонтовского театра.
Сильное воздействие на мировоззрение и творчество Римского-Корсакова оказали революционная атмосфера и общественные настроения
эпохи 1905 года. В произведениях этих лет с особой силой проявились симпатии композитора к революционному движению, его ненависть к самодержавию и патриотическое чувство любви к родине, к народу.
В течение 1901 —1902 годов Римским-Корсаковым была написана опера «Кащей Бессмертный», отвечавшая демократическим настроениям русского общества в предреволюционные годы.
В следующие два года (1903—1904) композитор завершил оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Последние две работы были предприняты композитором в первой половине 1906 года, во время творческой паузы, вызванной студенческими волнениями, разыгравшимися в Петербургской консерватории на протяжении 1905—1906 годов. Римский-Корсаков принял активное участие в этих событиях и выступил на стороне революционно настроенных учащихся. Композитор опубликовал в газетах ряд открытых писем. В них он резко осуждал реакционные действия дирекции консерватории и Русского музыкального общества. В ответ на это дирекция РМО уволила Римского-Корсакова из консерватории. В кругах музыкальной общественности поднялась буря возмущения. В знак протеста демонстративно покинул Петербургскую консерваторию ряд ведущих профессоров (Глазунов, Лядов, Ф. Блуменфельд, Есипова), в печати появились негодующие отклики.
Постановка оперы «Кащей Бессмертный» в марте 1905 года силами учащихся консерватории и по их инициативе. После исполнения оперы началось чествование Римского-Корсакова, выражение ему сочувствия и поддержки. Присутствовавшая в помещении театра Комиссаржевской полиция прервала митинг и запретила второе, концертное отделение. Вскоре последовало запрещение исполнять в России произведения Римского-Корсакова, композитор был взят под негласный полицейский надзор.
Когда директором
В конце 1905 года композитор приступил к работе над сюжетом оперы «Стенька Разин», намереваясь запечатлеть образ народного героя — избавителя народа от гнета. К сожалению, эта опера по ряду причин не была написана.
Интересным откликом на революционные события явилась и обработка для симфонического оркестра «Дубинушки», бытовавшей тогда в качестве революционной песни. Эта обработка возникла под впечатлением демонстрации, виденной композитором в Москве в 1905 году.
Завершает творческий путь Римского-Корсакова опера «Золотой петушок», сочиненная им в период с октября 1906 по август 1907 года. Пушкинский сюжет послужил композитору для создания сатирической оперы, беспощадно обличающей самодержавие.
Последние месяцы жизни композитора были отравлены борьбой с царской цензурой. Ценой больших усилий и волнений Римскому-Корсакову удалось отстоять неприкосновенность печатного либретто, но опера в первой постановке шла все же с многочисленными изменениями в тексте. «Золотой петушок» был поставлен лишь после смерти Римского-Корсакова в сентябре 1909 года.
За год до смерти Римский-Корсаков в последний раз выступил как дирижер в Париже в Русских симфонических концертах, которые явились свидетельством мировой славы русской музыки.
С ранней весны 1908 года Римский-Корсаков начал страдать серьезным сердечным заболеванием. Переехав на лето в усадьбу Любенск, он еще продолжал работу над учебником «Основы оркестровки». Последние записи им были сделаны 7 июня; в ночь на 8 июня композитор скончался.
4. Музыкальное наследие Римского-Корсакова.
Музыкальное наследие композитора обширно и разнообразно. В него входят пятнадцать опер, десять симфонических произведений различных жанров: симфонии, программные симфонические сюиты, каприччио, фантазии, увертюры (а также сюиты, построенные на материале опер), пьесы концертного жанра (скрипичная фантазия и фортепианный концерт), три кантаты, камерные инструментальные произведения, романсы и дуэты, множество хоровых пьес, обработки народных песен. С наибольшей полнотой и мощью громадное дарование Римского-Корсакова проявилось в его оперных и симфонических произведениях, лучшие из которых принадлежат к шедеврам музыкального искусства и являются предметом изучения для композиторов многих поколений.
Римский-Корсаков оставил нам интереснейшие музыкально-литературные работы, которые сохранили до настоящего времени большое познавательное и научно-музыкальное значение. Это — книга воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни», капитальный труд «Основы оркестровки», «Учебник гармонии», ряд статей, среди которых выделяется разбор «Снегурочки».
Своей педагогической работой Римский-Корсаков внес огромный вклад в развитие русского музыкального профессионализма, особенно композиторского образования. Среди его учеников надо назвать имена А. К. Глазунова, А. К. Лядова, М. И. Ипполитова-Иванова, А. С. Аренского, классиков украинской и армянской музыки Н. В. Лысенко и А. А. Спендиарова, одного из первых латышских композиторов Я. Витола. Римский-Корсаков явился воспитателем нескольких поколений музыкантов, композиторов, теоретиков, музыкальных деятелей. Его педагогические принципы нашли отражение в созданных им учебных пособиях по гармонии и инструментовке, упомянутых выше.
воспоминаниях, письмах и критических отзывах, Л., 1974.
7. Кунин И.Ф. «Николай Андреевич Римский-Корсаков». М., 1988.
8. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
9. Рапацкая Л.А., История русской музыки от древней Руси до
«Серебряного века», Москва, Владос, 2001
10. Соловцов А., Симфонические произведения Римского-Корсакова,
Москва, Государственное музыкальное издательство, 1953
11. Третьякова Л.С., Страницы русской музыки, Москва, «Знание», 1979
Соловцов А., Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова, 2 изд., М., 1969.
12. Ястребцев В. В., Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1—2, Л., 1959— 60
Информация о работе Жизненный путь и творчество Н.А. Римского-Корсакова