Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:39, курсовая работа
Цель исследования – осуществить культурологический анализ функционирования даосских мистических практик в культуре современного Китая, в России и в Западной Европе.
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
Рассмотреть специфику и философские основания даосизма.
Рассмотреть деятельность даосских центров в Китае XX века.
Изучить алхимические практики даосов в контексте современности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.Даосизм как философско-религиозное учение Китая.
1.1. Специфика и философские основания даосизма………………………...5
1.2. Деятельность даосских центров в Китае XX века……………………...11
Глава II. Даосские мистические практики.
2.1. Алхимические практики даосов в контексте современности…………18
2.2. Даосская медицина и её функционирование в настоящее время……..25
2.3. Фен-шуй и степень его распространённости в современном мире…...28
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Даосские мистические практики в культуре современного Китая, в России и в Западной Европе »
Введение…………………………………………………………
Глава I.Даосизм как философско-религиозное учение Китая.
1.1. Специфика и философские основания даосизма………………………...5
1.2. Деятельность даосских центров в Китае XX века……………………...11
Глава II. Даосские мистические практики.
2.1. Алхимические практики даосов в контексте современности…………18
2.2. Даосская медицина и её функционирование в настоящее время……..25
2.3. Фен-шуй и степень его распространённости в современном мире…...28
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..33
Введение.
Актуальность темы курсовой работы «Даосские мистические практики в культуре современного Китая, в России и в Западной Европе» обусловлена потребностью историко - культурного осмысления развития этих практик. В настоящее время даосские практики популярны в России и в Европе, однако они распространились на территорию нашей страны и на Западе не в истинной форме, а с трансформацией, поэтому целесообразно раскрыть эти изменения в данной курсовой работе.
Степень разработанности темы. Для ученых - Кобзева А.И. , Торчинова Е.А., Маслова А.А., Лапина А. Э. даосские мистические практики, которые теперь распространились и в России, — повод изучить их различные аспекты и проблемы, возникающие в связи с ним . Ряд специалистов, таких как Лапин А. Э., Торчинов Е.А., Малявин В.В., Виногродский Б.Б., полагает, что даосские практики на сегодняшний день не соответствуют тем представлениям, которые сформировались в культуре Китая.
Объектом данного исследования является современная культура Китая, России и Запада.
Предметом исследования является даосские мистические практики в современности.
Цель исследования – осуществить культурологический анализ функционирования даосских мистических практик в культуре современного Китая, в России и в Западной Европе.
В соответствии
с данной целью решаются
Новизна исследования: В данной курсовой работе впервые предпринята попытка культурологического анализа функционирования даосских мистических практик в современной культуре России и Западной Европы.
Практическое значение работы. Материалы данной курсовой работы могут быть использованы в процессе преподавания в университетах таких учебных дисциплин, как история религии, социология религии, культурология.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
В первой главе изучается специфика и философские основания даосизма, деятельность даосских центров в Китае XX века.
Во второй
главе изучается даосские
Глава I.Даосизм как философско-религиозное учение Китая.
1.1. Специфика и философские основания даосизма.
Даосизм – китайское философско-
Учение развивалось в двух направлениях-философском и религиозном. Становление даосизма как религии началось со II в. н. э. и связано с появлением обрядов, храмов и жрецов. В отличие от раннего философского направления, приоритет получила духовность, основу которой заложили целительство и стремление к обретению бессмертия.
Даосизм возник в VI - V веке до н.э. в Китае. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.). Он автор книги "Даодэцзин" (IV-III в. до н. э.) ("Канон пути и благодати", т.к. "Дао"- путь, "Дэ"-благодать, благая сила.) Это сборник аллегорических историй, который трудно истолковать. «Дао Дэ цзин» не устанавливает принципов религии, как это делают Талмуд, Библия и Коран.
Даосизм — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Дао даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Жизнь - это иллюзия, смерть- это возвращение в Дао, истинное бытие бессмертной души. Основной принцип даосизма - это теория недеяния, т.е. отказ от активных действий.
Даосизм ставит перед человеком
задачу добиться слияния его души
с мировым порядком Дао. Основная
задача познания- это раскрыть символику
Дао, но не путём логических процессов,
а по средствам странствия в Дао- потоке,
т.к. Дао находится вокруг нас, то не нужно
целенаправленно искать знание, надо просто
познавать окружающее.
Собственно слово «дао» означает «путь» и является одной из основных категорий философии китайцев. Это понятие «долгой дороги», извечного развития человека в процессе жизни, самого процесса становления любого общества, страны, нации, человечества и Вселенной.
В конфуцианстве под словом «дао» имеется в виду нравственное совершенствование руководителя и подчиненного, исполнение совокупности морально-этических норм и т. д., а в даосизме — некое вселенское начало, породившее все сущее и организующее его упорядоченность и неповторимость. Отсюда данная нам реальность представляет собой воплощение дао. Своему дао следует любая религия, учение, наука, просто отдельный индивид, каждая травинка, молекула, атом...
Основополагающая идея даосизма — взаимодействие двух начал, противоположностей, принципиально качественных измерений — ян (нематериальное, легчайшее) и инь (материальное, тяжелое) — сформировалась в процессе длительных наблюдений за вещами и явлениями окружающего мира. Обобщив выводы таких наблюдений, древние мыслители составили комплекс представлений о дуальности природы, наполненной множеством пар противоположностей, таких как «мужчина — женщина», «земля — небо» «жизнь — смерть» и т. д. В древних представлениях основные свойства инь и ян приравнивались к свойствам воды и огня. Поэтому ян характеризуется как активное, верхнее, внешнее, горячее, жесткое, прогрессирующее и бестелесное, а инь —неподвижное, нижнее, внутреннее, холодное, мягкое и т. п. Считалось, что только равновесие этих двух начал, своеобразный компромисс их может в различных случаях привести человека к благополучию и здоровью, государство — к развитию и процветанию, да и всю реальность — ко всеобщей гармонизации как к конечной цели дао.
Взаимодействия описанных
дуальных начал подчинены двум законам.
Первый закон можно назвать «
Второй закон можно назвать «законом преобразования». Он вытекает из первого: когда одна из противоположностей полностью берет верх и начинает явно преобладать, переходя некоторую границу, она может перейти в подавляемое ею состояние, то есть изменить собственную полярность, подобно тому как избыток мужского гормона тестостерона может привести к избытку женского — эстрогена.
С другой стороны, нельзя говорить об инь и ян как об отдельных категориях, а если вникнуть в суть даосской метафизики, то таковыми их можно назвать лишь условно. Как гласит древний трактат «Канон Желтого Императора»: «Различны инь и ян только названиями своими. В действительности они — одно целое...» То есть инь и ян — название состояний всеобщей и всенаполняющей энергии ци.
Данные начала постоянно оказывают влияние на пять главных элементов (первоэлементов) с символическими названиями «огонь», «вода», «металл», «дерево», «земля», из различных сочетаний которых состоит все живое и неживое в мироздании.
Теория пяти первоэлементов такая же древняя, как и концепция «инь — ян», традиционно она имеет название у-син (дословно «пять передвижений») и служит для отражения цикличных преобразований инь и ян. Поэтому свойства всех явлений в реальности объяснялись как варианты особенных взаимодействий этой пятерки.
Представления об общих свойствах первоэлементов изначально были очень туманны, но в дальнейшем дорабатывались, пояснялись и добавлялись различными последователями даосизма в ходе развития структуры учения.
Первоэлементы представляют собой не столько свойства определенных предметов, сколько цикл изменений, которым они подвергаются под действием законов дао. Кроме того, они являются символами биологических процессов, протекающих в каждом живом существе, в том числе и в человеке.
Теоретики дао полагают, что каждый из пяти элементов переходит в следующий по аналогии смены времен года. Огонь — активный, в нем ян проявляется в полной силе, жаркий и устремленный к небу. Сжигая некоторые элементы, он превращает их в пепел, то есть в землю, при этом сам гаснет. Так первоэлемент «огонь» переходит в следующий.
Земля дает рост и изменчивость, символизирует центральную часть, это контур жизни и база для остального. Именно земля рождает металл.
Металл — твердость, контроль и сила присущи ему, но вместе с тем и чистота, он стремится к земле, его породившей, вниз. Ян, преобладающая в перечисленных элементах, движется к убытку, уступая место инь. Металл хоть и тверд, но может стать жидким: когда энергии ян (огня) слишком много, он уподобляется следующему элементу.
Вода — наиболее полно проявленная инь — прохладна или холодна, влажна и мягка, всегда устремлена вниз. Помогает развитию жизни, рождает дерево.
Дерево символизирует возрождение, расцвет, рост, подъем и относительную мягкость. Воплощает начало перехода от пассивности инь к своей противоположности ян.
Так метафорически объясняется цепь созидательных преобразований и взаимовлияний элементов. Однако взаимосвязи не ограничены одним созиданием, есть еще и деструктивные связи между элементами, происходящие в перекрестном порядке. Такие связи называются контролирующими или угнетающими и характеризуются отношениями подавления одного элемента другим. При этом, следуя замкнутой цепи взаимоотношений, каждый элемент выступает в роли и агрессора, и подавляемого. Даосы называют такие отношения взаимоподавлением, нет в них чистых победителей и побежденных, каждый играет обе роли одновременно.
Для наглядности представим себе такую картину: вода тушит пламя, но и сама исчезает в недрах земли. Огонь плавит железо, а затем тухнет под дождем. Металл хоть и может растекаться под действием жара, но в твердом состоянии способен рубить деревья и т. д.
Разумеется, рассматривать
перечисленные представления