Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:39, курсовая работа
Цель исследования – осуществить культурологический анализ функционирования даосских мистических практик в культуре современного Китая, в России и в Западной Европе.
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
Рассмотреть специфику и философские основания даосизма.
Рассмотреть деятельность даосских центров в Китае XX века.
Изучить алхимические практики даосов в контексте современности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.Даосизм как философско-религиозное учение Китая.
1.1. Специфика и философские основания даосизма………………………...5
1.2. Деятельность даосских центров в Китае XX века……………………...11
Глава II. Даосские мистические практики.
2.1. Алхимические практики даосов в контексте современности…………18
2.2. Даосская медицина и её функционирование в настоящее время……..25
2.3. Фен-шуй и степень его распространённости в современном мире…...28
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..33
Любое сочетание первоэлементов может быть верным или неверным для конкретного случая, но даже их неверное, казалось бы, сочетание может рассматриваться как необходимое на данном этапе, подобно тому, как бессмысленный коан в дзэн- буддизме ведет к обретению истинного смысла.
Преобладание одной из категорий (инь или ян) влияет на дальнейшую исходящую из него систему взаимодействия пяти первоэлементов, образуя при этом их новое сочетание.
Есть еще не менее важный принцип дао, на котором также базируются многие его философские постулаты, — это принцип недеяния, или бездействия, — у-вэй. Лао-цзы часто говорил о вреде активности и учености.
Под понятием у-вэй («неделание») понимается отнюдь не полная пассивность и безразличие ко всему происходящему вокруг. Это, скорее, отказ от совершения поступков, нарушающих естественный порядок вещей, изначально определенный природой; нежелание идти против своей истинной природы. Эгоистичные поступки для собственной наживы, выгоды, деление людей на классы и касты, подчинение их жизни ритуалам и традициям и т. п. — все это даосы определяли как отступление от истинной жизни, гармонии со Вселенной.
Отличие учения дао от многих других религий заключается в его отношении к сексуальности. В нем нет понятия воздержания как добродетели, напротив, секс рассматривается адептами дао как один из путей накопления и обмена энергией, более обобщенно — как благоприятный вариант взаимодействия инь — ян и своего рода религиозный акт.
Даосизм ориентирован в прошлое и провозглашает идею неразрывности человека и природы, выступает в поддержку естественного образа жизни, единения со Вселенной.
1.2. Деятельность даосских центров в Китае XX века.
Идеал социального служения даосов второй половины XX в. воплотился в создании общественных даосских объединений — АПД. Они играют роль связующего моста не только между конфессией и руководством страны, но и обществам в целом. В КНР деятельность даосских ассоциаций широко освещается как в специальной литературе, так и в средствах массовой информации.
Формирование даосских общественных объединений началось практически сразу после Синхайской революции. В 1912 г на базе даосских направлений Совершенной истины и Правильного единства одна за другой появились две крупные ассоциации. Первая — Центральная ассоциация даосизма (Чжунян даоцзяохуй), в образовании которой приняли участие 18 даосских монастырей. Возглавил ассоциацию 21-й настоятель пекинского Байюньгуаня Чэн Чжибин. Вторая — Генеральная ассоциация даосизма Китайской республики (Чжунхуа миньго даоцзяо цзунхуй), созданная вместе с Главным шанхайским филиалом Генеральной ассоциации даосизма Китайской республики (Чжунхуа миньго даоцзяохуй бэньбу Шанхай цзун цзигуаньбу). На учредительном собрании присутствовало более 1000 даосов школы Правильного единства; членами ассоциации могли стать даосы, проживавшие как в монастырях, так и в миру. Генеральную ассоциацию даосизма Китайской республики возглавил 62-й Небесный наставник Чжан Юаньсюй. Стратегическими задачами ассоциаций было объявлено определение места даосизма в современном обществе и защита интересов верующих и служителей культа. Эти задачи сохранили актуальность и приоритет в деятельности АПД до сих пор. Основными в работе Генеральной ассоциации даосизма Китайской республики были определены следующие направления: упорядочение монастырских правил, развитие благотворительности и патриотическая работа.
Однако стремление представителей школы Правильного единства придать этой организации всекитайский характер, объединив даосов своего направления по всей стране, потерпело неудачу. Фактически работа проводилась только шанхайским филиалом, а грандиозные планы Генеральной ассоциации остались на бумаге.
Центральная ассоциация даосизма в Пекине также стремилась приобрести всекитайский характер, сплотив даосов школы Совершенной истины всей страны. Однако наиболее полно эти планы удалось воплотить лишь в пров. Сычуань. В 1913 г. восемь настоятелей крупнейших даосских монастырей провинции стали инициаторами создания Главной дочерней ассоциации даосизма пров. Сычуань (Сычуань даоцзяо цзун фэньхуй). Последняя реорганизация и переименование ее произошли в 1946 г., после чего она получила название Ассоциации даосизма пров. Сычуань (Сычуань шэн даоцзяохуй). Основные направления работы ассоциации — распространение даосских правил и морально-этических норм, создание образовательных курсов даосских знаний, благотворительность, развитие сельскохозяйственной и производственной деятельности, арбитражная деятельность в даосских сферах, охрана имущества монастырей. Последнее заседание Ассоциации даосизма пров. Сычуань состоялось за год до образования КНР, в 1948 г. В отчетном докладе было отмечено создание 57 дочерних уездных ассоциаций пров. Сычуань; в 38 уездах их формирование только начиналось.
Кроме того, до 1949 г. в Китае был создан еще целый ряд даосских объединений: Главная дочерняя ассоциация даосизма Гуаньдун (Чжунго даоцзяохуй Гуаньдун цзун фэньхуй), ассоциации даосизма пров. Шэньси, Хубэй, Хунань, г. Ханчжоу и мн. др. Однако все они носили местный характер, были обособленными, некоторые прекратили работу вскоре после образования КНР.
Первоначально даосские ассоциации создавались внутри каждого конкретного направления. Противоречия между школами Совершенной истины и Правильного единства отражались на процессе формирования АПД. Только в 1936 г. в Шанхае создается Ассоциация даосизма Китая (Чжунхуа даоцзяохуй), впервые объединившая даосов обеих школ. Однако во время войны против японских захватчиков (1937-1945) деятельность ее вынужденно прекратилась.
К тому же периоду относится упадок Центральной ассоциации даосизма в Пекине и создание в 1941 г. Генеральной ассоциации даосизма Северного Китая (Хуабэй даоцзяо цзунхуй) под патронажем японских оккупационных властей с целью привлечь на свою сторону китайское население. Конфронтация ее с настоятелем пекинского Байюныуаня Ань Шилинем стала одной из возможных причин его трагической гибели в ноябре 1946 г.
После окончания войны с Японией в даосских кругах усилилось стремление к консолидации сил и созданию единой организации, которая бы носила всекитайский характер, объединив даосов школ Совершенной истины и Правильного единства. Зимой 1946 г. 63-й Небесный наставник Чжан Эньпу провел совещание с представителями даосских кругов Шанхая, где было предложено создать сеть территориальных ассоциаций с целью возможного создания на их основе всекитайской организации. В соответствии с этим планом в 1947 г. была создана Ассоциация даосизма Шанхая (Шанхай ши даоцзяохуй), которую возглавил Ли Лишань. В апреле 1947 г. эта ассоциация опубликовала «План возрождения даосизма» («Фусин даоцзяо цзихуа-шу»), предложенный Чэнь Иннином. Вслед за этим Чжан Эньпу предпринял попытку создания всекитайской даосской ассоциации. Его идея нашла поддержку у председателя Ассоциации даосизма пров. Сычуань Ван Фуяна. Однако изменившаяся политическая ситуация отодвинула претворение в жизнь намеченной программы на десять лет.
Создание ВАПД состоялось уже после образования КНР. 26 ноября 1956 г. был создан организационный комитет ВАПД, а в апреле 1957 г. состоялся I съезд этой организации. Председателем ВАПД был избран настоятель монастыря Тайцингун г. Шэньяна Юе Чундай, впоследствии обвиненный в правом уклонизме и весной 1958 г. отстраненный от управления ассоциацией. Членами правления ассоциации стали 55 даосов школы Совершенной истины и 6 даосов — школы Правильного единства. Проведение политики «большого скачка» в конце 50-х гг. нанесло значительный урон как даосизму в целом, так и ВАПД. Только в 1961 г., после осуждения этого политического курса, стало возможным провести II съезд ВАПД, положивший начало планомерной работе ассоциации. На съезде присутствовало 99 делегатов, из которых 85 представляли школу Совершенной истины и 14 — школу Правильного единства; средний возраст участников съезда превышал 60 лет. Центральными задачами ВАПД были названы подготовка кадров и научно-исследовательская работа. С 1961 г. по 1966 г., согласно намеченному плану, была проделана следующая работа. В июне 1962 г. начали функционировать первые курсы повышения квалификации даосских кадров. Программа предполагала пятилетний срок обучения, однако начавшаяся «культурная революция» вынудила сделать досрочный выпуск в 1966 г. В ноябре 1961 г. при ВАПД был организован кабинет научного изучения даосизма, а с августа 1962 г. ассоциация начала выпускать «Журнал Всекитайской ассоциации последователей даосизма» (Даосе хуйкань). На местном уровне успели начать работу АПД пров. Сычуань (1962 г.) и организационный комитет АПД Шанхая (1956 г.). В трагическое десятилетие «культурной революции» эти, как и все другие религиозные организации были разгромлены .
Современные ассоциации последователей
даосизма представляют собой общественные
религиозные объединения
Идеал служения ближнему и общественному благу и ныне сохраняет значимость среди последователей даосизма. Одновременно с этим благотворительная деятельность даосов является действенной проповедью и проводится по следующим основным направлениям:
1. Финансовая помощь населению,
пострадавшему от стихийных
2. Оказание безвозмездной медицинской помощи.
3. Участие в реконструкции и постройке школ, больниц, дорог и других социальных объектов.
4. Финансовая поддержка учащихся детей из неимущих семей.
5. Воспитание сирот, охрана материнства и детства.
Важнейшей сферой деятельности даосизма в современном Китае является охрана природы.
Сфера деятельности даосов в современном обществе многогранна и не ограничивается указанными направлениями. Например, в 1990 г. монахи гор Уданшань участвовали в эстафете передачи огня на Азиатских олимпийских играх в Пекине. 29-31 августа 2000 г. делегация даосов принимала участие в саммите ООН в Нью-Йорке.
Влияние даосизма на различные области общественной жизни Китая подтверждается данными, полученными при анкетировании в ноябре — декабре 1997 г.
Данные опроса свидетельствуют о важном влиянии даосизма в сферах традиционной культуры, искусства, охраны здоровья и внутренней политики КНР. При этом 35% опрошенных считают, что государству следует больше внимания уделять традиционным религиозным объединениям. Подавляющее большинство респондентов полагает, что религиозные объединения, в свою очередь, должны активнее участвовать в общественной жизни страны.
Религиозный институт даосизма является неотъемлемой составляющей современного общества КНР. В силу доктринальных особенностей и этико-нравственных традиций он продолжает оказывать существенное влияние на различные стороны жизни китайского общества. Государство заинтересовано в сотрудничестве с даосскими религиозными кругами, стремясь использовать их авторитет и влияние как фактор социальной стабильности и высокого национального самосознания. Даосские организации, в свою очередь, укрепляют свои внеконфессиональные связи для адаптации своего социального института в современных условиях.
Таким образом, даосизм - это
самое древнее и самое
Развитие даосской религии способствует появлению общественных даосских организаций, даосских ассоциаций, школ. Идеал служения ближнему и общественному благу и ныне сохраняет значимость среди последователей даосизма. Важно влияние даосизма в сферах традиционной культуры, искусства, охраны здоровья и внутренней политики КНР.
Глава II. Даосские мистические практики.
2.1. Алхимические практики даосов в контексте современности.
Даосские мистические практики – система оздоровительных, духовных практик, медитаций и упражнений, нацеленных на развитие и самосовершенствование личности, исцеление и увеличение внутренней энергии, обретения состояния гармонии, путем снятия напряжения, избавления от негативных эмоций и переживаний, зажимов и блоков, чувства страха, обиды, злости.
Человек выходит за рамки физических ограничений посредством развития души и духа.