Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:39, курсовая работа
Цель исследования – осуществить культурологический анализ функционирования даосских мистических практик в культуре современного Китая, в России и в Западной Европе.
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
Рассмотреть специфику и философские основания даосизма.
Рассмотреть деятельность даосских центров в Китае XX века.
Изучить алхимические практики даосов в контексте современности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.Даосизм как философско-религиозное учение Китая.
1.1. Специфика и философские основания даосизма………………………...5
1.2. Деятельность даосских центров в Китае XX века……………………...11
Глава II. Даосские мистические практики.
2.1. Алхимические практики даосов в контексте современности…………18
2.2. Даосская медицина и её функционирование в настоящее время……..25
2.3. Фен-шуй и степень его распространённости в современном мире…...28
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..33
Эффективно применяется в медицине и теория у-син. Пять первоэлементов соотносятся с главными органами и системами организма: сердце и перикард считаются органами огня, печень — органом дерева, селезенка — органом земли и т. п.
Очень подробно и углубленно рассматриваются все функции каждого органа, а диагностику его проводят по частям тела, связанным с ним. Так, состояние селезенки (и состояние ее ци) определяют по таким внешним признакам, как бледность или сухость губ пациента, наличие у него геморроя, ослабление силы мышц; а состояние сердца (сердечной ци) проявляется во внешнем виде языка.
Согласно теории китайской медицины, ци рассматривается в различных видах: ци изначальная (юань-ци), ци грудная (цзун- ци), ци питающая (ин-ци) и др.
Традиционная западная медицина объясняет понятие ци как общий жизненный тонус, являющийся совокупностью всех биоэнергетических процессов в организме. Однако ясного и вполне научного объяснения этого явления еще не нашли. Тем не менее эффективность лечения с помощью китайской медицины уже в основном не оспаривается. Тем более это касается чжень-цзю-терапии (чжень — иглоукалывание, цзю — прижигание), одной из школ акупунктуры.
Знакомство с китайской
медициной осуществлялось со значительно
усечённым вариантом
Создавалась и огромная терминологическая путанница, когда одни и те же китайские термины в разных медицинских руководствах обозначались разными русскими словами. Также в Россию проник бытовой эзотеризм, теория которого стала строиться на основе неких энергий(положительных и отрицательных), астральных тел, кармы, духов и бесов. Вал этой волны стал стремительно набирать силу в постсоветское время. И на его гребне появились всевозможные маги, целители, учителя, имеющие коммерческую жилку и готовые за вознаграждение посвятить любого желающего в тайны китайской медицины и науки о достижении бессмертия.
В западных же странах китайская медицина рассматривается как альтернативный вид медицины или дополнительный. Иногда ее даже рассматривают как чудачество, сравнивая с огромными достижениями современной медицины, основанной на научных исследованиях.
В странах Восточной Азии, испытавших культурное влияние Китая, четкого разграничения между традиционной медициной и современной нет.
Общим в китайской и европейской медицинах является то, что они рассматривают здоровье как нормальное состояние организма. Фундаментальное различие заключается в том, что европейская медицина причиной болезни рассматривает вторжение инородных элементов, таких, как бактерии, вирусы, раковые клетки и др. Китайская медицина причиной болезни считает разбалансировку системы организма.
Относительно методологии лечения в традиционной китайской медицине существует такой подход: любая пища может быть лекарством, только организм должен быть способен правильно распорядиться ею. У китайских врачей нет разделения препаратов на лекарства, БАДы, антибиотики. Любая трава, любая составляющая тела животного, любые минералы могут быть лекарствами при должной дозировке и учете индивидуальых особенностей человека. В западной цивилизации пища и лекарства стоят отдельно.
Слабым местом китайской традиционной медицины является отсутствие достаточных исследований, документально доказывающих эффективность того или иного метода лечения. Лечение в ней во многом базируется на квалификации, интуиции и искуссности конкретного врача.
2.3. Фен-шуй и степень его распространённости в современном мире.
В то время как медитация гармонизирует внутренние ресурсы человека, фэн-шуй представляет собой искусство жить в гармонии с миром при помощи внешних средств. Буквально фэн-шуй переводится как ветер и вода, то есть обозначает природные стихии, формирующие ландшафт. Концептуально искусство связано с теорией присутствия ци (жизненной силы) в среде обитания. Мастер фэн-шуй знает, как обустроить окружающую среду наилучшим образом, то есть так, чтобы обеспечить оптимальный поток ци.
Для обеспечения гармоничного потока энергии имеют значение архитектурные особенности строения, его ориентация на местности и даже интерьер. Отдельные помещения должны располагаться в соответствии с потребностями и аспектами жизни живущих в доме людей. Консультант по фэн-шуй может посоветовать, как сделать жилище уютным и пригодным для гармоничной жизни.
С позиции базовых философских понятий можно сказать, что фэн-шуй доводит искусственно созданные вещи и внешние аспекты жизни до совершенства, используя знание законов природы. Гармонично построенный и правильно расположенный дом будет выглядеть привлекательно и обеспечит поток сбалансированной энергии.
Рассматривая фен-шуй, можно отметить , что он вышел за пределы Китая в середине этого столетия, после китайской народной революции, вследствие которой большая часть знаний и практики ушла из Китая. И в настоящее время многие известные Мастера фэн-шуй проживают не в самом Китае, а в Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Тайване и других странах. В самом же Китае теперь фэн-шуй не преследуется, но и не признается официальной властью. В качестве частного лица можно заказать себе консультацию по фэншуй, но для властей в Китае, в отличие, например, от Гонконга, Фэн шуй не имеет смысла.
Фен-шуй – это наука о том, как энергетические потоки окружающего ландшафта, дома, квартиры, земли влияют на нашу жизнь, удачу и благополучие. Наш мир – это огромное энергетическое пространство. Потоки энергий находятся в постоянном движении и взаимодействии, вызывая различные изменения в окружающем нас мире.
На сегодняшний день уже можно говорить о том, что сложилась «Европейская школа фэн-шуй». К сожаленью, в стремлении избежать китайских суеверий, некоторые практикующие в Европе и Америке отбрасывают вместе с ними и саму суть фэн-шуй, и тогда слово фэн-шуй уже теряет свой изначальный смысл, и выступает, например, синонимом слова «гармония» (фэн-шуй души и так далее.). Либо, «выплеснув вместе с водой и ребенка», появляется «интуитивный фэн-шуй», призванный заменить интуицией множество точных формул, применяемых в традиционном фэн-шуй для вычисления идеального места для каждого человека в зависимости от его энергетической конституции. Все это лишь грани одной сложной науки, но далеко не вся она.
В России распространяется ошибочное мнение, что весь фэн-шуй — это правильно поместить картинки в «углах богатства, карьеры» и так далее. Надо сказать, что это больше чем упрощение. Крупные бизнесмены в Тайване, Гонконге и Сингапуре совсем не зря платят огромные деньги консультантам по фэн-шуй. Консультанты проводят очень сложный анализ помещения и окружения, а эффект окупает все затраты очень быстро.
С одной стороны, поскольку европейцы познакомились с фэн-шуй гораздо раньше, чем он пришел в Россию, опыт применения фэн-шуй в Европе неоценим для нас. Ведь наша культура и менталитет гораздо ближе к европейским чем к китайским. Многие китайские оригинальные тексты, написанные в форме намеков и неясных указаний, давно переведены, расшифрованы и адаптированы к нашему восприятию. Нам не нужно изучать китайский если мы знаем, например, английский. С другой стороны, если мы хотим изучить действительно фэн-шуй, следует справляться с китайскими источниками.
Таким образом, даосские мистические практики – система оздоровительных, духовных практик, медитаций и упражнений, нацеленных на развитие и самосовершенствование личности, исцеление и увеличение внутренней энергии, обретения состояния гармонии, путем снятия напряжения, избавления от негативных эмоций и переживаний, зажимов и блоков, чувства страха, обиды, злости. Даосские мистические практики, такие как алхимия, медицина, фен-шуй, в современности находят своё выражение не только в культуре Китая, но и в России, на Западе. Успешно развивается такой вид практики, как даосская йога (Дао-Инь), она включает в себя систему оздоровительных упражнений, выполняемых с целью удалить из организма негативную энергию и насытить его жизненной силой. В странах Европы, в нашей стране появляется много школ, центров, фитнес-клубов для занятия йогой. Однако изобилие форм, вмешательство европейских культов и философских идей породили то многообразие экзотических сект, в котором уже с трудом узнается «йога сама по себе». Что касается китайской медицины в России, она используется лишь в некоторых областях, т.е. из всех её направлений в большей мере проникают лекарственные препараты на основе растительного сырья для фитотерапии. В первую очередь, это женьшень. Иглотерапия проникает медленнее, в форме кабинетов акупунктуры в клиниках восточной медицины в больших городах. В них же можно встретить китайский лечебный массаж, а в Европе и вовсе считается дополнительным методом лечения или чудачеством, из-за отсутствия в даосской медицине достаточных исследований, документально доказывающих эффективность того или иного метода лечения. Что касается фен-шуя, он очень популярен в нашей стране и в Европе, но по причине не совсем верного истолкования даосского понимания фен-шуй, в современности он приобретает иную форму.
Таким образом, даосизм - это
самое древнее и самое
Развитие даосской религии способствует появлению общественных даосских организаций, даосских ассоциаций, школ. Идеал служения ближнему и общественному благу и ныне сохраняет значимость среди последователей даосизма. Важно влияние даосизма в сферах традиционной культуры, искусства, охраны здоровья и внутренней политики КНР.
Таким образом, даосские мистические практики – система оздоровительных, духовных практик, медитаций и упражнений, нацеленных на развитие и самосовершенствование личности, исцеление и увеличение внутренней энергии, обретения состояния гармонии, путем снятия напряжения, избавления от негативных эмоций и переживаний, зажимов и блоков, чувства страха, обиды, злости. Даосские мистические практики, такие как алхимия, медицина, фен-шуй, в современности находят своё выражение не только в культуре Китая, но и в России, на Западе. Успешно развивается такой вид практики, как даосская йога (Дао-Инь), она включает в себя систему оздоровительных упражнений, выполняемых с целью удалить из организма негативную энергию и насытить его жизненной силой. В странах Европы, в нашей стране появляется много школ, центров, фитнес-клубов для занятия йогой. Однако изобилие форм, вмешательство европейских культов и философских идей породили то многообразие экзотических сект, в котором уже с трудом узнается «йога сама по себе». Что касается китайской медицины в России, она используется лишь в некоторых областях, т.е. из всех её направлений в большей мере проникают лекарственные препараты на основе растительного сырья для фитотерапии. В первую очередь, это женьшень. Иглотерапия проникает медленнее, в форме кабинетов акупунктуры в клиниках восточной медицины в больших городах. В них же можно встретить китайский лечебный массаж, а в Европе и вовсе считается дополнительным методом лечения или чудачеством, из-за отсутствия в даосской медицине достаточных исследований, документально доказывающих эффективность того или иного метода лечения. Что касается фен-шуя, он очень популярен в нашей стране и в Европе, но по причине не совсем верного истолкования даосского понимания фен-шуй, в современности он приобретает иную форму.
Даосские мистические практики в культуре современного Китая, в России и в Западной Европе функционируют, однако они распространились на территорию нашей страны и в страны Европы не в истинной форме, а с изменениями.
Библиографический список.
1. Лобода Е.Б. Даосизм:
история возникновения и
2. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт, историко - религиозные описания, – СПб.: 1993 г.
3. Лапин А. Э.Даосская йога (китайская даосская алхимия).— М.: Саттва, 1993 г.
4. Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. ИДВ; гл. ред. М. Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994 г.
5. Малявин В.В., Виногродский Б.Б. Антология даосской философии. - М.: Товарищество, - 1994 г.
6. Маслов А.А. Мистерия Дао.— М.: Сфера, 1996 г.
7. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия).— М.: ИНСАН, РМФК, 1992 г.
8. Торчинов Е.А. Религиозная доктрина даосизма: учение о бессмертии и путях его обретения // Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). СПб., 1994. С. 7-53.
9. Кожин П.М. Государство и религиозные организации в Китае // ПДВ. 1986. №4. С. 141-149.
10. Кобзев А.И. Дао. Дэ // ПДВ. 1993. № 3. С. 157-163.
11. Школьный философский словарь / Т.В.Горбунова, Ш67 Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ.ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевский. – М.: просвещение: АО «Учеб.лит.», 1995. – 399с.
12. Стулова Э. С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984. С. 230—270.
13. Шкуркин П. В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба Сянь // Вестник Азии. 1925. № 53. С.121-125.
14. Ткаченко Г. А. Даосизм и школа имен в традиции древнекитайской мысли // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. Ч.I. М., 1996.