Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:53, реферат
Описание работы
Христианство зародилось в I в. н.э. на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии – спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Образ мессии Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже появились жизнеописания основоположника новой религии - евангелия.
Христианство зародилось
в I в. н.э. на основе распространенной в
восточных провинциях Римской империи
идеи ожидания мессии – спасителя. В своем
дальнейшем развитии оно воспринимает
элементы восточных религий и культов,
эллинистической философии и социальных
утопий. В центре христианской системы
находилось убеждение, что в лице Иисуса
Христа Сын Божий воплотился в человеке.
Образ мессии Христа первоначально упоминался
в самой общей форме и лишь несколько позже
появились жизнеописания основоположника
новой религии - евангелия.
Христианство было своего рода
потрясением духовных основ жизни Рима.
Христианство принесло принципиально
новые идеалы, иные нормы поведения. Оно
проложило четкую грань между миром небесным,
воплощающим высшую справедливость, и
земным. Христианство ориентировало человека
на самосовершенствование и переустройство
земной жизни в соответствии с божественным
идеалом. Оно обращалось к любому человеку,
независимо от его социального положения
или национальности, открывая перед ним
огромные возможности. Осознание несовершенства
мира порождало отчуждение от государства.
В первый период своего существования
христианство вызывало лишь подозрение
и неприязненное отношение со стороны
имперских властей, в середине III в. оно
было запрещено, начались преследования
христиан по всей Римской империи. Христианство,
охватившее вначале низы общества, несмотря
на преследования, постепенно завоевывало
популярность в боле широких кругах, порождая
духовный раскол. Наконец, в 313г., в эпоху
правления императора Константина, христианство
было признано как одна из государственных
религий империи.
Начался разгром языческих
храмов, на время были запрещены Олимпийские
игры. Торжество христианской церкви сопровождалось
гибелью многих памятников античной культуры.
Началось строительство христианских
храмов – базилик. Существовали различные
формы базилик, одной из них была крестообразная.
Наряду с базиликами в раннехристианское
время сооружались культовые здания центрического
типа, в которых нашли свое дальнейшее
развитие античные традиции круглого
храма.
После того как христианство
в 313г. было признано государственной религией,
церковь перестала быть только духовной
общиной, объединяющей собратьев по вере.
В ту эпоху, когда Римская империя стояла
на краю гибели, начался процесс превращения
церкви в политическую силу, «государство
в государстве». Церковь получала в дар
от императоров и римской знати земельные
владения; оформлялась ее внутренняя организация.
После распада Римской империи
на Западную с центром в Риме и Восточную
с центром в Константинополе (Византийская
империя), в Византии в коне IV в. христианство
также было признано государственной
религией.
В IV-V вв. начались расхождения
между западной (католической) и восточной
(православной) церквями. С течением времени
они возрастали, сопровождаясь борьбой
между папой римским и константинопольским
патриархом во имя политического и религиозного
первенства за сферы влияния.
По мере того как росли разногласия
в догматике и обрядах западной и восточной
церквей, Рим превращался в центр западного
христианства. Римские епископы присвоили
себе право называться папами, т.е. главами
церкви. В результате несколько позже,
в VIII в., образовалось Папское государство.
Экономическая мощь церкви возрастала.
Она представляла собой гораздо большую
силу, чем молодая, только зарождающаяся
государственность. Светская власть использовала
авторитет церкви для утверждения своего
престижа. Церковь, видя в государстве
свою опору, тем не менее претендовало
на политическое лидерство. Светская власть
стремилась подчинить себе папство. В
X в. началась борьба за «очищение», за
освобождение от влияния государственной
власти. Одерживая победы в политической
жизни, церковь теряла свой духовный авторитет.
Догматы церкви оспаривались еретиками,
которые считали земной мир творением
не Бога, а дьявола, обителью зла. Отрицая
его ценность, еретики отвергали установления
общества, государства и церкви, призывали
к духовному совершенствованию и полному
преодолению плотских желаний. В XII-XIII
вв. ереси достигли такого размаха, охватив
низы, и верхи общества, что церковь учредила
инквизиционные суды – священные трибуналы,
подчиненные папе римскому. Политическое
могущество церкви было не слишком долгим.
В XIV в. ослабление папства довершилось
великой схизмой. Католическая и православная
церкви превратились в два независимых
и даже враждебных ответвления христианства.
Произошел раскол, который на многие века
предопределил отъединенность от западного
христианства не только самой Византии,
но и ее религиозной преемницы – России.
Вступив в христианский
мир, Русь не только не потерялась, но обрела
в нем через кирилло-мефодиевское наследие
свое собственное лицо. Принятие христианского
наследия нашими предками можно уподобить
обильному весеннему дождю, на который
земля отвечает красотой своего цветения,
благоухания и изобилия. Если хотя бы бегло
взглянуть на те плоды, которые произросли
на отечественной почве в области культуры
благодаря Благой Вести, то невольно поражаешься
как обилию этих плодов, так и их глубинному
значению для самопознания человека. Христианская
вера сформировала картину мира древнерусского
человека. В центре ее находились представления
об отношениях Бога и человека. В русскую
культуру органично вошло представление
о любви как о силе, доминирующей в жизни
людей и в их отношениях с Богом и между
собою. Важнейшая для христианской веры
идея личного спасения ориентировала человека
на самосовершенствование и способствовала
развитию индивидуальной творческой деятельности.
Влияние христианства на
российскую культуру было чрезвычайно
многосторонним. Выше уже говорилось о
воздействии религии на народную, «непрофессиональную»
культуру. Здесь укажем лишь на вклад православия
в становление и развитие «грамотной»
культуры, на формирование древнерусской
литературы.
Когда слышишь словосочетание
«Древняя Русь», то на память приходят
размеренные, торжественные строки былин
и духовных стихов, изумительная по своей
красоте и скромности церковь Покрова
на Нерли, величественный собор Софии
в Киеве. Появление всех этих памятников
связано с принятием православия. Вместе
с христианской верой из Византии и Болгарии
на Русь пришли искусство каменной архитектуры
и иконописи.
Из церковных книг древнерусские
люди узнавали о новых нормах морали и
нравственности, получали исторические
и географические сведения, информацию
о живой и неживой природе (книги «Физиолог»,
«Шестоднев»). Творения «отцов церкви»
— Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Григория
Богослова, Василия Великого, Иоанна Дамаскина,
Иоанна Лествичника и др. — органически
влились в русскую духовную культуру.
Образы, созданные ими, посредством книг
прочно входили в русское искусство и
послужили источником для поэтических
откровений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
Ф.И. Тютчева, А. К. Толстого, А.А. Фета, великого
князя Константина Константиновича (К.
Р.).
Древнерусские люди (даже самые
богатые и знатные) были довольно скромны
в быту. Неприхотливы были их жилища, пища,
которую они употребляли, проста одежда.
Местом красоты был хром — именно там, среди
прекрасных икон и фресок, находила приют
и успокоение душа человека.
Книга для древнерусского человека
была подлинным средоточием духовности,
а «книжник» — переписчик древних рукописей
— центральной фюурой древнерусской духовной
жизни. Переписыванием книг занимались
многие русские святые, например Сергий
Радонежский. Образ древнерусского «книжника»
— летописца — А.С. Пушкин воплотил в образе
монаха Пимена из трагедии «Борис Годунов».
Передавая свой труд Григорию, Пимен называет
основные принципы летописания:
Переводились книги не только
с греческого, но и с латинского, древнееврейского,
болгарского и сербского языков.
Древнеболгарский, или, как
его еще иначе называют, старославянский, язык
лег в основу языка русской культуры —
церковнославянского языка. Многие церковные
рукописные книги, созданные в Древней
Руси, уже сами по себе могут считаться
произведениями искусства. Самой древней
из дошедших до нас книг считается «Остромирово
Евангелие», написанное в середине XI в.
дьяконом Григорием для новгородского
посадника Ост-ромира.
Индуизм
Индуизм — национальная
религия в Индии. Это одна из наиболее
крупных в мире по числу последователей
религия, в настоящее время число индуссов
составляет около одного миллиарда человек.
Начало индуизма относят ко второму тысячелетию
до н.э. Первый этап в его развитии принято
обозначать как ведический — по названию
священных книг Вед, которые, как полагали
жители древней Индии, были даны людям
самими богами. Веды включали религиозные
гимны, молитвенные формулы, магические
заклинания. Число божеств в ведийской
религии очень велико — многие сотни,
это политеистическая религия. Высшие
боги отличались бессмертием и всемогуществом,
и были во многом похожи на людей — могли
быть злыми и благосклонными, хитрыми
и простодушными. Самыми популярными богами
были покровитель воинов Индра, кровожадный
и мстительный Рудра, добрые братья Асвины,
умевший принимать любой облик Вишну,
бог мертвых Яма, бог жрецов и молитвы
Брахма.
Значение Брахмы от века к веку
усиливалось и в первом тысячелетии до
н.э. он стал почитаться как единственный
устроитель вселенной, царь всех богов.
По имени Брахмы древнеиндийскую религию
в этот период называют брахманизмом.
Брахманы учили, что жизнь человека с самого
рождения сопряжена со страданием, поэтому
смерть является освободительницей для
людей, помогая им перейти «из тьмы в свет».
Брахманы же разработали учение о переселении
душ. После смерти, утверждали они, люди
вновь рождаются на Земле в новом облике.
Брахманы сформулировали идею сансары
— бесконечного круговращения жизни,
и кармы - новый облик человека зависит
от его прежних поступков, а современные
действия человека предопределят его
будущее перевоплощение.
В 8 в. до н.э. на основе этих религиозных
идей возник джайнизм. В основе его лежало
представление о том, душа всегда привязана
к телу, а совместным продуктом их деятельности
является карма. Будущая судьба души зависит
от поступков: грех может низвести человека
до перехода в неживую материю, добродетель
— возвысить до воплощения в божестве,
но лучшим исходом является уничтожение
кармы, так как это освобождает душу от
рабства телесного существования. Это
освобождение есть состояние нирваны.
Индуизм представляет собой
семейство самых разнообразных философских
систем и верований, основанных на монотеизме,
политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме
и даже атеизме.
Конфуцианство
Конфуцианство — национальная
религия в Китае. Основоположником ее
был Кун Фу Цзы, а в европейской транскрипции
— Конфуций, живший в 6-5 вв. до н.э. Уже в
детстве он обнаружил тягу к знаниям, хорошо
разбирался в обрядах и церемониях, с любовью
и уважением относился к старшим. Он записал
старинные обычаи, традиционные нормы
поведения, принципы этики. Книги, составленные
Конфуцием и его учениками, уже в древности
считались священными, единственным источником
мудрости. Главное внимание Конфуция было
обращено на проблемы нравственности
и взаимоотношения человека и общества.
Важнейшая добродетель человека, утверждал
он, это почитание родителей и старших
и послушание им, поэтому первая и самая
важная заповедь, данная Конфуцием, гласила:
«почитание родителей и уважение к старшим
является сущностью жизни». Суть второй
заповеди — необходимость для всех исполнять
«ритуал», т.е. следовать установленным
в обществе правилам и обрядам. Только
в этом случае, считал Конфуций, в государстве
может быть покой, порядок и благополучие.
Государство он определил как высшую общественную
ценность, поэтому все усилия народа должны
быть сконцентрированы на том, чтобы государство
существовало и процветало. Во 2 в. до н.э.
конфуцианство становится государственной
религией в Китае. Особенность конфуцианства
в том, что в рамках его не существовало
особой касты жрецов. Все религиозные
церемонии выполняли государственные
чиновники, особо важные — сам император.
Конфуцианство унаследовало от древних
народных культов веру в существование
многих богов, таким образом, это — политеизм.
Тем не менее, следует отметь,
что в наши дни Конфуций, так долго бывший
объектом яростной критики, снисходительного
любопытства или отстраненно-академического
созерцания, снова возвращается в круг
живых учителей человечества. Происходит
это в силу чисто объективных причин. Оказалось,
что наследие Конфуция вовсе не мешает,
а во многих отношениях даже способствует
научно-технической революции в нынешних
восточных обществах, входящих в орбиту
конфуцианской цивилизации. Достаточно
вспомнить поразительные успехи, достигнутые
в последние десятилетия Японией, Тайванем,
Сингапуром, Южной Кореей. Да и в самом
Китае конфуцианство ныне вновь объявлено
основой духовной жизни китайского народа.
Выяснилось, кроме того, что конфуцианство,
уделяющее главное внимание проблеме
человеческого общения и общественного
согласия, способно резко повысить и творческий
потенциал общества, и даже эффективность
новейших технологических систем.