Христанство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:53, реферат

Описание работы

Христианство зародилось в I в. н.э. на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии – спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Образ мессии Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже появились жизнеописания основоположника новой религии - евангелия.

Файлы: 1 файл

Vlianie_khristianstva_na_mirovuyu_kulturu.docx

— 56.08 Кб (Скачать файл)

 

Иудаизм

   Иудаизм — национальная религия Древнего Израиля, возникла во втором тысячелетии до н.э. Иудаизм — это первая в истории монотеистическая религия. Название ее происходит от названия одного из наиболее крупных еврейских племен — племени Иуды. Основные положения иудаизма сводятся к следующему. Есть Бог, он один, и только ему надо молиться. Его имена Яхве, или Иегова, что означает «сущий», «существующий». Бог — без начала и конца, он бестелесен. Он создал Вселенную и управляет ею. Он справедлив и беспощаден, и существует награда добрым и наказание злым. Воскресение из мертвых — истина, и загробная судьба человека находится в зависимости от его поступков при жизни. Бог внимателен как к судьбе каждого человека, так и каждого народа. В качестве «своего» народа Бог избрал еврейский народ. Эта идея обусловила стремление к этнической самоизоляции и сделала невозможным превращение иудаизма в мировую религию. Нравственный идеал основывается на знаменитых 10 заповедях, которые, согласно концепции иудаизма, были даны пророку Моисею самим Богом, и известны как «Завет». Суть их следующая: не поклоняйся другим богам; не делай изображения Бога; не клянись именем Бога; помни день субботний, чтобы думать о Боге; чти отца и матерь твою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не завидуй. Священное писание в иудаизме — Танах, известное в христианстве как «Ветхий Завет». Язык Танаха — иврит, первые записи текстов относятся ко второму тысячелетию до н.э. Наиболее важной частью Танаха являются его первые пять книг, известные как Тора - «Закон». Другая важнейшая книга в иудаизме - Талмуд, это толкование Танаха.

Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида. Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Две расположенные рядом прямоугольные скрижали с закруглённой верхней гранью также являются символом иудаизма, зачастую встречающимся в орнаменте и декорации синагог. Иногда на скрижалях выгравированы 10 заповедей, в полной либо сокращённой форме, либо 10 первых букв еврейского алфавита, служащих для символической нумерации заповедей. 
Библия также описывает знамёна каждого из 12 колен. Поскольку традиционно считается, что современные евреи, в основном, происходят из колена Иуды и существовавшего на его территории Иудейского царства, лев — символ этого колена — также является одним из символов иудаизма. Иногда лев изображается с царским скипетром — символом царской власти, которой наделил это колено в своём пророчестве праотец Иаков.

 

Буддизм

   Буддизм, древнейшая из мировых религий, возник в Индии в 6 в. до н.э. на основе положений индуизма, брахманизма и джайнизма. Основатель буддизма принц Сиддхартха Гаутама получил имя Будда, что означает «просветленный»: на него, гласит легенда, однажды снизошло просветление, и он постиг путь, который может избавить человечество от страданий. Это - сердцевина учения Будды, известное как учение о «четырех благородных истинах».

Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся общими замечаниями.

Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: "Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета". Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока - ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуциантсва в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды - многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, столь благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа. (В Японии - знаменитый "сад камней").

Развитие скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.

Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов - переводчиков, компиляторов, переписчиков.

Вместе с буддизмом в Японию пришла китайская "азбука".

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц - досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства. Суть художественного творчества в дальневосточном регионе прекрасно выражает афоризм Су Ши: "Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет". Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство, причем художники исходят из принципа "природа - мера красоты" в противоположность европейскому "человек - мера красоты".

В буддизме особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова, которое придает его философско-этическим абстракциям эмоциональную убедительность и "достоверность". И вообще для буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова в буддизме неизбежно требовало его реализации в действии, поэтому он очень активно использует различные формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр. Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр "Но", наполнив его своим содержанием.

Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.

Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.

Французский историк Жюль Мишле писал в 1864 году: "На Западе такая теснота! Греция с наперсток - дышать нечем. Иудея высохла, я задыхаюсь. О, дайте мне, дайте надышаться с азийских высот воздухом глубин Востока!"

В начале XX века физика испытывает кризис. Проникнув в глубины бытия физики столкнулись с явлениями микромира не поддающимися обычной логике. Возникли идеи об исчезновении материи. К тому же физические картины кажутся отвлеченными и далекими от реального мира. Поэтому передовые ученые: Эйнштейн, Бор, Шредингер и др. находят опору в древних философских учениях Востока, в частности в буддизме. Они обнаруживают множество параллелей в современной физике и в буддизме, которые не только укрепляют их уверенность в правильности своих теорий, но и одухотворяют эти теории, позволяют приблизить их к повседневной жизни. Эйнштейн называл буддизм единственной религией совместимой с современной наукой.

Буддизм оказал влияние и на становление современного психоанализа (Фромм, Фрейд, Юм).

Главное же влияние Буддизма на культуру, именно в сохранении и развитии вечных идеалов человечества: Истины, Любви и Красоты, без которых невозможно само понятие "культура".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ислам

   Ислам (покорность, вручение себя Богу), самая поздняя по времени возникновения мировая религия, ее последователи мусульмане. Ислам возник в 7 в.н.э. на территории Аравии. Основатель ислама пророк Мухаммед принадлежал к арабскому племени курейшитов, чьим священным городом была Мекка. Именно Мекка впоследствии станет главным городом для мусульман всего мира. Ислам сложился на базе староарабских домусульманских культов и впитал в себя отдельные элементы иудаизма и христианства. Мусульмане верят в единого Бога — Аллаха и его пророка Мухаммеда. Аллах всемогущ и непостижим, его важнейшие характеристики — могущество, величие, милосердие и справедливость.

Ислам учит, что существует божественное предопределение, и каждому человеку Аллах заранее назначил свою судьбу: одним праведную жизнь и последующее райское блаженство, другим — безрассудные и беззаконные поступки и загробные мучения. Но у человека все же есть свобода воли и выбор, поэтому он сам должен отвечать за свои дела. Все поступки человека заносятся ангелами в специальный свиток, после смерти человека этот список будет зачитан, и посмертная участь человека будет в поставлена в зависимость от соотношения плохих и хороших поступков.

Этика ислама не содержит невыполнимых предписаний: надо быть справедливым, щедрым, помогать бедным, платить за добро — добром, а за зло — злом. В число обязательных для мусульманина поступков пятикратные молитвы каждый день, омовение перед молитвой, налог в пользу неимущих, ежегодный пост и паломничество в Мекку. К желательным поступкам относят дополнительные молитвы. К безразличным — еду, сон, вступление в брак. Нежелательным считается стремление к роскоши и чувственным наслаждениям. На некоторые поступки накладывается строгий запрет — есть свинину, пить вино. На базе предписаний и запретов сформировался шариат — свод мусульманских норм, регулирующих жизнь общества и семьи. Священное писание в исламе — Коран, представляющий собой собрание проповедей Мухаммеда, был записан впервые в середине 7 в. Священное предание — Сунна, повествующее о жизни пророка Мухаммеда, было записано в 7-9 вв. Наиболее крупные течения в исламе, влияющие на политическую жизнь общества — суннизм и шиизм. Наибольшее влияние на культурную жизнь оказал суффизм.

Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность.

На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен именно в результате исламизации превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывающаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседний с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.

Эта мощная ассимиляционная волна породила не менее заметный ответный вал, результатом которого было обогащение арабо-исламской традиции за счет многочисленных инокультурных воздействий на нее - в Египте, Месопотамии, Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т.д.

Все эти влияния придали развивавшейся быстрыми темпами арабо-исламской культуре весьма мощные потенции для дальнейшего развития. Они создали основу для того, чтобы средневековая арабо-мусульманская культура стала на некоторое время во главе мировой цивилизации. В средние века европейская культура вступила в полосу заметного упадка. И хотя и в это время христианизированная европейская культура как в католической Западной Европе, так и в православной Византии продолжала существовать и развиваться, блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал ее.

Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в числе которых были и культурные центры средневековой Европы. Это проявилось в математике (арабскими называются заимствованные арабами из Индии цифры, которыми мы пользуемся), в химии, в философии. Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII-XII вв, видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали.

Информация о работе Христанство