Икона как жанр древнерусской живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:17, реферат

Описание работы

Задачи:
Изучить особенности иконы, как жанра живописи.
Проследить поэтапно историю её развития в русском искусстве с X-XV включительно.
Определить роль творчества Феофана Грека в русской иконописи.
Выяснить значение иконописи Андрея Рублёва в становлении жанра

Содержание работы

Введение_______________________________________________________3-4
Глава 1 Открытие русской иконы и ее изучение____________________5-6
1.2 Икона и картина___________________________________________7-10
1.3 Обратная перспектива в иконописи___________________________11-13
1.4 Особенности иконы________________________________________14-15
1.5 Цвет в иконе и его использование____________________________16-17
Глава 2 Этапы развития древнерусской иконы_______________________________________________________18-19
2.1 Творчество Феофана Грека__________________________________21-23
2.2 Творчество Андрея Рублёва__________________________________24-26
Заключение________________________________________________
Приложение________________________________________________28-36

Файлы: 1 файл

Открытие русской иконы и ее изучение 4.doc

— 975.00 Кб (Скачать файл)

Из всех этих работ  сохранился лишь иконостас Благовещенского  собора в Кремле, который создавался в содружестве с Андреем Рублевым и "старцем Прохором с Городца". Феофану Греку принадлежит большинство  икон деисусного ряда: "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст", "Василий Великий".

Однако иконостас имеет  общий замысел, строго гармоническую  композицию, связанную единым ритмом. В центре изображен грозный судья - Спас, восседающий на троне; с обеих сторон к нему подходят святые, которые молят Христа за грешное человечество. Как и прежде, святые Феофана - могучие и каждый индивидуален в своем облике. Но все же в их образах появились новые качества: они более сдержанны, величавы. Больше тепла в образе

Богоматери, мягкости - в  архангеле Гаврииле, спокойствия - в  мудром апостоле Павле.

Иконы отличаются исключительной монументальностью. Фигуры четким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряженно звучат лаконичные, обобщенно-декоративные краски: белоснежный хитон Христа, бархатисто-синий мафорий Богоматери, зеленые одежды Иоанна. И хотя в иконах Феофан сохраняет живописную манеру своих росписей, линия становится четче, проще, сдержанней.

 

Работа в соборе была закончена за один год. Неизвестно, как сложилась в дальнейшем судьба Феофана Грека, какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал как миниатюрист. Где мастер провел последние годы жизни, - неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415  году великого живописца уже не было в живых.

Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его  страстное, вдохновенное искусство  было созвучно мироощущению русских  людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

Вывод:

Феофан Грек прожил на Руси около 30 лет. Более всего  он работал в Москве,  однако, различие его Московских и Новгородских работ разительное. В начале своего творческого пути художник был полон творческих сил, эмоций, темперамента, что мы и замечаем в его ранних работах. Мазки были смелыми, жесткими, экспрессивными. В поздних же работах можно заметить изменение приоритетов, как в философии, так и в живописи. В Московских работах акцент идет больше на одухотворенность, на мысль у персонажей. Краски используются более приглушенные. Силуэты более мягкие.

Но есть все - таки фундаментальные черты творчества великого художника, определяющие его  талант. Все изображения святых  у него строго индивидуальны. У каждого персонажа икон и фресок Феофана свой характер, свои эмоции, свое неповторимое лицо.

Феофан Грек – один из немногих византийских мастеров, чье  имя осталось в истории, возможно, благодаря, тому что, находясь  в расцвете сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Ему то и было суждено сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного ремесла.


 

 

 

 

Андрей Рублёв

(см. Рис 10-13)

Андрей Рублёв (около 1360—1370-родился — 1427-умер, по другим источникам, около 1430, Москва; погребён в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому, в Троице-Сергиевом монастыре, по другим исследованиям, в Андрониковом монастыре. Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московской Руси; он был хорошо знаком также с византийским и художественным южнославянским опытом.

Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в  его нравственные силы, в его способность  к самопожертвованию во имя высоких  идеалов. Это была эпоха возрождения  интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания. Идеалы, воплощенные в творчестве Рублёва, столь высоки, что они были бы чудом, если бы не представляли собой некоего отражения того, что можно было бы наблюдать в действительности. А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и беззаветного служения людям, отечеству, идеалам добра и красоты, создавшим чувство собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем. «Все мысленное, - в произведениях Рублёва, - мнится видением». В ряде произведений мастеру удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные ("Апостол Павел"). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

   В конце 14 — начале 15 веков (по другим исследованиям, около 1412 или около 1427 года).  Лучшее и самое достоверное из произведений Рублева - это знаменитая «Троица». Сергей Радонежский построил в своей обители Троицкий собор, в котором была поставлена затем икона Рублёва «Троица», «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это был призыв к объединению всех русских людей - призыв, опиравшийся на глубокое философское осознание устройства мира, нравственной сплоченности людей. Троичность была для Рублёва не только законом геометрического построения Вселенной, его диалектики, но и идеальным выражением не замкнутой двойною связью любви, и любви разомкнутой, включающей в себя все мироздание. Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник - символ вечности, все объединено в круге. Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как бы «дымом писанных», ложатся отблески небесной голубизны. В нежных ликах ангелов ясно ощущается высокая нравственная сила.

Трое ангелов парят  над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи - лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды. Отблеск голубого цвета - это опрокинутое в человеческой природе небо. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит и надмирное сияние красок. И оттого, может быть, так радостна грусть рублевских ангелов. На творение это легко смотреть. Не случайно и сам Рублев писал свою «Троицу», «неуклонно взирающе на всечестные иконы, наполнялся радости и светлости». В композиции Страшного суда во владимирском Успенском соборе Рублёв точно так же изображает людей как бы в предстоянии перед конечной ответственностью за свою жизнь. Никакой экзальтации - мудрое спокойствие и вместе с тем состояние лицезрения конечной истины человеческой жизни. Глаза рублевских персонажей в Страшном суде видят оценку себе и своей жизни, перед ними раскрыта тайна мира. Поэтому и Страшный суд не страшен, а радостен. Это то чувство, с которым шли или, по крайней мере, могли идти русские люди на Куликово поле. «Все мысленное мнится видением» - видением идеала! Творения Рублева - мечта о лучшем человеке. Одно из самых выразительных и проникновенных произведений- «Спас Вседержитель», в изображении которого мы привыкли видеть суровый и грозный лик. Однако здесь его красивое и правильное лицо имеет выражение мягкой нежности. Душевной доброты и мудрости. Открытый кроткий взгляд, направленный прямо на зрителя, вызывает не страх, а доверие, он полон всепрощающей любви и участия в судьбах людей. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра. Подчёркивающая плавность и мягкость спокойных линий.

После себя Рублёв оставил  своего ученика -Дионисия. Композиции его работ торжественны, краски нежны  и светлы, словно летний день, фигуры грациозно удлинены, лики святых красивы. Произведения Дионисия легки и радостны, они как бы рассчитаны на то, чтобы поведать миру о счастливой Руси, о том, что великая держава готова идти в будущее с надеждами, а не со скорбью в сердце.  Надо сказать, что именно благодаря Дионисию белый цвет обрел свое звучание в древнерусском искусстве.(см. Рис  15-16)

   Вывод

     

В основе творчества Андрея Рублёва лежит  философская концепция, лишенная мрачной  безысходности и трагизма, она  строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. Лейтмотив творчества великого живописца - это душевное согласие, чувство любви. Рублев был гениальным колористом. Краски его предельно светоносны, и фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием, цветовая гамма изыскана и неповторима.      

Оно оказало огромное влияние на все  русское искусство московского  круга вплоть до Дионисия. Для него были характерны тонкие красочные сочетания, в отличие от резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода, и певучая  плавность линий, без ярко выраженного драматического оттенка. Все эти качества прослеживаются и в работах Андрея Рублева. Итак, им были заложены основы московской школы живописи.     

Таким образом, творчество Андрея Рублёва  определило в 15 веке расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Общевизантийские черты стиля раннего 15 века Андрей Рублёв видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублёв сообщает черты, характерные для русского искусства конца 14 - начала 15 веков: линии становятся певучими, ритмы - музыкальными, повороты фигур и наклоны голов - мягкими, одеяния - воздушными, красочная гамма -светлой и нежной. Он также стал создателем иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им, стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века.     

Следовательно, личность и творчество Андрея Рублева оказали существенное влияние на историю русской иконописи, оставив особый след в отечественной истории. Русская иконопись сложилась как особое неповторимое искусство, отличное от всего остального, и в этом заслуга Андрея Рублева. Имя Андрея Рублева навсегда вписано в страницы отечественной и мировой истории, как великого художника.  
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Русская икона имеет богатую историю. С XVI века, она начинает переживать период кризиса, но  она дала жизнь  новому жанру в русском искусстве — светскому портрету, который существует и сейчас. В этом заключается её непреходящие значение. Пережив период подражания Византийской школы, русская икона обрела славянские национальные черты, которые ей мастерски передал Андрей Рублёв.

 

« Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда, когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершенная. Но судить о национальной культуре мы всегда должны, прежде всего, по ее идеалам. Это высшее, что создает национальная культура. Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев - Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Достоевский в своей знаменитой речи о Пушкине сказал: Пушкин «дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отраженные». Эпоха Пушкина была эпохой возвышения национального русского духа после победы над Наполеоном. Эпоха Рублева знаменовала собой грядущее полное освобождение Руси от чужеземной тирании и была ознаменована победой над силами Золотой Орды.» - высказывание академика Дмитрия Сергеевича Лихачова.

 

Икона, как жанр продолжает существовать и поныне, благодаря своему глубокому духовному содержанию. Потому что учит нас высоким человеческим истинам: Доброжелательству, Благородству, Искренности, Любви. К этому жанру обращались, такие художники, как Виктор   Михайлович Васнецов, Кузьма Петров  Водкин и т. д. Кроме отдельный элемент иконографии, развивали в своём творчестве Дмитрий Корин — известный художник XX века. Икона занимала и будет занимать достойное место в современном искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

  1. http://www.ukoha.ru/article/begin/4to_takoe_ikona.htm
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB_%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B0
  3. http://zograf.ru/ikona.htm
  4. http://zograf.ru/obratn_perspect.htm
  5. http://zograf.ru/simvol.htm
  6. http://www.ukoha.ru/article/begin/cvet_v_ikone777.htm
  7. http://zograf.ru/history.htm
  8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1216/%D0%A0%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%95
  9. http://andrey-rublev.ru/
  10. http://www.artvedia.ru/history/24/25

 

  1. Данилова, Г.И 

д18      Мировая художественная культура. От истоков до XVII века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки.

 

 

Рис.1-живописная картина-Художник Татьяна Дерий

      


 

 

 

    

 

  Рис.2-икона с надписью имя того, чей явлен на иконной доске- Была написана Симоном Ушаковым для церкви Григория Неокессарийского в Москве.

        

 

    

 

 

 Рис.3-икона Крещение Господне. Клеймо иконы «Спас Вседержитель на престоле», 1682 г. письма Семена Спиридонова Холмогорца

 

       

Рис 3-9

Творчество Феофана  Грека

 

 

 

 

 

 

3  

Христос Вседержитель.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице,

Информация о работе Икона как жанр древнерусской живописи