История религии: Синтоизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:54, доклад

Описание работы

Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой — лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
Синтоизм……...……………..…………………………………………………....4
История синтоизма…….............…………………………………………….…...6
Синтоизм и буддизм………………...…………………………………..…..…10
Ритуалы и сектантский синтоизм ………………………………………………13
Заключение……………………………………………………..………………...17
Библиографический список…

Файлы: 1 файл

Синтоизм.docx

— 48.68 Кб (Скачать файл)

   Если  человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир  таким, каков он есть, если его поведение  уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к  себе и своей социальной группе. Добродетелью признаётся сочувствие к  окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность  «жить среди людей» — поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество. Порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира и мешает служению ками.

   Душа  человека изначально блага и безгрешна, мир изначально хорош (то есть правилен, хотя вовсе не обязательно благостен), но зло (мага), вторгающееся извне, приносится злыми духами (магацухи), пользующимися слабостями человека, его соблазнами и недостойными помыслами. Таким образом, зло, в представлении синто — это своеобразная болезнь мира или человека. Творение зла (то есть нанесение вреда) для человека неестественно, человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна.

   Так как абсолютного добра и зла  нет, отличить одно от другого может  только сам человек, причём для правильного  суждения ему необходимо адекватное восприятие действительности («сердце, подобное зеркалу») и союз с божеством. Такого состояния человек может  достигнуть, живя правильно и естественно, очищая своё тело и сознание и приближаясь  к ками путём богослужения.

   Объединение

   Становление синто как национальной и государственной  религии японцев относят к  периоду VIIVIII веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения синто была канонизирована система мифологии, в которой на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии, а местные и клановые боги заняли подчинённое положение. Появившийся в 701 году свод законов «Тайхорё» утвердил это положение и учредил дзингикан (досл. «учреждение (по делам) земных и небесных богов») — главный административный орган, в ведение которого входили все вопросы, связанные с религиозными верованиями и церемониями. Был установлен официальный список государственных религиозных праздников.

   Императрица Гэммэй повелела составить свод мифов всех народностей, живущих на Японских островах. По этому приказу в 712 году создается хроника «Записи о деяниях древности», а в 720 — «Анналы Японии». Эти мифологические своды стали основными текстами в синто, некоторым подобием священного писания. При их составлении мифология была несколько подправлена в духе национального объединения всех японцев и обоснования власти правящей династии. В 947 году появился свод «Энгисики» ( «Свод обрядов периода Энги»), содержащий подробное изложение ритуальной части государственного синто — порядок проведения ритуалов, необходимые для них принадлежности, списки богов для каждого храма, тексты молитв. Наконец, в 1087 году был утверждён официальный список государственных храмов, поддерживаемых императорским домом. Государственные храмы были разделены на три группы: в первую входили семь святилищ, непосредственно связанные с богами императорской династии, во вторую — семь храмов, имеющих наибольшее значение с точки зрения истории и мифологии, в третью — восемь храмов наиболее влиятельных клановых и местных богов. 
 
 
 
 
 
 
 

   3.Синтоизм и буддизм

   Уже первоначальное объединение синтоизма  в единую общегосударственную религию  происходило под сильным влиянием буддизма, проникшего в Японию в VI—VII веке. Поскольку буддизм был весьма популярен у японской аристократии, было сделано всё для того, чтобы  не допустить межрелигиозных конфликтов. Сначала ками были объявлены покровителями  буддизма, позже некоторых ками стали  ассоциировать с буддийскими  святыми. В конечном итоге сложилось  представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться  в спасении, которое достигается  в соответствии с буддийскими  канонами.

   На  территории храмовых комплексов синто  стали размещать буддийские храмы, где проводились соответствующие  обряды, буддийские сутры читались и непосредственно в синтоистских святилищах. Особенно влияние буддизма стало проявляться начиная с IX века, когда буддизм стал государственной  религией Японии. В это время в  синтоизм было перенесено множество  элементов культа из буддизма. В  святилищах синто стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались детали ритуалов, ритуальные предметы, архитектурные особенности храмов. Появились смешанные синто-буддийские учения, такие как санно-синто и рёбу-синто, рассматривающие ками как проявления буддийского Вайрочаны — «будды, пронизывающего всю Вселенную».

   В идейном отношении влияние буддизма проявилось в том, что в синто  появилась концепция достижения гармонии с ками через очищение, под которым понималось устранение всего лишнего, наносного, всего  того, что мешает человеку воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Сердце человека, который  очистился, подобно зеркалу, оно  отражает мир во всех его проявлениях  и становится сердцем ками. Человек, обладающий божественным сердцем, живёт  в гармонии с миром и богами, а страна, где люди стремятся к  очищению, благоденствует. При этом, с традиционным для синто отношением к ритуалам, на первое место ставилось  реальное действие, а не показное религиозное  рвение и молитвы:

   «Можно  сказать, что человек обретёт  согласие с божествами и Буддой, если сердце его будет прямым и  спокойным, если сам он будет честно и искренне уважать тех, кто выше его, и проявлять сострадание  к тем, кто ниже его, если он будет  считать существующее существующим, а несуществующее — несуществующим и принимать вещи такими, какие они есть. И тогда человек обретёт защиту и покровительство божеств, даже если он не совершает молитв. Но если он не прям и не искренен, небо покинет его, даже если он будет молиться каждый день».

   Синтоизм  и японское государство

   Несмотря  на то, что буддизм оставался государственной  религией Японии вплоть до 1868 года, синтоизм не только не исчез, но и всё это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей японское общество. Несмотря на уважение, оказываемое буддийским храмам и монахам, большинство населения Японии продолжали исповедовать синто. Миф о прямом божественном происхождении императорской династии от ками продолжал культивироваться. В XIV веке он получил дальнейшее развитие в трактате Китабатакэ Тикафуса «Дзинно сётоки» (дзинно: сё:то:ки, «Запись подлинной родословной божественных императоров»), где утверждалась избранность японской нации. Китабатакэ Тикафуса утверждал, что ками продолжают жить в императорах, так что управление страной происходит в соответствии с божественной волей.

   После периода феодальных войн объединение  страны, проведённое Токугавой Иэясу и установление военного правления привело к усилению позиций синто. Миф о божественности императорского дома стал одним из факторов, обеспечивающих целостность объединённого государства. Тот факт, что страной император фактически не управлял, не имел значения — считалось, что японские императоры поручили управление страной правителям клана Токугава. В XVII—XVIII веках под воздействием трудов многих теоретиков, в том числе последователей конфуцианства, сложилось учение кокутай (буквально — «тело государства»). Согласно этому учению, ками живут во всех японцах и действуют через них. Император — живое воплощение богини Аматэрасу, и должен почитаться наравне с богами. Япония — государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора — родительская любовь к подданным. Благодаря этому японская нация является избранной, превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение.

   После восстановления императорской власти в 1868 году император был немедленно официально провозглашён живым богом на Земле, а синто получило статус обязательной государственной религии. Первосвященником был также император. Все храмы синто были объединены в единую систему с чёткой иерархией: высшее положение занимали императорские храмы, в первую очередь — храм Исэ, где почитали Аматэрасу, затем государственные, префектурные, уездные, деревенские. Когда в 1882 году в Японии была установлена свобода вероисповедания, синто, тем не менее, сохранило статус официальной государственной религии. Её преподавание было обязательным во всех учебных заведениях. Были введены праздники в честь императорской фамилии: день вступления императора на престол, день рождения императора Дзимму, день памяти императора Дзимму, день памяти отца правящего императора и другие. В такие дни в учебных заведениях исполнялся ритуал поклонения императору и императрице, проходивший перед портретами правителей с пением государственного гимна.

   Государственный статус синто утратило в 1947 году, после принятия новой конституции страны, сформированной под контролем оккупационных американских властей. Император перестал считаться живым богом и первосвященником, оставшись лишь в качестве символа единства японского народа. Государственные храмы утратили поддержку и особое положение. Синтоизм стал одной из религий, распространённых в Японии. 
 
 
 
 

   4.Ритуалы и сектантский синтоизм

   В основе синтоистского культа лежит  почитание ками, которому посвящается храм. Для этого отправляются ритуалы, имеющие целью установление и поддержание связи между верующими и ками, развлечение ками, доставление ему удовольствия. Считается, что это позволяет надеяться на его милость и защиту.

   Система культовой обрядности разработана  довольно скрупулёзно. Она включает обряд единичной молитвы прихожанина, его участие в коллективных храмовых действах — очищения (хараи), жертвоприношения (синсэн), молитвы (норито), возлияния (наораи), а также сложные ритуалы храмовых праздников мацури.

   Молитвенный обряд, который совершается приходящими  в храмы, очень прост. В стоящий  перед алтарём деревянный решётчатый ящик бросают монету, затем, встав  перед алтарём, «привлекают внимание»  божества несколькими хлопками в  ладоши, после чего молятся. Индивидуальные молитвы не имеют установленных  форм и текстов, человек просто мысленно обращается к ками с тем, что желает ему сказать. Характерно, что обычный  верующий свои молитвы вслух не произносит — молиться вслух может только священник, когда совершает «официальную»  ритуальную молитву.

   Основным  способом общения с ками для синтоиста  является вознесение молитвы при  посещении храма. Ещё перед тем, как войти на территорию храма, верующий должен привести себя в подобающее состояние: внутренне подготовиться  к встрече с ками, очистить свой ум от всего суетного и недоброго. Согласно представлениям синто, смерть, болезнь и кровь нарушают чистоту, которая необходима для посещения  храма. Поэтому больные, страдающие от кровоточащих ран, а также пребывающие  в скорби после смерти близких  не могут посещать храм и участвовать  в религиозных церемониях, хотя им не возбраняется молиться дома или  где-либо ещё.

   Синто не требует от верующего непременного частого посещения храмов, вполне достаточно участия в больших  храмовых праздниках, а в остальное  время человек может молиться дома или в любом другом месте, где сочтёт правильным. Для домашнего вознесения молитвы устраивается камидана — домашний алтарь. Камидана представляет собой небольшую полочку, украшенную ветками сосны или священного дерева сакаки, в доме помещаемую обычно над дверью комнаты для гостей. На камидана ставят талисманы, купленные в храмах, либо просто таблички с именами божеств, которым поклоняется верующий. Туда же ставятся подношения: обычно это сакэ и рисовые лепёшки. Моление производится так же, как в храме: верующий встаёт напротив камидана, совершает несколько хлопков в ладоши для привлечения ками, после чего про себя общается с ним.

   Обряд хараи(очищение) состоит в омовении водой рта и рук. Кроме того, существует процедура массового омовения, заключающаяся в обрызгивании верующих солёной водой и обсыпании солью. Обряд синсэн — это подношение храму риса, чистой воды, рисовых лепёшек («моти»), разнообразных подарков. Обряд наораи обычно состоит в совместной трапезе прихожан, съедающих и выпивающих часть съедобных жертвоприношений и таким образом как бы прикасающихся к трапезе ками.

   Ритуальные  молитвы — норито, — читаются жрецом, который как бы выступает посредником между человеком и ками.

   Особой  частью синтоистского культа являются праздники — мацури. Они устраиваются раз или два в год и обычно связаны либо с историей святилища, либо с мифологией, освящающей события, приведшие к его созданию. В подготовке и проведении мацури участвует много людей. Для того чтобы организовать пышное торжество, собирают пожертвования, обращаются к поддержке других храмов и широко используют помощь молодых участников. Храм убирают и украшают ветками дерева «сакаки». В больших храмах определённая часть времени отводится для исполнения священных танцев «кагура».

Информация о работе История религии: Синтоизм