Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:01, реферат
Традиционно исповедуемый в Европе, католицизм даже после Реформации занимает ведущее положение в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше и Литве. Значительное влияние католическая церковь имеет в Западных и Южных землях Германии, Южных провинциях Нидерландов, Западных областях Украины и Белоруссии; католические общины с различной степенью влияния существуют и в других странах Европы. Вне континентальной Европы особую приверженность католицизму сохранили Мальта и Ирландия. Католические приходы действуют во многих крупных городах России. Господствующее положение католическая церковь занимает в странах Центральной и Южной Америки (кроме бывших британских колоний).
Определение католицизма
Раскол христианской Церкви на Западную (Православную) и Восточную (Католическую)
Общие особенности католицизма
Католические храмы
Таинства Католической Церкви
Отличия католицизма от православия
Сходство и отличие католицизма от протестантизма
Церковная организация. Ватикан
Контрреформация
Катехизис (основные положения католицизма)
Католическая месса (литургия), ее составляющие.
Праздники Римско-католической церкви
Выводы
Заключение
Католический культ
К особенностям католицизма относится
более развитый, чем в других христианских
направлениях, культ Девы Марии. В
рамках этого Культа были разработаны
и провозглашены отсутствующие
в протестантизме и православии
догматы: в 1854 - о непорочном зачатии
Марии ее матерью Анной, в 1950 - о
телесном вознесении Богородицы на небо;
в 1964 папа Павел VI провозгласил ее Матерью
Церкви. Культ Марии получил широкое
распространение среди
Католический культ Богородицы выражается в различных формах: в розарии (в посвященных ей специальных молитвословиях), в так называемых «марийных» празднествах, в связанных с ее образом святынях, в посвящаемых ей летних паломничествах и т. д. В католицизме Мария выступает в качестве попечительницы семей, в то время как в русском православии она - покровительница земледельцев.
Церковь видит пресвятую Матерь
Божию в истории человечества
и в сегодняшних сложных
Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки «одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.
Католические храмы
Готический стиль в
Центрами католического культа являются прежде всего храмы, которые возводятся обычно на основании, имеющем форму креста. Эта форма должна напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляющего людей к тихой пристани Царства Небесного. Используются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг-символ вечности и звезда (чаще всего восьмиугольник) - небесное светило, указывающее человеку путь к совершенству.
Общее устройство католических храмов
отличается от православных тем, что
их главная часть обращена на Запад,
что символизирует признание
расположенного в западной части
Европы Рима столицей вселенского христианства,
а епископа этого города - Папы Римского
- главой всей христианской церкви. Святых
престолов в католическом храме
разрешается устанавливать
Католические храмы обычно украшают живописные изображения, мозаики, скульптуры, рельефы и витражи с образами Христа, Богоматери, святых. Во всех католических храмах вдоль стен обязательно располагается так называемых «Крестный путь» - 14 картин или рельефов, изображающих этапы крестных страданий Христа.
Иконы в католических храмах почитаются, как и в православных, но характер «римской» - преимущественно итальянской - живописи отличается от восточно-христианской. В западной живописи большее значение придается внешней форме, за счет этого менее строго выдерживается сугубо христианская идея. Неземной мир святых изображается в ней более похожим на земной со всеми его волнениями и страстями.
Таинства Католической Церкви
Таинства - это священнодействия, установленные самим Христом, это основные чинопоследования Церкви в главных жизненных ситуациях ее членов. Они являются благодатными стимулами для того, чтобы человек исполнял свой долг по отношению к Богу, являются источником благодати, поддерживают веру и нравственные поступки.
От слова таинство образуется прилагательное таинственный (с ударением на первый слог!); оно может быть заменено синонимом сакраментальный. Область богословия, исследующая таинства, называется сакраментологией.
Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак. Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.
Согласно вере Церкви, таинство совершается ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя -- епископа или священника.
Крещение
Согласно учению Церкви, при крещении
человек приобщается к
Католическая Церковь, как и Православная, предписывает верующим крестить детей вскоре после рождения. Крещение, таким образом, происходит по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее христианское воспитание ребёнка. Поэтому в тех случаях, когда родители недостаточно готовы к этому, католический священник может отложить крещение, если жизни младенца ничто не угрожает. Взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к таинству, т. е. пройти катехизацию.
Её сроки неодинаковы в разных поместных Церквах (в России -- один год), а в некоторых случаях устанавливаются индивидуально. За время катехизации кандидату (именуемому катехуменом, или оглашаемым) надлежит изучить основы веры и убедиться в серьёзности своего намерения войти в Церковь. Существуют особый обряд вступления в число катехуменов Церкви, ритуалы испытаний -- скрутиний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать христианином. Перед крещением он публично отрекается от сатаны и зла и заявляет о своём намерении исповедовать христианскую веру. Обычно крещение совершает священник, но в случае необходимости это может сделать и любой верующий.
Миропомазание, или конфирмация
Слово конфирмация в переводе с
латинского языка означает «утверждение»,
«укрепление», так как, согласно учению
Церкви, через это таинство христианин
укрепляется силой Святого
Евхаристия
Таинство евхаристии, или причащения, было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере и заповеданное Им Церкви. Суть его заключается в воспоминании крестной жертвы Иисуса, в приобщении верующих всей полноте Его Божества и Человечества через вкушение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Евхаристия считается в Католической Церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих. Евхаристическое богослужение -- месса -- совершается в Церкви постоянно (в большинстве приходов ежедневно). Тело Христово всегда присутствует на алтаре каждого храма в дарохранительнице. Все другие таинства католики стараются по возможности соединять с евхаристическим богослужением.
В отличие от Православной Церкви, использующей для евхаристии квасной хлеб (т. е. выпеченный из заквашенного теста), Латинская использует пресный хлеб. В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя Церковь признавала оба вида хлеба.
В Православной Церкви детей начинают
причащать с младенческого
В латинском обряде первое причастие -- настоящий праздник для каждого ребёнка и всей его семьи. Обычно в приходах первое причастие детей происходит в определённый день года и в торжественной обстановке. Существенным отличием евхаристических богослужений латинского обряда на протяжении многих веков являлось причащение мирян только Телом Христовым, т. е. хлебом. Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) причащалось лишь духовенство. Подобный порядок сохраняется в значительной части приходов до сих пор. Этот обычай, утвердившийся в Католической Церкви в эпоху позднего Средневековья, в последнее время пересматривается. Постепенно возвращаются к древней практике причащения. Церковь, не считая возможным поспешно нарушать традиции, оставляет это на усмотрение местных церковных властей.
Причащение мирян Телом и Кровью Христовыми практикуется сейчас во многих приходах, особенно на мессах в малых общинах. Считая евхаристию центром духовной жизни христианина, Католическая Церковь побуждает верующих к частому (и даже ежедневному) причащению. Она не предписывает каких-либо жёстких правил подготовки к нему. В прежние времена католики, подобно православным, соблюдали евхаристический пост -- воздержание от пищи и питья перед причащением с полуночи. В середине XX столетия Католическая Церковь, принимая во внимание изменившиеся ритм и условия жизни людей, постепенно свела евхаристический пост до одного часа перед причащением. Было также введено в обиход служение вечерних месс, что позволяет верующим участвовать в евхаристии в будни после работы. Это особенно важно в те церковные праздники, которые приходятся на рабочие дни.
Покаяние
Согласно католическому учению, в таинстве покаяния верующий по милосердию Божью получает отпущение грехов, а также примиряется и воссоединяется с Церковью, от которой отдаляет христианина каждый совершённый им тяжкий грех. Властью, полученной от Самого Христа, священник отпускает грехи тому, кто искренне кается в них. Таким образом верующий получает даруемое Богом прощение, избавляется от вечного наказания за тяжкие грехи и приобретает благодать для борьбы с искушениями. Для Католической Церкви исповедь -- не автоматически действующее средство очищения от грехов. Иногда ошибочно полагают, что достаточно рассказать священнику о своём грехе, и Бог сразу же простит его.
Таинство покаяния, согласно католическому учению, действенно лишь когда верующий искренне сожалеет о своих проступках и твёрдо намеревается впредь избегать всякого добровольного греха. Другим важным условием является так называемое удовлетворение за грехи Богу и ближнему. Это посильное возмещение ущерба, причинённого другим людям, а также исполнение наложенного священником условного наказания -- епитимий (как правило, молитвы или дела милосердия). Грешник исповедуется перед Самим Богом, Тем Единственным, от Кого он может получить прощение; священник же -- только свидетель исповеди.
Традиционное устройство исповедальни, когда кающийся отделён от священника перегородкой, помогает ему ощутить, что обращается он не к человеку, а к Богу. Однако исповедь перед священником даёт верующему возможность получить у него духовный совет, помогающий будущему совершенствованию христианина. Поэтому в последнее время во многих храмах оборудуют специальные комнаты для исповеди, и кающийся сам выбирает, как ему исповедоваться: стоя на коленях за перегородкой или сидя напротив священника. В наглухо закрытом от внешнего мира и надёжно отгороженном от священника средневековом конфессионале грешник вполне мог рассчитывать остаться неузнанным.
Но в любом случае важнейшей обязанностью католического священника является сохранение тайны исповеди, нарушать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. За нарушение священником тайны исповеди церковное право предписывает отлучение от Церкви. С таинством покаяния теснейшим образом связана практика предоставления индульгенций, учение о которых -- специфическая особенность католического богословия. Оно всегда вызывало много споров и кривотолков и хотя бы поэтому нуждается в пояснении. Согласно католическому вероучению, отпущение грехов означает снятие вины за них, дающее раскаявшемуся возможность воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения после смерти (если речь идёт о тяжких грехах).
Информация о работе Католицизм как ветвь мирового христианства