Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:01, реферат
Традиционно исповедуемый в Европе, католицизм даже после Реформации занимает ведущее положение в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше и Литве. Значительное влияние католическая церковь имеет в Западных и Южных землях Германии, Южных провинциях Нидерландов, Западных областях Украины и Белоруссии; католические общины с различной степенью влияния существуют и в других странах Европы. Вне континентальной Европы особую приверженность католицизму сохранили Мальта и Ирландия. Католические приходы действуют во многих крупных городах России. Господствующее положение католическая церковь занимает в странах Центральной и Южной Америки (кроме бывших британских колоний).
Определение католицизма
Раскол христианской Церкви на Западную (Православную) и Восточную (Католическую)
Общие особенности католицизма
Католические храмы
Таинства Католической Церкви
Отличия католицизма от православия
Сходство и отличие католицизма от протестантизма
Церковная организация. Ватикан
Контрреформация
Катехизис (основные положения католицизма)
Католическая месса (литургия), ее составляющие.
Праздники Римско-католической церкви
Выводы
Заключение
Содержание:
Католицизм (от греч. кatholikos - всеобщий, вселенский) является одним из важнейших, наряду с православием и протестантизмом, направлений в христианстве, а по числу последователей (около 1 млрд человек) занимает первое место в мире.
Традиционно исповедуемый в Европе, католицизм даже после Реформации занимает ведущее положение в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше и Литве. Значительное влияние католическая церковь имеет в Западных и Южных землях Германии, Южных провинциях Нидерландов, Западных областях Украины и Белоруссии; католические общины с различной степенью влияния существуют и в других странах Европы. Вне континентальной Европы особую приверженность католицизму сохранили Мальта и Ирландия. Католические приходы действуют во многих крупных городах России. Господствующее положение католическая церковь занимает в странах Центральной и Южной Америки (кроме бывших британских колоний). В США наиболее высокий процент католиков в штатах так называемой Новой Англии. В Азии влияние католицизма в наибольшее степени проявляется на Ближнем Востоке, особенно в Ливане, где сохранились древние церковные общины, заключившие в XVI-XVII вв. союзы с католической церковью. Католические общины существуют также в Индии, Вьетнаме, Китае и особенно много их на Филиппинах. В Африке католицизм сохраняет свои позиции в Габоне, Конго, Заире, Анголе, Мозамбике.
Католическое вероучение и Католическая
Церковь формировалась
Доктрина католицизма
Огромную роль в деле идеологического обоснования устоев католицизма сыграл знаменитый схоласт Фома Аквинский. В XIII в. он выполнил ту же апологетическую по отношению к католицизму роль, что и его предшественник в V в. В догматике причисленного впоследствии к лику святых Фомы Аквинского Католическая Церковь представала как божественная по своему происхождению иерархическая организация во главе с наделенным неограниченной властью Римским Папой.
Современный католицизм - крупнейшее и наиболее распространенное направление в христианстве (свыше 1 млрд последователей). Католическое вероисповедание широко распространено среди населения Италии, Испании, Бельгии, Франции, Австрии, Польши, Словакии, Венгрии, Хорватии, Литвы, Восточной Латвии, Латинской Америки, США. На территории СНГ последователи католицизма проживают в основном в западных областях Украины и Белоруссии. С начала 1990-х годов постоянно возрастает количество католических приходов и в России.
Раскол христианской Церкви на Западную (Православную) и Восточную (Католическую)
Римская империя в дохристианский и христианский периоды резко разделялась на две половины - восточную и западную. Такое разделение объяснялось разнородностью населения частей: в первой преобладало население греческое, а во второй - латинское или олатинившееся. Христианская Церковь, распространившаяся во всей Римской империи, из-за множества различий в характере, нравах народа также заметно распадалась на две половины - Восточную и Западную. Главной причиной раскола христианства является политическая борьба духовенства за сферы влияния (влияния как своей Церкви, так и личного). Неудивительно, что раскол начинается именно во время процесса утверждения христианства в западной и восточной Европе, а заканчивается к тому времени, когда соединение церковной и государственной политики (особенно в странах западной Европы) становится наиболее сильной.
Однако имеется один немаловажный
фактор, сыгравший определенную роль
в расколе Церквей. Это - различие
в понимании христианства, связанное
с различием менталитета
С самых первых времен христианства был ряд особенностей, отличавший их друг от друга. Наиболее заметным было отличие во взглядах на церковное просвещение. Восточная Церковь, допуская участие разума в деле веры, раскрывала и уясняла основы христианского вероучения путем познания и теологических дискуссий. Западная, отрицая участие разума в деле веры, вообще не интересовалась отвлеченными богословскими вопросами, но много внимания уделяла внешней стороне веры: обрядам, дисциплине, отношению Церкви к государству и обществу и т.п.
Восточную и Западную Церкви долгое время связывало единство веры, таинств и всего церковного устройства. Но Западная Церковь в течение нескольких веков допускала у себя нововведения в догматической, обрядовой и канонической областях. Так, в VI-XI вв. утвердилось учение о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Подобного рода учения Восточная Церковь признавала еретическими.
Обряды Западной Церкви также во многом отличались от восточных: пост в субботу, совершение евхаристии пресным хлебом, совершение миропомазания одними епископами, целибат и т. д.
В середине IX в. ситуация была такой, что для окончательного разделения Церкви нужен был только повод.
Византийской империей с 842 г., в связи с тем, что император Михаил Ш был слишком молод, управляли его мать Феодора, восстановившая почитание икон, и его дядя, кесарь Варда. Кесарю хотелось править единолично, и он воспользовался своим влиянием на молодого императора, воспитателем которого он был. Варда уговорил его заключить Феодору в монастырь, но этому воспротивился патриарх Игнатий; возведенный в 847 г. на патриарший престол Феодорой, он часто обличал Варду в безнравственном образе жизни. Варда добился заключения Феодоры в монастырь, он также сумел низложить и заточить патриарха в 857 г. Место Игнатия занял Фотий.
Назначение Фотия у многих вызвало недовольство, так как он до того, как стать патриархом, был светским человеком и только перед самым рукоположением в течение пяти дней прошел все низшие церковные степени.
Папа увидел в Фотии решительного противника своим притязаниям на главенство в Церкви.
В 862 г. Папа созвал в Риме собор, на котором предал проклятью Фотия и восстановил Игнатия. Но этим он не ограничился и разослал послание ко всем восточным епископам, приказывая им, прекратив общение с Фотием, восстановить отношения с Игнатием. В Константинополе на призывы папы никто не откликнулся. Император написал ему резкое письмо, в котором заявил, что папа вмешивается не в свое дело и что константинопольская Церковь не признает за ним права быть главой и судьей Вселенской Церкви. Папа ответил таким же резким письмом, и разрыв между Церквами обозначился четче.
С этого времени обострилось
противостояние двух Церквей, усилились
обвинения в адрес соперника.
Догматические разногласия
1). Восточная Церковь признавала
происхождение Святого Духа
2). Каждая из Церквей стала
оспаривать легитимность
Папа всеми силами старался восстановить
свое влияние. Константинопольскому патриарху
принадлежали тогда некоторые земли
в Южной Италии, в этих церквах
папа старался установить свое влияние.
Патриарх, в свою очередь, закрыл в
Константинополе латинские
Это послание произвело большое
волнение в Риме. Папа написал в
ответ, что апостольскую кафедру
никто из смертных не имеет права
судить, что Константинопольский
патриарх должен относиться к ней
с почтением. Так как византийский
император также хотел
Император и папа хотели упрочить мир между Церквами, и для этого папа прислал в Константинополь своих легатов. Но они проявили явное неуважение к Михаилу Кируларию (патриарху), поэтому он напрочь отказался вести с ними переговоры. Легаты не стали обращать на это внимания и под предлогом примирения Церквей начали действовать в Константинополе в пользу римской кафедры. Более того, они написали акт отлучения патриарха и всей Греческой Церкви, обвинив ее во всех возможных ересях. Этот поступок вывел из себя как патриарха и духовенство, так и всех греков.
В 1054 г. Михаил Кируларий созвал в Канстантинополе собор, на котором предал проклятию папских легатов. С этого времени во всех Восточных Церквах перестали поминать папу при богослужении, и Западная Церковь окончательно отделилась от Восточной. Появилась Православная (то есть правильно славящая Бога) и Католическая (Вселенская) церкви.
Общие особенности католицизма
Католическое вероучение основывается на Священном Писании и на Священном Предании. Согласно католицизму, передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов-учеников Христа, но оно, Откровение, и в наши дни может углубляться благодаря правильному его постижению. Епископ Рима, он же Римский Папа (греч. «папас» - «отец»), являющийся, согласно католическому учению, наместником Христа на Земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов - наследников апостолов - совместно создают церковное учение, обладающее статусом «истинности». Этим Католическая Церковь обосновывает правомерность принятия главой церкви и соборами новых догматов и прочих дополнений и изменений, которые должны восприниматься так же, как и Откровение самого Бога.
Как и в православии, в католической ветхозаветной части Библии на 11 книг больше, чем в иудейском тексте (50, а не 39). Однако в то время, как православные включают эти 11 книг в качестве неканонических - душеполезных, но не «богодухновенных», католики приравнивают эти книги к остальным каноническим частям Ветхого Завета и признают их «богодухновенными». Все книга, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата), рассматриваются в качестве канонических. Священное Предание представляет собой собрание решений церковных соборов (двадцати одного, в том числе 7 - состоявшихся до разделения церквей и остальных 14 - собственно Католической Церкви), сочинения отцов Церкви, послания римских пап и т. п. В целом католицизм относит к Священному Преданию значительно больше материалов, чем православие.
Признавая Никео-Константинопольский Символ Веры, принятый на вселенских соборах 325 и 381 гг., другие решения первых семи общехристианских соборов, Католическая Церковь ввела ряд новых догматов. На Толедском соборе в 589 г. в символ веры она внесла добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына.
Признавая основой спасения веру и
добрые дела, католическое вероучение
провозглашает церковь
Информация о работе Католицизм как ветвь мирового христианства