Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:43, контрольная работа
1. Миф как исторически первая форма осмысления мира.
2. Универсальность мифа. Мифологическое сознание в XX веке.
3. Сущность религии. Роль религии в генезисе культуры.
Содержание
1. Миф как исторически
первая форма осмысления мира.
2. Универсальность мифа. Мифологическое сознание в XX веке. 8
3. Сущность религии. Роль
Миф как исторически первая форма осмысления мира.
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения
душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое
абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он
представляет собой
бессознательное смысловое
непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф
выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к
тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую
(ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа
выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ -
демонов и богов.
В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и
другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях
древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах,
искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово
"миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание",
"сказание"[1].
Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении
философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих
ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во
взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.
1. 1. Понятие
мифа и мифологии и их
Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом
культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к
знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную
роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки
и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность
регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной
действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в
современной культуре создает средства и способы символического мышления, он
способен ценности современной культуры интерпретировать через идею
"героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное
и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам
культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать
несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.
В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и,
следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости,
что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя
явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой
почве становится возможной
конкретно-чувственная
один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и
примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в
язычестве[2]. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее
характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного
архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей,
обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять
тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно,
подчеркивать и даже выпячивать.
Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который
можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии
общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие
вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную
часть мифологии составляют космологические мифы.
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям.
Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание
животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения,
образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились
зачатки знаний, религиозных верований.
Для
первобытного сознания
действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к
выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между
миром и человеком.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается
мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах
представления тесно переплетаются с обрядами.
Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь
знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об
арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их
героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике
оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что
в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат
различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что
удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического
развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех
известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной
мере повторяются в мифологических циклах разных народов[3].
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет
происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание
явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы,
общества и человека[4]. Миф возник из потребности древних людей в осознании
окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято
выделять несколько важнейших циклов. Назовем их[5]:
- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,
- антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и
человеческого общества,
- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или
иных культурных благ,
- эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.
Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы
развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов
космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых
разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец
создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром
бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного
человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания
добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении
человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество
овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем
- иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.
Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее,
двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде",
"предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома,
корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать,
различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил
государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку
огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит
страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую
вновь.
Эсхатологические
мифы повествуют о судьбе
"конца света"
и наступлении "конца времен".
Наибольшее значение в
историческом процессе сыграли эсхатологические представления,
сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе
пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия,
подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники
будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
Сказанного
достаточно, чтобы подтвердить
мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения,
природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам
способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом
отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности
отличают мифологическое сознание?
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной
стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное,
единое.
В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно,
персонифицировано, одушевлено.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой,
действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало",
"первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о
течении времени.
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он
объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[6].
Какую
же роль играли мифы и
общества и человеческой культуры?
Они
по своему объясняли мир,
Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между
прошлым, настоящим и будущем человечества,
Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому
накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
Универсальность мифа. Мифологическое сознание в XX веке.
Современная наука видит в мифах не плод фантазии или интеллектуальную схему, но акцентирует их действенную природу и ценностный характер. Касаясь проблемы так называемого мифологического мышления, можно с полной определенностью утверждать: для того, чтобы впасть в мифологию, совершенно не обязательно обладать каким-то особым типом мышления. Мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей, в механизмах социальной регуляции поведения, формах и способах мировидения. Носителями политических мифов вполне могут быть и современные образованные люди.
Говоря о месте мифа в культурной традиции и о психологии мифа, мы прежде всего должны определить, что нас интересуют не сами мифы как определенные представления, верования или повествовательные тексты, но то, как мифы воплощаются в ритуальных практиках, религиозных или морально-этических системах либо повседневных регламентациях поведения.
Надо отчетливо понимать, что миф для носителя традиции и миф для постороннего наблюдателя (в частности, и для ученого исследователя) - это две принципиальные разные вещи. И для постижения психологии мифа важно не столько то, что представляет собой сам миф, сколько то, чем он является для носителя традиции. Своеобразный конфликт внешнего и внутреннего восприятия мифа обусловлен тем, что сторонний наблюдатель видит несоответствие мифа реальности, носитель же традиции не сравнивает миф с реальностью, а стремится воплотить его в ней; миф для него более важен и обладает большей ценностью, чем реальность. Последней еще предстоит уподобиться мифу; она еще просто недостаточно совершенна для этого. В пределе миф упраздняет реальность и создает на ее место новую, куда более совершенную и привлекательную.
Для носителя традиции миф является также объектом веры, и как таковой не нуждается в верификации; скорее, наоборот, миф всячески оберегается от тех явлений действительности, которые могли бы посеять в нем сомнение. Мифологический объект выше критики, выше всего, что окружает человека в повседневной жизни, и в то же время он придает ей смысл и приобщает к сакральным ценностям. Таким мифологическим объектом в архаическом обществе могут быть сверхъестественные существа, духи умерших предков, позднее - Бог с окружающими его небесными силами. В политической мифологии ХХ в. это вожди, лидеры наций, а также такие собирательные образы, как Родина, партия, народ.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Религия и мифология"