Контрольная работа по дисциплине "Религия и мифология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

1. Миф как исторически первая форма осмысления мира.
2. Универсальность мифа. Мифологическое сознание в XX веке.
3. Сущность религии. Роль религии в генезисе культуры.

Файлы: 1 файл

Тане Контрольная Работа Культорология.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

 

1. Миф как исторически  первая форма осмысления мира.                     2

 

 

2. Универсальность мифа. Мифологическое  сознание в XX веке.          8

 

 

3. Сущность религии. Роль религии  в генезисе культуры.                       11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миф как исторически  первая форма осмысления мира.

 

  Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения

душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда  миф  утрачивает  свое

абсолютное  господство.  Всеобщая  сущность  мифа  состоит  в  том,  что  он

представляет собой  бессознательное смысловое породнение  человека  с  силами

непосредственного бытия, будь  то  бытие  природы  или  общества.  Если  миф

выступает как единственная форма культуры,  то  это  породнение  приводит  к

тому, что человек не отличает смысл  от  природного  свойства,  а  смысловую

(ассоциативную) связь  от причинно-следственной. Все одушевляется, и  природа

выступает как мир  грозных, но родственных человеку мифологических существ  -

демонов и богов.

       В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские  и

другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы  о  деяниях

древних богов и героев -  Зевсе,  Апполоне,  Дионисе,  Геракле,  аргонавтах,

искавших "золотое  руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само  слово

"миф" имеет древнегреческое   происхождение  и  означает  именно  "предание",

"сказание"[1].

       Особенно  сильно  значение   мифологии   проявляется   при   изучении

философских  понятий  и   исторически   сложившейся   системы   человеческих

ценностей. Это определяет необходимость изучения  мифологии  всесторонне  во

взаимосвязи ее с другими  науками и философскими понятиями  и категориями.

 

 

 

 

1. 1. Понятие  мифа и мифологии и их значение  в жизни человека

 

       Миф - наиболее древняя система ценностей.  Считается,  что в целом

культура движется от мифа к логосу,  то  есть  от  вымысла  и  условности  к

знанию, к закону. В  этом плане в современной культуре миф  играет  архаичную

роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.  Развитие  науки

и   цивилизации   часто   обесценивает   миф,   показывает    неадекватность

регулятивных функций  и ценностей мифа, сущности современной  социокультурной

действительности. Однако, это не  значит,  что  миф  исчерпал  себя.  Миф  в

современной культуре создает  средства и способы символического мышления,  он

способен  ценности  современной   культуры   интерпретировать   через   идею

"героического", что,  скажем недоступно науке. В  ценностях  мифа  чувственное

и рациональное даны синкретно, слитно,  что  малодоступно  другим  средствам

культуры  XX  века.  Фантазия  и  вымысел   позволяют   легко   преодолевать

несовместимость смыслов  и содержания, ибо в мифе все  условно и символично.

       В   этих  условиях  выбор  и  ориентация  личности  раскрепощается  и,

следовательно, используя  условность, она может достигать  высокой  гибкости,

что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и  персонифицируя

явления окружающего  мира, сводит их к человеческим представлениям.  На  этой

почве становится возможной  конкретно-чувственная ориентация человека, а  это

один из самых простых  способов упорядочивания его деятельности. В  ранних  и

примитивных культурах  такому способу принадлежала ведущая  роль, например,  в

язычестве[2].  Но  в  развитых  культурах  подобные  явления  имеют   скорее

характер  рецидива  или  являются  механизмом  реализации  того  или   иного

архетипа, особенно в  массовой культуре или массовом поведении.

       Мифология  часто используется  в  XX  веке  как усилитель ценностей,

обычно за счет их гипертрофирования  и фетишизации. Миф  позволяет  заострять

тот или  иной  аспект  ценности,  гиперболизировать  ее,  а,  следовательно,

подчеркивать и даже выпячивать.

       Мифологическое  мировоззрение - начальный тип мировоззрения,  который

можно  назвать  предмировоззрением.  Мифология  возникла   на   той   стадии

общественного развития, когда человечество пыталось  дать  ответы  на  такие

вопросы, как происхождение  и устройство  мироздания  в  целом.  Значительную

часть мифологии составляют космологические мифы.

       Большое  внимание в  мифах  уделяется   рождению,  смерти,  испытаниям.

Особое  место  занимает  добыча  огня,  изобретение  ремесел,  одомашнивание

животных. Миф - это не первоначальная форма  знаний,  а  вид  мировоззрения,

образное представление  о природе и коллективной жизни. В мифах  объединились

зачатки знаний, религиозных  верований.

       Для  первобытного сознания мыслимое  должно совпадать  с  переживаемым,

действительное с тем, кто  действует.  Генетический  принцип  -  сводится  к

выяснению кто кого породил. Мифы построены на  установлении  гармонии  между

миром и человеком.

       Наряду  с  мифологией  существует  и  религия.  Но   чем   отличается

мифологическое  мировоззрение   от   религиозного?   Воплощенные   в   мифах

представления тесно  переплетаются с обрядами.

       Европейским   народам  вплоть  до  XVI-XVII  вв.  были  известны  лишь

знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже  им  стало  известно  об

арабских,  индейских,  германских,  славянских,  индийских  сказаниях  и  их

героях. Со  временем  сначала  ученым,  а  потом  и  более  широкой  публике

оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось,  что

в  основе  священных  книг  христиан,  мусульман,  буддистов   также   лежат

различные,   подвергшиеся   переработке   мифологические    предания.    Что

удивительно:  обнаружилось,  что  на   определенной   стадии   исторического

развития более или  менее развитая мифология существовала практически у  всех

известных науке народов, что некоторые сюжеты и  рассказы  в  той  или  иной

мере повторяются в  мифологических циклах разных народов[3].

       Сегодня  большинство ученых  склоняются  к  тому  мнению,  что  секрет

происхождения  мифа  следует  искать  в  том,  что  мифологическое  сознание

явилось древнейшей формой понимания и осмысления  мира,  понимания  природы,

общества и человека[4]. Миф возник из потребности древних  людей в  осознании

окружающей его природной  и социальной стихии, сущности человека.

 

       1. 2. Основные тематические циклы  мифов и их содержание.

 

       Среди   всего  множества  мифических  преданий  и  рассказов   принято

выделять несколько  важнейших циклов. Назовем их[5]:

     - космогонические  мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

     -  антропогонические   мифы  -   мифы   о   происхождении   человека   и

       человеческого  общества,

     - мифы о  культурных героях - мифы о происхождении  и  введении  тех  или

       иных  культурных благ,

     - эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

       Космогонические   мифы,  как  правило  делятся   на  две  группы:  мифы

развития и мифы творения.

       Антропогонические    мифы    являются    составной    частью    мифов

космогонических.  Согласно  многим  мифам,  человек  сотворяется   и   самых

разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще  всего,  творец

создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен  даром

бессмертия,  но  он  утрачивает  его  и  становится  у   истоков   смертного

человечества (таков библейский  Адам,  вкусивший  плодов  с  древа  познания

добра и зла). У  некоторых  народов  бытовало  утверждение  о  происхождении

человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

       Мифы  о  культурных  героях  повествуют  о  том,   как   человечество

овладевало секретами  ремесла, земледелия, оседлой жизни,  пользования  огнем

- иначе говоря, как  в его жизнь внедрялись те  или  иные  культурные  блага.

Самый знаменитый миф  подобного рода - древнегреческое сказание  о  Прометее,

двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий  прежде",

"предвидящий")  наделил   разумом  жалких  людей,  научил  их  строить  дома,

корабли, заниматься ремеслами, носить  одежды,  считать,  писать  и  читать,

различать  времена   года,   приносить   жертвы   богам,   гадать,   внедрил

государственные начала и правила совместной  жизни.  Прометей  дал  человеку

огонь, за что и был  покаран Зевсом: прикованный к  горам Кавказа,  он  терпит

страшные мучения  -  орел  выклевывает  ему  печень,  ежедневно  вырастающую

вновь.

       Эсхатологические  мифы повествуют о судьбе человечества, о  пришествии

"конца света"  и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-

историческом    процессе     сыграли     эсхатологические     представления,

сформулированные  в  знаменитом  библейском  "Апокалипсисе":  грядет  второе

пришествие Христа  -  Он  придет  не  как  жертва,  а  как  Страшный  Судия,

подвергающий Суду живых  и мертвых. Наступит  "конец  времен",  и  праведники

будут предопределены к  жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

       Сказанного  достаточно, чтобы подтвердить сформулированную  выше мысль:

мифы возникли из настоятельной  потребности  людей  объяснить  происхождения,

природа,  людей,  устройство  мира,  предсказать судьбу  человечества.  Сам

способ  объяснения  имеет  специфический   характер   и   коренным   образом

отличается от научной  формы объяснения и анализа мира. Какие же  особенности

отличают мифологическое сознание?

       В  мифе человек и общество не  выделяют себя  из  окружающей  природной

стихии: природа, общество и  человек  слиты  в  единое  целое,  неразрывное,

единое.

       В  мифе  нет  абстрактных  понятий,  в  нем  все  -  очень   конкретно,

персонифицировано, одушевлено.

       Мифологическое  сознание  мыслит  символами:  каждый  образ,   герой,

действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или  понятие.

       Миф   живет  в  своем,  особенном   времени  -  времени  "первоначало",

"первотворения",  к  которому  неприложимы  человеческие   представления   о

течении времени.

       Миф  мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды  доводы  рассудка,  он

объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[6].

       Какую  же роль играли мифы и мифотворчество  в  истории  человеческого

общества и человеческой культуры?

       Они  по своему объясняли мир, природу,  общество, человека,

       Они  в своеобразной, очень конкретной  форме устанавливали связь   между

прошлым, настоящим и  будущем человечества,

       Они  являлись каналом, по которым одно  поколение  передавало  другому

накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Универсальность мифа. Мифологическое сознание в XX веке.

Современная наука видит  в мифах не плод фантазии или интеллектуальную схему, но акцентирует их действенную природу и ценностный характер. Касаясь проблемы так называемого мифологического мышления, можно с полной определенностью утверждать: для того, чтобы впасть в мифологию, совершенно не обязательно обладать каким-то особым типом мышления. Мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей, в механизмах социальной регуляции поведения, формах и способах мировидения. Носителями политических мифов вполне могут быть и современные образованные люди.

 

Говоря о месте мифа в культурной традиции и о психологии мифа, мы прежде всего должны определить, что нас интересуют не сами мифы как определенные представления, верования  или повествовательные тексты, но то, как мифы воплощаются в ритуальных практиках, религиозных или морально-этических системах либо повседневных регламентациях поведения.

 

Надо отчетливо понимать, что миф для носителя традиции и миф для постороннего наблюдателя (в частности, и для ученого  исследователя) - это две принципиальные разные вещи. И для постижения психологии мифа важно не столько то, что представляет собой сам миф, сколько то, чем он является для носителя традиции. Своеобразный конфликт внешнего и внутреннего восприятия мифа обусловлен тем, что сторонний наблюдатель видит несоответствие мифа реальности, носитель же традиции не сравнивает миф с реальностью, а стремится воплотить его в ней; миф для него более важен и обладает большей ценностью, чем реальность. Последней еще предстоит уподобиться мифу; она еще просто недостаточно совершенна для этого. В пределе миф упраздняет реальность и создает на ее место новую, куда более совершенную и привлекательную.

 

Для носителя традиции миф  является также объектом веры, и  как таковой не нуждается в  верификации; скорее, наоборот, миф всячески оберегается от тех явлений действительности, которые могли бы посеять в нем сомнение. Мифологический объект выше критики, выше всего, что окружает человека в повседневной жизни, и в то же время он придает ей смысл и приобщает к сакральным ценностям. Таким мифологическим объектом в архаическом обществе могут быть сверхъестественные существа, духи умерших предков, позднее - Бог с окружающими его небесными силами. В политической мифологии ХХ в. это вожди, лидеры наций, а также такие собирательные образы, как Родина, партия, народ.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Религия и мифология"