Контрольная работа по дисциплине "Религия и мифология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

1. Миф как исторически первая форма осмысления мира.
2. Универсальность мифа. Мифологическое сознание в XX веке.
3. Сущность религии. Роль религии в генезисе культуры.

Файлы: 1 файл

Тане Контрольная Работа Культорология.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

Отношения мифа к традиции сложны и многообразны. Перечислим 4 основные позиции.

 

1. Мифы лежат в основании  культурной традиции; они дают  санкцию существующим обрядам  и социально-общественным отношениям, объясняют происхождение мира и мироустройство. Смысл мифов как повествовательных текстов в значительной степени сводится к рассказам о первособытиях, перворитуалах, появлении первых людей и первых культурных объектов.

 

2. Мифология проникает в самые различные сферы жизни и может быть извлечена не только из текстов повествовательного характера, но и из наблюдений над праздниками и обрядами, из способов обращения с материальными предметами и т.д.

 

3. Традиционность является  глубоким внутренним свойством мифологии, ибо мифы не создаются людьми, но достаются им по традиции. Мифология унаследована человеком от предков и перейдет от него к потомкам. Это то, что дает индивиду ощущение его единства со своим народом, его прошлым и будущим. В традиционности этого знания уже заложена его высокая оценка: оно прошло проверку временем, оно уже было опробовано нашими предками, которые не глупее нас были. Не случайно, что важнейшая часть этого мифологического комплекса связана с миром мертвых (почитание умерших, сохранение памяти о них, забота о местах захоронений, сохранение семейных преданий и реликвий и т. п.).

 

4. Мифология является  не только частью культурной  традиции определенного народа  или племени, но и частью  мифологической (или мифопоэтической)  традиции всего человечества. Сравнивая мифологии разных народов, мы постоянно встречаем сходные образы, повторяющиеся сюжеты и ситуации. Собственно, наука о мифологии и занята главным образом тем, чтобы объяснить природу этой повторяемости: то ли она результат независимого появления одних и тех же мифов у разных народов, то ли результат распространения мифов из единого центра (или нескольких центров), то ли результат культурных контактов. Во всяком случае все мифы, о которых мы говорим: и архаические, и религиозные, и политические - имеют свойство повторяться.

 

Понятия мифа и мифологии  в ХIХ в. разрабатывались по отношению к древним и средневековым обществам и религиям. В нашем столетии мы имеем дело главным образом с мифами политическими и идеологическими, которые имеют существенную специфику по сравнению с мифами традиционными (т.е. и мифами архаическими, и мифами религиозными) . Что общего у мифов традиционных и политических?

 

1. И те и другие  призваны не только объяснить  существующее, но и создать образ  новой реальности, которой еще предстоит воплотиться в действительности.

 

2. Основным объектом  мифологизации в обоих случаях  является прошлое данного социума,  которое сохраняет свою актуальность  для настоящего.

 

3. И традиционные, и  политические мифы являются действенной силой, которая организует поведение индивида и человеческих масс, реализуются в общественных ритуалах и укрепляют социальные связи. Они придают осмысленность человеческому существованию, выполняют функции психологической компенсации.

 

Однако не менее значимы и отличия политических мифов от мифов традиционных. Перечислим лишь некоторые из них.

 

1. В традиционных мифах  объектом мифологизации являются  боги, культурные герои или предки, в мифах ХХ в. - реальные люди  и события настоящего и недавнего прошлого.

 

2. Политические мифы  не наследуются из глубины  веков, но создаются определенными  людьми или группами людей.  Эти люди опираются на научные  теории своего времени, стремятся  придать политическим мифам видимость  правдоподобия и наукообразия. Другой вопрос, что миф начинает со временем существовать независимо от его создателей и сами они могут пасть его жертвами.

 

3. Политические мифы, в отличие от мифов архаических,  распространяются не устным или  рукописным путем, а главным  образом через средства массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность религии. Роль религии в генезисе культуры.

 

 

1. Введение

 

 Духовная культура, формируясь в течение веков  и тысячелетий, ориентировалась  на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций —  выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют

 «теоретическое» и  «практическо-духовное» освоение  действительности. Какое место в  этом освоении занимает религия?  Ограничимся рассмотрением взаимодействия  религии с искусством, моралью и наукой.

 Религия — весьма  многогранное, разветвленное, сложное  общественное явление, представленное  различными типами и формами,  самыми распространенными из  которых являются мировые религии,  включающие многочисленные направления,  школы и организации.

 В истории культуры  особое значение имело возникновение  трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии  внесли существенные перемены  в культуру, вступив в сложное  взаимодействие с различными  ее элементами и сторонами.

 Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия — это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент — различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Религия и искусство

 Во взаимодействии с искусством  религия обращается к духовной  жизни человека и по-своему  интерпретирует смысл и цели  человеческого бытия.

 Искусство и религия отражают  мир в форме художественных  образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

 Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности (охоты, земледелия, собирательства). Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

 Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается важным первоисточником в изучении древнейшего периода греческого общества, о котором нет других свидетельств.

 Древнегреческие мифы послужили  почвой для возникновения античного  театра.

 Прообразом театральных представлений  были празднества в честь очень  популярного и любимого в Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особые гимны — дифирамбы (от греч. dithyrambos — песня козлов). Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.

 Библейские мифы, в том числе  главный миф о богочеловеке  Иисусе Христе, были самыми притягательными  в искусстве. Живопись веками  жила трактовками рождества и  крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения  Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова

 Христос представлен как  высший идеал Человека, как идеал  чистоты, любви и всепрощения.  Такая же нравственная доминанта  преобладает в христианской иконописи,  фресках, храмовом искусстве.

 Храм — это не только  место богослужения, это — крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области -- церковь св. Георгия в Старой

 Ладоге — была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в

1164 г., и посвящена  святому Георгию, покровителю  ратных дел. Главный храм

 Пскова — Троицкий  собор — был символическим  выражением столичных функций

 Пскова как независимой  вечевой республики. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен

 Ярославом Мудрым  в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами.

 В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства  и художественных произведений мирового значения здесь происходили торжественные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов.

 Здесь находилась  кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана  первая на Руси библиотека, велось летописание.

 Таким образом,  храмы, являясь культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история  страны, традиции и художественные  вкусы народа.

 Для каждого храма  древнерусские мастера находили  свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества — церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.

 Религия, являясь  богатым, многовековым пластом  мировой культуры, оказала огромное  влияние на литературу. Она оставила  миру Веды, Библию и Коран.

 Веды – это обширный  фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. Здесь речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (космология, теология, гносеология, мировая душа и др.), определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы. Отношение к Ведам определило авторитет, и разнообразие древнеиндийских философских школ (веданты, сакхи, йоги и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и

 Бхагавадгиту —  одну из наиболее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

 Библия является  памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам — религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и

 Екклезиаста), сборник  афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь  народов Древнего Средиземноморья  — войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания

 Библии многие культурные  ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

 Коран включает  в себя исламское учение о  судьбах мира и человека, содержит  собрание обрядовых и юридических  установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.

 Роль религии в  истории мировой культуры заключалась  не только в том, что она  даровала человечеству «священные» книги — источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценностей, русские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позднее к образу Христа как идеалу этой морали. В древнерусской литературе

(в житиях святых) подробно  описывали жизнь святых, подвижников,  праведников- князей. Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу спасителя.

 В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского — князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого —

 Платон Каратаев  в «Войне и мире». Как это  ни парадоксально, литературным  персонажем Христос впервые стал  в советской литературе. А. Блок  в поэме

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Религия и мифология"