Межконфессиональные конфликты в современном мире: как предотвратить новые "Джихады" и "Крестовые походы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Конфликты на национальной и религиозной почве всегда имели место быть в истории человечества. Однако, несмотря на большое количество международных организаций, регулирующих политические отношения, следует отметить, что число этнополитических конфликтов в современном мире неуклонно растёт. На этот факт, прежде всего, оказывают влияние такие мировые процессы, как глобализация, модернизация, массовые миграции населения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие межконфессионального конфликта 4
§1. Понятие конфликта. Межконфессиональный конфликт. 4
§2. Причины возникновения межконфессиональных конфликтов 8
Глава 2. Межконфессиональные конфликты в современном мире 10
§1. Этнические и религиозные войны в Африке 10
§2. Конфликты на Ближнем и Среднем Востоке 12
§3. Конфликты в Восточной и Центральной Европе 14
§ 4. Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве 15
§ 5. Предотвращение новых «Джихад» и «Крестовых походов» 15
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.98 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

"Уфимский  государственный нефтяной технический  университет"

 

 

Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Реферат "(научно-исследовательская  работа) на тему:

 

45.«МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ НОВЫЕ "ДЖИХАДЫ" И "КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ"?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:_______________________студент  гр. АТ-09-01 Елисев В. Н.

(дата, подпись)

 

Проверил: _______________          _______к.с.н., доцент Гайсина Л. М.

(дата, подпись)

 

 

 

Уфа - 2012 г.

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Понятие межконфессионального конфликта 4

§1. Понятие конфликта. Межконфессиональный конфликт. 4

§2. Причины возникновения межконфессиональных конфликтов 8

Глава 2. Межконфессиональные конфликты в современном мире 10

§1. Этнические и религиозные войны  в Африке 10

§2. Конфликты на Ближнем и Среднем  Востоке 12

§3. Конфликты в Восточной и Центральной  Европе 14

§ 4. Межэтнические конфликты на постсоветском  пространстве 15

§ 5. Предотвращение новых «Джихад» и «Крестовых походов» 15

Заключение 21

Список  использованной литературы

 

 

Введение

Проблема межконфессиональных  конфликтов в течение последних  десятилетий является одной из наиболее актуальных. Это объясняется тем, что подобного рода конфликты  довольно трудноразрешимы, а также  являются наиболее распространённым источником политической нестабильности.

В современном мире практически  не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно  отнести только 12 стран. Таким образом, людям разных национальностей, так  или иначе, приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь  складывается далеко не всегда. По данным Института мира в Осло за период с 1990 по 1999 г. В 80 странах мира зарегистрировано 118 вооружённых конфликтов. Из них  только 10 являлись межгосударственными  войнами, а остальные представляли ту или иную форму внутриполитической войны. [2.,С.30-31]

Конфликты на национальной и религиозной почве всегда имели  место быть в истории человечества. Однако, несмотря на большое количество международных организаций, регулирующих политические отношения, следует отметить, что число этнополитических конфликтов в современном мире неуклонно  растёт. На этот факт, прежде всего, оказывают  влияние такие мировые процессы, как глобализация, модернизация, массовые миграции населения.

Но главное заключается  в том, что основными жертвами современных насильственных конфликтов становятся не вооружённые силы конфликтующих  сторон, а мирное население, единственной виной которого часто является его  этническая или конфессиональная принадлежность.

Трудно переоценить актуальность данной проблемы. Конфликты подобного  рода опасны, когда возникают между  государствами, и также опасны, когда  происходят в рамках одной страны. Это может привести к политической, социальной нестабильности, что в  конечном счёте повлияет на государственность, на целостность страны.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие межконфессионального конфликта

§1. Понятие конфликта. Межконфессиональный конфликт

На сегодняшний день существует огромное множество определений  конфликта. На Западе, например, широко распространено определение известного американского теоретика Л.Козера: «Конфликт – борьба за ценности и притязания на определённый статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение  ущерба или устранение соперника». В отечественной литературе также  даются определения конфликта. Так, Л.Г. Здравомыслов определяет конфликт как «норму отношений между людьми, своего рода клеточку социальной жизни, в которой наиболее отчётливо  проявляется социальная напряжённость, накапливается энергия деятельности, порождающая социальные изменения  и сдвиги разного масштаба».

Следует заметить, что большинство  определений конфликта носит  социологический характер, так как  в социальном конфликте все стороны  представлены людьми, группами людей. А.В. Дмитриев, например, под социальным конфликтом понимает «тот вид противостояния, при котором стороны стремятся  захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам  или группам, их собственности или  культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или  обороны». [4.,С.54]

Социальные конфликты  могут проявляться в различных  сферах жизни. Так, различают межличностные  конфликты, конфликты в организации, межгрупповые конфликты. К одному из видов межгрупповых конфликтов относятся  конфликты национальные (межэтнические) и религиозные (межконфессиональные). Вся сложность ситуации заключается  в том, что именно в таких конфликтах на первый план выходит один из видов  базовых групповых потребностей – потребность в идентичности, то есть в сохранении целостности  группы в зависимости от той или  иной этнической или конфессиональной принадлежности.

 

Не только этнический, но и религиозный фактор может вызывать конфликты. Речь идёт о религиозном (или межконфессиональном) конфликте. Название здесь говорит само за себя: межконфессиональный конфликт –  конфликт между группами, относящимися к разным конфессиям или религиозным  убеждениям.

В современном мире существует множество религий и религиозных  верований. На протяжении всей истории  человечества религия оставалась важнейшей составляющей жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстро меняющемся мире приводят к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора возрастает. Связано это во многом с тем, что религия – важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения.

Существует множество  определений понятия религия. В  социологии религия рассматривается  с содержательной и функциональной точки зрения. Со стороны содержания, религия – прежде всего социальный феномен, который способствует укреплению общества. Согласно функциональному  подходу, религия – любые убеждения  и верования, в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни. На основании этих двух подходов формулируется общее социологическое  определение религии. «Религия - это  феномен, который объединяет культурную, социальную и личностную системы  в единую организованную структуру, воздействующую на процессы изменения  и развития общества. Религия –  это органическая часть общественной жизни, и на разных этапах развития человеческого социума характер связей между религией и обществом  варьируется». [2.,С.56-57]

Как социальный институт, религия  выполняет в обществе ряд функций:

-Мировоззренческая (религия задаёт установки для осмысления мира);

-Компенсаторная (религия помогает человеку уйти от ощущения собственной беспомощности, снимает психологическое напряжение);

-Коммуникативная (помогает осуществлять общение между верующими, а также между человеком и Богом через молитву);

-Регулятивная (происходит управление деятельностью людей посредством норм, ценностей, традиций, стереотипов, обычаев);

-Интегрирующая (поддерживает стабильность того или иного общественного фактора);

-Культуротранслирующая (религия способствует развитию культуры, таких направлений, как письменность, книгопечатание, искусство);

-Легимитирующая (способствует узакониванию некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм).

В современном мире отмечается тенденция к политизации культуры. Однако это отнюдь не значит, что  общество становится более религиозным. Очень часто недовольство социально-экономической или политической обстановкой перерастает в религиозные волнения. Также религия зачастую становится частью националистических программ. [2.,С.57-58,60]

Факты, свидетельствующие, что  религия может действовать как  фактор разрушительный, несущий конфликт, а не интеграцию и стабильность, рассматриваются в рамках теории конфликтов.

Многие исследователи  указывают на общность светских и  религиозных идеологий в том  отношении, что они оправдывают  социальное неравенство, либо как "естественное", то есть основанное на способностях и  успехах, либо как "Богом созданное".

«Отступление от принципа равенства религиозных групп (на любом уровне) перед законом означает проявление нетерпимости; привилегии одних и дискриминация других религиозных групп неминуемо  создают конфликтные ситуации на религиозной почве. Религиозная  группа, как и любая социальная группа, обладает своей структурой, у нее есть цели, и она вступает в определенные отношения с другими  группами. Сущность группы - это не сходство или различия между ее членами, а  их взаимозависимость, которая может  варьировать (от неструктурированной "массы" до тесного единства). Это  зависит, помимо всего прочего, от размера  и организации группы, а также  от степени близости отношений между  членами группы. Нужно учитывать  также, что человек является членом не одной, а нескольких более или  менее пересекающихся между собой  групп. Одна из наиболее важных потребностей, на удовлетворение которых в религиозной  группе рассчитывают ее члены, - потребность  в защищенности, безопасности, обладании  основой существования, "почвы  под ногами", устойчивости в жизненных  бурях».

Многие люди до сих пор  считают, что всякая чужая, «не их», религия является выдумкой людей, тогда  как их собственная религия является откровением Божьим. Тогда возникает  не только нетерпимость к людям, исповедующим иную религию, но и желание навязать им свои религиозные взгляды, с их точки зрения единственно верные. Стремление обратить «иноверцев» в  «свою веру» получило название прозелитизм. В религиозных обществах полноценными членами общества признаются приверженцы  господствующей религии. "Неверие" обычно воспринимается как симптом  полной асоциальности. Чаще всего конфликты  на религиозной почве возникают  по причине партикуляризма. Смысл  этого понятия заключается в  том, что определённая религиозная  группа считает себя исключительной обладательницей истины и истинной морали. Вследствие этого этого возникают  конфликты на почве религиозных  расхождений. Проявления партикуляризма встречаются в виде деления религий на "истинные" и "ложные", "хорошие" и "плохие", "полезные" и "вредные". Религиозные группы, которым не присущ партикуляризм, обычно не испытывают враждебности по отношению к другим группам и их верованиям.

Часто религиозные конфликты  могут маскировать столкновения на этнической или классовой основе. Враждебность по отношению к другим религиозным группам колеблется в зависимости от того, в какой  мере религиозные различия связаны  с экономическими, политическими  или национальными интересами. Религиозные  различия в таких случаях выполняют  чисто идеологическую функцию.

Конфликты существуют не только между религиозными группами, но и  внутри них. Они могут быть связаны  с борьбой за власть, престиж, привилегии. С точки зрения конфликтологического подхода социальное поведение членов религиозных групп также мотивируется стремлением к удовлетворению эгоистических  интересов отдельных индивидов  или их группировок. В качестве примера  можно привести столкновение интересов  высшего и низшего духовенства, весьма различающихся по своему социальному  статусу.

К числу религиозных конфликтов можно отнести также борьбу между  сторонниками религиозного модернизма и фундаментализма. В русской  православной церкви сегодня есть и  сторонники, и противники новшеств - относительно языка богослужения, форм организации жизни прихода, степени участия мирян в решении  церковных проблем. Конфликты внутри группы могут быть связаны с внешними для нее обстоятельствами - это  может быть разная политическая ориентация верующих одного вероисповедания или  разногласия в церковном руководстве.

Еще один тип конфликтов связан с существованием религии  в обществе, находящемся на той  или иной стадии развития процесса секуляризации, то есть освобождении общественных институтов от церковного влияния. Эти  конфликты могут быть вызваны  изменениями духовной жизни общества, обусловленными формированием светской культуры, противоречащей традиционным религиозным взглядам на мир и  соответствующим моральным ценностям. Религиозная приверженность может  приводить к конфликту не только с научными взглядами на мир, но и  с нормами светской морали, требованиями закона. Католическая церковь осуждает как великий грех искусственное  прерывание беременности, вступая в  противоречие с общественным мнением (включая и мнение широких масс верующих). Религиозные убеждения  могут противоречить службе в  армии, участию в политической жизни  или гражданской деятельности. [2.,С.187-195]

Особое внимание следует  обратить на истолкование божественных законов. Такие мировые религии  как буддизм, христианство и ислам  в их классическом, традиционном варианте основаны на терпимости и человеколюбии, они не призывают напрямую к борьбе с представителями другой веры. Здесь  вопрос стоит в интерпретации  тех или иных догматов. «Например, исламские фундаменталисты используют понятие джихад для обозначения  войны с неверными во имя распространения  мусульманской веры. Однако с арабского  языка джихад переводится как  «усилие». Если в первые века распространения  ислама джихад действительно трактовался  как война, причем война оборонительная, то начиная с XIV в. концепция джихада  усложняется: наивысшим проявлением  считается джихад духовный, т. е. внутреннее самосовершенствование на пути к  Аллаху. Таким образом, джихад можно  истолковать и как обоснование  приложения максимальных усилий для  процветания государства, и как  оправдание для терактов – все  зависит от политических задач того или иного лидера». [7.,С.61]

Информация о работе Межконфессиональные конфликты в современном мире: как предотвратить новые "Джихады" и "Крестовые походы"