Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:27, реферат
Конфликты на национальной и религиозной почве всегда имели место быть в истории человечества. Однако, несмотря на большое количество международных организаций, регулирующих политические отношения, следует отметить, что число этнополитических конфликтов в современном мире неуклонно растёт. На этот факт, прежде всего, оказывают влияние такие мировые процессы, как глобализация, модернизация, массовые миграции населения.
Введение 3
Глава 1. Понятие межконфессионального конфликта 4
§1. Понятие конфликта. Межконфессиональный конфликт. 4
§2. Причины возникновения межконфессиональных конфликтов 8
Глава 2. Межконфессиональные конфликты в современном мире 10
§1. Этнические и религиозные войны в Африке 10
§2. Конфликты на Ближнем и Среднем Востоке 12
§3. Конфликты в Восточной и Центральной Европе 14
§ 4. Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве 15
§ 5. Предотвращение новых «Джихад» и «Крестовых походов» 15
Заключение 21
Список использованной литературы
Используя религиозную веру и религиозные символы, можно придать сакральность (то есть повысить роль церкви) любому политическому конфликту, сделать его «священным». Таким образом, именно религиозный фактор становится одним из наиболее удобных при использовании в политических целях для оправдания насилия и агрессии.
Что касается межконфессиональных
конфликтов, то можно выделить ряд
постоянно действующих
1). Поликонфессиональный характер государства.
2). Особенности государственного
строительства. Существуют
3). Дискриминация отдельных
религиозных групп населения,
проявляющаяся в социально-
4). Экономическая, военная
идеологическая или
5). Вмешательство одних
государств в дела других
6). Вмешательства политики
в сферу религии. Влияние
Чтобы понять источники межконфессионального напряжения, нужно учитывать все причины: экономические, социальные, политические, психологические и т.д. Именно эти причины провоцируют конфликты, религия же или становится катализатором, или используется как идеологический инструмент.
Наиболее актуальными
причинами современных
1). Мировой социально-
2). Центробежные политические
процессы, когда те или иные
этнические группы
3). Региональные или
4). Низкий уровень образования и культуры населения.
К тому же, все это наслаивается на национальные и социальные стереотипы, историческую память (особенно негативную), индивидуальную психологию.
Все последнее столетие Африканский
континент становился полем боя
для межконфессиональных войн. Многие
страны континента пережили настоящую
религиозную резню. Некоторые переживают
ее до сих пор. Последние четырнадцать
лет Судан раздирается
Политические противоречия
здесь отступают на второй план и
уступают место противоречиям
В Нигерии, самой крупной стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и язычниками.
Этнические и религиозные распри, постоянно раздирающие Нигерию, стали одной из самых больших опасностей для этой молодой страны. Борьба за власть в федерации между политическими деятелями Севера (мусульмане хауса, фульбе) и Юга (христиане йоруба, игбо) непрерывно осложняет политическое положение в стране.
Жестокие столкновения часто
парализуют Лагос - экономическую столицу
и самый крупный город Нигерии.
В этом десятимиллионном африканском
мегаполисе кровопролитные столкновения
на улицах между христианами и
мусульманами считаются совершенно
обыденным явлением. В Лагосе, бывшей
столице Нигерии, экстремисты из
"Конгресса народа Одуа", представляющего
собой военизированную
В штате Кадуна после введение шариата христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста. В считанные часы город был охвачен погромами.
Большинство стран Азии и Африки долгое время находились в колониальной или полуколониальной зависимости и обрели суверенитет около пятидесяти лет назад. Зачастую новые государства создавались метрополиями без учёта исторически сложившихся общностей (в том числе и религиозных), а границы проводились в зависимости от политической и военной конъюнктуры. В результате общности, исповедовавшие одну и ту же религию, оказались разобщёнными. Такая ситуация сложилась, например, в Эфиопии, в состав которой входили народности и территории, отличающиеся в этническом и религиозном отношении и сохранявшие определённую долю самостоятельности. В 1993 г. В результате многолетней гражданской войны провинция Эритрея превратилась в самостоятельное государство, где основная религия – ислам, тогда как население Эфиопии исповедует христианство. [7.,С.64]
«Полное отсутствие расовой толерантности – явление, типичное для Ливии. В 2000 году, в местах компактного проживания чернокожих (в рабочих городках и лагерях при промышленных центрах) под расистскими лозунгами прошла серия массовых избиений и грабежей выходцев из Тропической Африки. По предварительным данным, прямыми жертвами нападений стали не менее 130 человек. Граждане Ганы попробовали ответить нападавшим, и в результате многие из них оказались за решеткой. Все они приехали в Ливию на заработки, совершенно не предполагая подобного исхода. Помимо выходцев из Нигерии и Ганы жертвами погромов стали также подданные Чада, Нигера и Судана.
Этнорасовые противоречия являются
одной из причин затяжной гражданской
войны в Судане, они способствовали
длительному
Конфликты на расовой почве
между представителями "белой"
(арабской) и "черной" Африки вызваны
давними социально-
Наиболее ярким примером
действия этого фактора может
служить ситуация в Ливане. Ливан
– уникальная страна по конфессиональному
составу, в нем проживают более
двадцати религиозных групп. Свыше
половины населения составляют мусульмане
(сунниты, шииты, друзы), около 25 % ливанских
арабов – христиане-марониты. В Ливане
проживают армяне и греки, исповедующие
христианство, курды и палестинские
беженцы, в массе своей относящиеся
к мусульманам, но среди них есть
и последователи христианства. На
протяжении веков каждая этнорелигиозная
община стремилась сохранить свой обособленный
характер, при этом лояльность клану
всегда ставилась выше верности государству.
Таким образом, религиозные общины
сосуществовали как отдельные социокультурные
группы. В 1943 г., когда Ливан стал
независимой республикой, был заключен
негласный Национальный пакт, который
предусматривал систему распределения
высших должностей в зависимости
от принадлежности к религиозной
общине (президент республики –
христианин, премьер-министр – мусульманин-
Дискриминация отдельных
религиозных групп населения, проявляющаяся
в социально-экономическом
Особенность современной ситуации в странах Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы, с одной стороны, состоит в том, что тенденция к созданию моноэтничных государств противоречит демократии и делает такие государства нежизнеспособными. Для указанных регионов Европы характерны перемешанность этносов, долговременное проживание их на одной территории и отождествление в этническом сознании представлений о единстве и идентичности территории, национальности, государства, нации, религии и общества.
С другой стороны, у жителей этих стран и у лиц, причисляющих себя как к титульным этническим общностям, так и национальным меньшинствам, за столь короткий исторический срок (после 1991 г.) не успело сформироваться чувство политической ответственности за свои политическую идеологию, выбор, поведение и т.д. Гражданское общество и присущее ему сознание ещё отсутствуют. Поэтому обыденное сознание привычно перекладывает ответственность либо на современного харизматического лидера, либо на предшествующие поколения.
В конце 80 – начале 90-х
гг. и в Югославии сплелись воедино
застарелый межэтнический конфликт,
то есть взаимные обиды, нанесённые народами
этих государств друг другу за долгое
время их проживания на одной территории
или же рядом друг с другом, и
социально-политические противоречия.
Абсолютизация прав этнических общностей
на создание государственных образований
в сочетании с тяжелым
В период обострения межэтнических отношений в Юго-Восточной и Центральной Европе история, политология, другие гуманитарные науки часто используются для обоснования притязаний вновь образовавшихся государств на те или иные территории. При этом активно используются традиции идеологии национальных движений XIX- XX веков, опирающиеся на историческое и естественное право, национальный принцип, подсчеты этнодемографического состава населения. В то же время часто сравнивают, проводя не всегда корректные аналогии, Австро-Венгерскую и Российскую империи, СССР и Югославию, хотя это во многом типологически и исторически разные многонациональные и полиэтничные государства.
Распад единых полиэтнических
тоталитарных коммунистических государств
в Восточной, Юго-Восточной и Центральной
Европе и образование некоторыми
из входивших в него народов «своих»
национальных государств не снялс повестки
дня вопрос о национальном самоопределении
народов Средней и Юго-
Бывшие союзные республики, которых быстрый развал СССР застал врасплох, столкнулись с необходимостью формирования новых политических и экономических механизмов для замены разрушенной советской модели. В сложном процессе трансформации этих государств активную роль играют как внешние, так и внутренние факторы. Наиболее болезненной чертой новой политической действительности на Кавказе и в Средней Азии становятся этнотерриториальные конфликты, которые разрушают стабильность новых государств и одновременно опасны для национальной безопасности России на её южных рубежах. Так, реальную угрозу российским позициям на Северном Кавказе создаёт конфликт в Абхазии; военному присутствию России в Армении – нагорно-карабахский конфликт. Россия неоднократно заявляла, что выступает в пользу самого широкого участия ООН и ОБСЕ в урегулировании этнонациональных конфликтов в странах СНГ, однако в то же время признаёт за собой особую роль в СНГ. Российская политика в отношении нагорно-карабахского конфликта предусматривает участие в работе минской группы ОБСЕ, в трехсторонней инициативе (США, Россия, Турция), а также самостоятельные миссии. При урегулировании кризисов в Грузии Москва была инициатором двусторонних встреч, посредником в рамках Женевских переговоров между грузинской и абхазской сторонами под эгидой ООН и с участием представителей ОБСЕ. Российский контингент, дислоцированный в Абхазии, официально не находится в составе сил ООН, но фактически его деятельность в рамках миротворческой операции осуществляется под началом ООН и связана с задачами международных наблюдений и Международной комиссии по возвращению беженцев. Азербайджан предпочитал применение многосторонних миротворческих сил. Во всех своих резолюциях по данным конфликтам СБ ООН признаёт территориальную целостность Азербайджана и Грузии, а также право на широкую автономию Нагорного Карабаха и Абхазии. Тем не менее все эти конфликты ещё весьма далеки от урегулирования. Стремясь получить политические и экономические дивиденды от Запада, правящие круги Азербайджана и Грузии требуют замены нынешней модели урегулирования на интернациональный вариант под эгидой ОБСЕ и НАТО. Однако данные организации остаются весьма сдержанными в своих действиях, ибо на нынешнем этапе регион представляет для них меньший интерес, нежели Балканы.