Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:27, реферат
Конфликты на национальной и религиозной почве всегда имели место быть в истории человечества. Однако, несмотря на большое количество международных организаций, регулирующих политические отношения, следует отметить, что число этнополитических конфликтов в современном мире неуклонно растёт. На этот факт, прежде всего, оказывают влияние такие мировые процессы, как глобализация, модернизация, массовые миграции населения.
Введение 3
Глава 1. Понятие межконфессионального конфликта 4
§1. Понятие конфликта. Межконфессиональный конфликт. 4
§2. Причины возникновения межконфессиональных конфликтов 8
Глава 2. Межконфессиональные конфликты в современном мире 10
§1. Этнические и религиозные войны в Африке 10
§2. Конфликты на Ближнем и Среднем Востоке 12
§3. Конфликты в Восточной и Центральной Европе 14
§ 4. Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве 15
§ 5. Предотвращение новых «Джихад» и «Крестовых походов» 15
Заключение 21
Список использованной литературы
Мощная и взрывоопасная
конфликтогенность
Социально-политическая напряженность в Южной Осетии отмечается со второй половины 1989 г. Наиболее острая фаза пришлась на конец 1991 — весну 1992 г. Конфликт затронул не только Грузию, но самым непосредственным образом и Россию. На почве межнациональных отношений в области участились случаи столкновений между грузинским и осетинским населением. Вооруженные группы граждан грузинской национальности путем угроз и насилия принуждали осетин покинуть свои дома, а непослушных подвергали избиению и разграблению их жилищ. В период с 25 ноября по 18 декабря 1989 г. в этих стычках ранено 74 чел, в том числе из огнестрельного оружия — 22 чел.
Дальнейшее резкое обострение
обстановки в Южной Осетии произошло
непосредственно после
20 сентября 1990 г. сессия
Юго-Осетинского областного
11 декабря 1990 г. Верховный
Совет Республики Грузия
После распада СССР, когда
Молдавия, как и другие республики,
вышла из Союза, приднестровцы в
Тирасполе объявили, что отделяются
от Молдавии. Свое намерение они
аргументировали тем, что большинство
жителей территории являются русскими
и украинцами и в 1940 г. их насильственно
объединили с молдаванами. Руководство
Молдавии к территориальному разделу
отнеслось крайне отрицательно и
попыталось силой восстановить целостность
республики. Вспыхнула война. Активные
боевые действия велись с весны 1992 г.
В начале 1997 г. при посредничестве
России начались переговоры между Кишиневом
и Тирасполем об окончательном урегулировании
ситуации в Приднестровье, которые
завершились 8 мая подписанием в
Кремле Меморандума об основах нормализации
отношений между Республикой
Молдова и Приднестровской
В результате вооруженных конфликтов на постсоветской территории возникли значительные потоки беженцев, вынужденных переселенцев и перемещенных лиц. В конце 1996 численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных конфликтов составляла около 2,4 млн. человек, в том числе 714 тыс. человек - в России, 853 тыс. - в Азербайджане, 396 тыс. - в Армении, 287 тыс. - в Грузии. Однако многие мигранты из зон конфликтов не имели и не имеют соответствующего статуса. Бегство от войны и погромов шло по трем каналам: перемещение во внутренние районы государства, выезд в другие страны постсоветского пространства и эмиграция в дальнее зарубежье. Не менее 5 млн. человек бежали с территории, охваченных этнополитическими и региональными конфликтами. Одной из основных стран, принимавших мигрантов из зон этнических конфликтов, как во время конфликта, так и в ближайшие предшествующие и последующие годы, была и остается Россия.
Массовые перемещения
людей, спасавшихся бегством от тягот
войны и этнических чисток, кардинально
изменили этнический состав ряда территорий.
В результате бегства азербайджанцев
из Армении численность
Чувство неуверенности в
ближайшем будущем, которое испытывает
население в зонах конфликтов,
способствует отсрочке браков, отказу
от рождений или откладыванию появления
детей, разрыву или ослаблению семейных
связей, все это сказывается на
снижении показателей рождаемости
и брачности. В особенно тяжелом
положении находятся беженцы. Многие
супружеские пары вынуждены проживать
раздельно, зачастую в разных местностях.
Одно из ранних обследований показало,
что 7% беженцев оставили супруга, а 6% детей
на прежнем месте жительства. Все
это, конечно, не способствует появлению
детей. Образование новых брачных
пар у беженцев также затруднено
распадом сложившихся родственных
и социальных связей, слабыми контактами
с местным населением. Массовые перемещения,
характерные для периода
§ 5 Предотвращение новых «Джихад» и «Кретсовых походов»
|
Джихад (араб. — священная война, война за веру; буквально — усердие, рвение), одно из предписаний ислама, опирающееся на Коран (например, сура 9, стих 29), согласно которому все боеспособные мусульмане должны вести "священную войну" против "неверных". |
Кресто́вые походы — серия военных походов из Западной Европы, направленных против мусульман. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины[1], в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап.
Для предотвращения новых джихад и крестовых походов :
Необходимо уважать право
Заключение
Проблема конфликтов на религиозной почве не нова. Такие конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать. Люди всегда будут искать причины для ненависти. Такова видимо природа человека.
Что касается религиозных конфликтов, то здесь вообще порою доходит до полного абсурда. Главная мысль, на которой основаны классические религии – это любовь к ближнему, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Таким образом, противоборствующие стороны противоречат сами себе, догматам, на которых основано единственно верное с их точки зрения учение. Тем более, когда речь идёт о противостояниях двух направлений одной религии, таких как православие и католичество в христианстве, суннизм и шиизм в исламе. Религия – удобное оружие для людей, преследующих свои цели, по-своему трактуя религиозные догматы, они влияют на мнение людей, по большей части необразованных и легко поддающихся подобному влиянию.
Таким образом, пока человек
не научится здраво мыслить, делать собственные
выводы, а не придерживаться укоренившихся
стереотипов, проблема межэтнических
и межконфессиональных
1. Андреев А. Чёрные африканцы бегут из Ливии // Независимая газета. - №218, 17 ноября 2000 г. – С. 6
2. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М., 2007. С. 187-195.
3. Десять самых значительных
религиозных конфликта XX века. [Электронный
ресурс]/ НГ РЕЛИГИИ. №6 от 5 апреля 2006. –
Режим доступа: http://religion.ng.ru/world/
4. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2001. С.54, 160
5. Мукомель В. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ//Социологические исследования. – М.: 1999. № 6. С.68-71.
6. Николаев А.И., Ушакова Т.А.
Религиоведение. Учебный курс. Режим доступа:http://www.ecollege.
7. Политическая конфликтология: Учебное пособие/ Под ред. С. Ланцова. – СПб., 2008. С.56-58, 60, 61, 62-65
8. Романенко С.А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце XX века. Почему и как возраждается сознание «закрытого общества»? – М., 1997. С.39-40
9. Современные международные отношения и мировая политика: учебник/ [А.В.Торкунов, И.Г.Тюлин, А.Ю.Мельвиль и др.]. – М.: Просвещение, 2005. С. 358-359