Межконфессиональные конфликты в современном мире: как предотвратить новые "Джихады" и "Крестовые походы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Конфликты на национальной и религиозной почве всегда имели место быть в истории человечества. Однако, несмотря на большое количество международных организаций, регулирующих политические отношения, следует отметить, что число этнополитических конфликтов в современном мире неуклонно растёт. На этот факт, прежде всего, оказывают влияние такие мировые процессы, как глобализация, модернизация, массовые миграции населения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие межконфессионального конфликта 4
§1. Понятие конфликта. Межконфессиональный конфликт. 4
§2. Причины возникновения межконфессиональных конфликтов 8
Глава 2. Межконфессиональные конфликты в современном мире 10
§1. Этнические и религиозные войны в Африке 10
§2. Конфликты на Ближнем и Среднем Востоке 12
§3. Конфликты в Восточной и Центральной Европе 14
§ 4. Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве 15
§ 5. Предотвращение новых «Джихад» и «Крестовых походов» 15
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.98 Кб (Скачать файл)

Мощная и взрывоопасная  конфликтогенность сконцентрировалась в Средней Азии, особенно в Таджикистане. Важную роль в достижении перемирия  сыграли ООН, ОБСЕ, а также ряд  государств-посредников в переговорном процессе под эгидой международных  и региональных организации ООН. Российское военное присутствие  позволило сдержать разрастание  вооруженного конфликта. В постконфликтный  период государства-гаранты, выполняя свои обязательства, определённые рамками  Общего соглашения, способствовали укреплению мира и национального согласия в  Таджикистане. Тем не менее сохраняющаяся  неурегулированность пограничных  споров из-за отдельных территорий содержит потенциальную возможность  конфликтов между центральноазиатскими государствамси. [9.,С.358-359]

Социально-политическая напряженность  в Южной Осетии отмечается со второй половины 1989 г. Наиболее острая фаза пришлась на конец 1991 — весну 1992 г. Конфликт затронул не только Грузию, но самым непосредственным образом и Россию. На почве межнациональных отношений в области участились случаи столкновений между грузинским и осетинским населением. Вооруженные группы граждан грузинской национальности путем угроз и насилия принуждали осетин покинуть свои дома, а непослушных подвергали избиению и разграблению их жилищ. В период с 25 ноября по 18 декабря 1989 г. в этих стычках ранено 74 чел, в том числе из огнестрельного оружия — 22 чел.

Дальнейшее резкое обострение обстановки в Южной Осетии произошло  непосредственно после завершения выборов в Верховный Совет  Грузии 28 октября 1990 г., когда на них  победил националистический блок “Круглый стол — Свободная Грузия”. Осетинское население Южной Осетии негативно  восприняло факт прихода к власти наиболее радикально и воинственно  настроенных по отношению к нему политических сил.

20 сентября 1990 г. сессия  Юго-Осетинского областного Совета  народных депутатов приняла решение  о преобразовании области в  Юго-Осетинскую Советскую Демократическую  Республику и обратилась к  СССР с просьбой принять ее  в свой состав в качестве  независимой республики.

11 декабря 1990 г. Верховный  Совет Республики Грузия отменил  это решение и принял закон  об упразднении автономии Южной  Осетии. Были ликвидированы все  областные органы власти. В городе  Цхинвали и Джавском районе  Верховным Советом Республики  Грузия было введено чрезвычайное  положение и комендантский час  с привлечением к его реализации  воинских частей МВД и КГБ  республики, а также внутренних  войск МВД СССР. Несмотря на  это, вооруженные столкновения  между осетинским и грузинским  населением вспыхивали с новой  силой. Веками жившие вместе, связанные  кровными узами грузинский и  осетинский народы (в результате  противоборства между политическими  партиями, ведущими борьбу за  власть) вовлечены в кровопролитные  столкновения. Ежедневные перестрелки  между враждующими сторонами  увеличивали число человеческих  жертв. К исходу 1991 г. противостояние  между Грузией и Южной Осетией  достигло критической отметки.  Непрекращающиеся обстрелы населенных  пунктов, экономическая блокада,  концентрация вооруженных отрядов  грузинских боевиков — явились  основными причинами, которые  послужили поводом для формирования  осетинской национальной гвардии.  В ответ на это правительство  Грузии приняло более жесткие  меры по отношению к Южной  Осетии, что привело, в свою  очередь, к неконтролируемому  применению обеими сторонами  оружия и новому кровопролитию. Страдало прежде всего ни в чем не повинное мирное население. Вместе с этим с грузинской стороны неоднократно велись обстрелы мест расположения российских воинских частей и их жилых городков. Военнослужащие подвергались унизительным обыскам, оскорблениям и даже избиениям со стороны грузинских военизированных формирований.

После распада СССР, когда  Молдавия, как и другие республики, вышла из Союза, приднестровцы в  Тирасполе объявили, что отделяются от Молдавии. Свое намерение они  аргументировали тем, что большинство  жителей территории являются русскими и украинцами и в 1940 г. их насильственно  объединили с молдаванами. Руководство  Молдавии к территориальному разделу  отнеслось крайне отрицательно и  попыталось силой восстановить целостность  республики. Вспыхнула война. Активные боевые действия велись с весны 1992 г. В начале 1997 г. при посредничестве России начались переговоры между Кишиневом  и Тирасполем об окончательном урегулировании ситуации в Приднестровье, которые  завершились 8 мая подписанием в  Кремле Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой  Молдова и Приднестровской Республикой. Конфликтующие стороны удалось  привести к компромиссу — они  согласились строить свои отношения  “в рамках общего государства, в границах Молдавской ССР на январь 1990 г.”. Однако заметного прогресса достичь  не удалось. Сохранялась перманентная неустойчивость в отношениях между  Кишиневом и Тирасполем не столько  из-за недавнего кровавого конфликта, сколько из-за серьезных расхождений  по политико-экономическим проблемам. Во-первых, жители Приднестровской  Молдавской Республики опасались возможной  в будущем “румынизации” Молдавии. Во-вторых, они имели диаметрально противоположные взгляды по целому ряду ключевых проблем, таких, как осуществление  экономических реформ, взаимоотношения  с международными финансовыми институтами, сотрудничество с НАТО и странами СНГ. Разное у них отношение и  к присутствию в Приднестровье  российских военнослужащих, которых  там к тому времени оставалось всего-навсего 2,5 тыс. чел., а также  к миротворческим силам.

В результате вооруженных  конфликтов на постсоветской территории возникли значительные потоки беженцев, вынужденных переселенцев и перемещенных лиц. В конце 1996 численность вынужденных  мигрантов из зон вооруженных  конфликтов составляла около 2,4 млн. человек, в том числе 714 тыс. человек - в  России, 853 тыс. - в Азербайджане, 396 тыс. - в Армении, 287 тыс. - в Грузии. Однако многие мигранты из зон конфликтов не имели и не имеют соответствующего статуса. Бегство от войны и погромов шло по трем каналам: перемещение во внутренние районы государства, выезд в другие страны постсоветского пространства и эмиграция в дальнее зарубежье. Не менее 5 млн. человек бежали с территории, охваченных этнополитическими и региональными конфликтами. Одной из основных стран, принимавших мигрантов из зон этнических конфликтов, как во время конфликта, так и в ближайшие предшествующие и последующие годы, была и остается Россия.

Массовые перемещения  людей, спасавшихся бегством от тягот  войны и этнических чисток, кардинально  изменили этнический состав ряда территорий. В результате бегства азербайджанцев из Армении численность азербайджанской  общины сократилась до 8 тыс. человек. Аналогичная ситуация и в Азербайджане, в котором армянская община, насчиты  вающая в 1989 г. 391 тыс. человек, практически  перестала существовать. Подавляющая  часть грузинского населения, проживавшего в Абхазии, вследствие этнических чисток, практиковавшихся абхазскими властями, бежали во внутренние районы Грузии; несколько  десятков тысяч грузин прибыли из Южной Осетии. Русскоязычное население  покидало государства, охваченные конфликтами, переселяясь преимущественно в  Россию.

Чувство неуверенности в  ближайшем будущем, которое испытывает население в зонах конфликтов, способствует отсрочке браков, отказу от рождений или откладыванию появления  детей, разрыву или ослаблению семейных связей, все это сказывается на снижении показателей рождаемости  и брачности. В особенно тяжелом  положении находятся беженцы. Многие супружеские пары вынуждены проживать  раздельно, зачастую в разных местностях. Одно из ранних обследований показало, что 7% беженцев оставили супруга, а 6% детей  на прежнем месте жительства. Все  это, конечно, не способствует появлению  детей. Образование новых брачных  пар у беженцев также затруднено распадом сложившихся родственных  и социальных связей, слабыми контактами с местным населением. Массовые перемещения, характерные для периода конфликта, существенно изменяют возрастно-половой  состав населения. Места постоянного  проживания покидают, в первую очередь, женщины, дети, престарелые. Во время  конфликта в Приднестровье среди  прибывших в правобережную часть  Молдавии женщины и дети составляли 91,4% перемещенных лиц, в том числе  дети - 56,2%. Повышенная доля детей (29%) зафиксирована  и среди вынужденных мигрантов, зарегистрированных в России в 1992-1993 гг., когда среди них преобладали  прибывшие из зон конфликтов. С  другой стороны, именно эти, наиболее уязвимые группы населения, в последнюю очередь возвращаются в места постоянного проживания. [5.,С.68-71]

 

§ 5 Предотвращение новых «Джихад» и «Кретсовых походов»

 

Джихад (араб. — священная война, война за веру; буквально — усердие, рвение), одно из предписаний ислама, опирающееся на Коран (например, сура 9, стих 29), согласно которому все боеспособные мусульмане должны вести "священную войну" против "неверных".


 

Кресто́вые походы — серия военных походов из Западной Европы, направленных против мусульман. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины[1], в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап.

Для предотвращения новых  джихад и крестовых походов :

Необходимо уважать право народов  и религиозных общин выбирать, жить ли им по законам секулярного  гуманизма или, положим, по законам  ортодоксального иудаизма, шариата, целостного христианского мировоззрения  или верований коренных народов. Вопрос о том, является ли религия "частным  делом" человека или по крайней  мере одной из основ общественного  устройства, для многих людей остается открытым. Не следует его "закрывать" и на уровне международных организаций. Объединенные Нации, на наш взгляд, призваны поддерживать межцивилизационный диалог, направленный на сосуществование  традиционных и гуманистическо-либеральных  ценностей. Более того, следует стремиться к большей гибкости международного права и универсальных политических решений, дабы устранить диктат обезбоженного  миропонимания над волей индивидуумов, общин, народов.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема конфликтов на религиозной  почве не нова. Такие конфликты  всегда существовали, существуют и  будут существовать. Люди всегда будут  искать причины для ненависти. Такова видимо природа человека.

Что касается религиозных  конфликтов, то здесь вообще порою  доходит до полного абсурда. Главная  мысль, на которой основаны классические религии – это любовь к ближнему, вне зависимости от вероисповедания  и национальности. Таким образом, противоборствующие стороны противоречат сами себе, догматам, на которых основано единственно верное с их точки  зрения учение. Тем более, когда речь идёт о противостояниях двух направлений  одной религии, таких как православие  и католичество в христианстве, суннизм  и шиизм в исламе. Религия –  удобное оружие для людей, преследующих свои цели, по-своему трактуя религиозные  догматы, они влияют на мнение людей, по большей части необразованных и легко поддающихся подобному  влиянию.

Таким образом, пока человек  не научится здраво мыслить, делать собственные  выводы, а не придерживаться укоренившихся  стереотипов, проблема межэтнических  и межконфессиональных конфликтов не потеряет своей актуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Андреев А. Чёрные африканцы бегут из Ливии // Независимая газета. - №218, 17 ноября 2000 г. – С. 6

2. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М., 2007. С. 187-195.

3. Десять самых значительных религиозных конфликта XX века. [Электронный ресурс]/ НГ РЕЛИГИИ. №6 от 5 апреля 2006. – Режим доступа: http://religion.ng.ru/world/2001-12-26/7_conflicts.html

4. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2001. С.54, 160

5. Мукомель В. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ//Социологические исследования. – М.: 1999. № 6. С.68-71.

6. Николаев А.И., Ушакова Т.А. Религиоведение. Учебный курс. Режим доступа:http://www.ecollege.ru/xbooks/xbook205/book/index/index.html?go=part-012*page.htm

7. Политическая конфликтология: Учебное пособие/ Под ред. С. Ланцова. – СПб., 2008. С.56-58, 60, 61, 62-65

8. Романенко С.А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце XX века. Почему и как возраждается сознание «закрытого общества»? – М., 1997. С.39-40

9. Современные международные отношения и мировая политика: учебник/ [А.В.Торкунов, И.Г.Тюлин, А.Ю.Мельвиль и др.]. – М.: Просвещение, 2005. С. 358-359

 


Информация о работе Межконфессиональные конфликты в современном мире: как предотвратить новые "Джихады" и "Крестовые походы"