Мифы и религия Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Религиозные представления и философские воззрения древних греков играли ключевую роль в их общественной и личной жизни и тем самым оказали огромное влияние на формирование всей античной и последующей мировой культуры. Следовательно, изучение религиозных традиций и философской мысли Древней Греции имеет большое значение - позволяет нам гораздо лучше понимать как прошлое, так и настоящее человечества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Мифы Древней Греции
1.1Общая характеристика древнегреческой мифологии..…… …….………....4
1.2. Мифы о богах ………………………………………………………………...5
1.3. Мифы о героях …………………………………………...............................10
1.4.Выводы по главе…………………………………………………………….15
II Отношение к светской религии и власти
2.1. Особенности религии Древней Греции......................................................16
2.2.Религиозные культы и магические обряды……………………………….20
2.3.Выводы по главе……….……...………………………………………….....25
III.Искусство

3.1.Архитектура …………………………………………………………….......26

3.2.Скульптура.…………………… …………………………............................27
3.3. Литература……………………………………………………………….....29
3.4. Праздники ………………………………………………………………………………..………….….29
3.5.Выводы по главе………………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

религоведение.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Дионис - бог  плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Культ Диониса  появился в Греции в олимпийский  период. Это проявилось в мифах  о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов. Дионис обучает людей виноградарству и виноделию, стремится избавить их хотя бы на время от забот. Это проявляется в облике вечно юного красавца Диониса. В то же время архаическое зооморфное происхождение Диониса отразилось, в частности, в мифе о пиратах, которые хотели продать Диониса в рабство, но оковы спали с рук божества, а снасти оплели виноградные лозы. Разбойники превратились по желанию Диониса в дельфинов.

1.3. Мифы о героях

Мифы о героях появляются в олимпийский период развитии мифологии и символизируют победу человека над силами природы. Рассмотрим, как это отражается в мифах о героях.

Многие герои  мифов насаждают среди людей  элементы культуры.

Например, Прометей дает людям огонь как символ технического прогресса. А поскольку Прометей упоминается и как один из создателей людей, распределявший способности, именно он наделяет смертных разумом, учит их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. За активное участие в культурной жизни человечества Зевс наказывает Прометея, так что герой еще и принимает на себя муки людей.

Геракл приносит людям такое полезное изобретение, как использование почти что в промышленных масштабах воды для очистки загрязненных территорий. Его можно по праву назвать изобретателем первого унитаза.

Немало полезных изобретений дарит миру Дедал. Он - автор первого в мире летательного аппарата, изобретатель лабиринта.

Орфея тоже можно назвать культурным героем. Пусть он не распространяет полезные механические изобретения, зато он способствует знакомству людей с шедеврами музыкальной культуры, поскольку его музыкой заслушиваются не только смертные, но и боги.

Вероятно, практически каждого героя можно считать «культурным», поскольку, совершая свои подвиги, все они помогали людям справляться с трудностями и находить выход из любой сложной ситуации, не бояться трудностей и успешно противостоять врагам, то есть наиболее важным их культурным предназначением является вселение надежды в тех, кто впоследствии прославил их.

В мифах о  героях последние часто борются  со злом не грубой физической силой, а  при помощи ума.

Например, Прометей обманом похищает у богов огонь, чтобы отдать его людям.

Геракл, зная о  том, что немейский лев неуязвим для стрел, душит его. Чтобы убить  лернейскую гидру, у которой на месте  отрубленных голов вырастали  новые, он придумал прижигать раны огнем. Эриманфского вепря Геракл поймал, загнав в снег. Стимфалийских птиц Геракл сначала напугал трещотками, изготовленными Гефестом, после чего без труда перебил. Путь к Гесперидам Геракл узнал, захватив во время сна всеведующего морского бога Нерея. Наконец, он придумал, как очистить авгиевы конюшни при помощи мощного потока воды.

Персей узнал, как добраться до нимф, обладавших крылатыми сандалиями и шапкой-невидимкой, от грай. У них герой украл единственный на троих глаз и зуб, а в обмен  граи были вынуждены указать ему  дорогу. Горгону, на которую нельзя было смотреть, чтобы не превратиться в камень, он победил, глядя на ее отражение в блестящем щите, а морское чудовище и тирана Полидекта - превратив их в камни при помощи головы Медузы.

Сизиф дважды избежал  смерти, сначала обманом заточив  в подземелье бога смерти Таната, а  потом велев своим близким не приносить богам жертвы по поводу его кончины. Аид был вынужден выпустить Сизифа из царства мертвых, куда добровольно тот уже не вернулся.

Дедал смог скрыться от Миноса, изготовив крылья из скрепленных  воском птичьих перьев.

Тесей обманул Прокруста, заставив последнего улечься на ложе, которое жестокий разбойник приготовил для убийства своих жертв. Герой выбрался из лабиринта после победы над Минотавром благодаря хитрости - он использовал нить клубка, который дала ему Ариадна.

Орфей покорил Кербера и Аида при помощи своего чудесного музыкального дара и даже получил от владыки царства мертвых разрешение забрать погибшую жену Эвридику - герою это почти удалось.

Условно типы героев, встречающихся в мифах, можно  разделить на две категории: те, которые благодаря своим сверхъестественным способностям приносят пользу людям, порой жертвуя при этом собой, и те, которые заботятся исключительно о личных интересах. Вторых, как правило, жестоко наказывают боги, первых, даже идущих наперекор воле высших сил, в итоге прощают.

К первым относятся  следующие герои.

Прометей похищает для людей огонь, учит их ремеслам, цивилизованному образу жизни. За это  его приковывают к скале и  подвергают страшным мукам: его печень клюет орел. Но в итоге Зевс прощает непокорного.

Персей спасает  мир от Горгоны Медузы, избавляет  Андромеду от чудовища, за что ему  содействуют боги и в итоге  вознаграждают.

Геракл совершает  подвиги, чаще всего убивая чудовищ, вредящих людям(немейского льва, гидру, птиц и других), за что после мучительной смерти от яда возносится в сонм богов.

Тесей по пути к  отцу избавляет сограждан от ряда жестоких разбойников, затем убивает  чудовище Минотавра в лабиринте(созданном  Дедалом).

Орфей доставляет людям эстетическое удовольствие своим  пением и игрой на музыкальных инструментах, за что даже удостаивается возможности спасти жену Эвридику. Попытка проваливается, но после смерти муж с женой воссоединяются.

Ко второй категории  героев относятся Сизиф и Дедал. Первый дважды обманывает богов, чтобы  избежать смерти и даже пленяет бога смерти Таната. За это он вынужден после смерти бесконечно вкатывать на гору валун, который каждый раз скатывается с вершины вниз. Дедал использует талант для личного обогащения и для того, чтобы сбежать вместе с сыном от тирана, но боги наказывают его смертью единственного сына Икара. Тем не менее, даже это горе не заставляет Дедала служить людям. Даже после этой трагедии он использует способности лишь в своих интересах(в частности, строит лабиринт для Минотавра).

Типовой портрет греческого героя представляется нам следующим образом. Это, как правило, человек молодой(за исключением Прометея и Дедала все перечисленные герои совершали свои подвиги с юности), физически развитый(для борьбы с чудовищами это качество незаменимо). О последнем свидетельствуют такие моменты: Прометей сумел похитить огонь у самих богов. Персей смог справиться с Медузой Горгоной. Сизиф после смерти вынужден постоянно вталкивать на гору огромный камень - слабому человеку придумали бы другое наказание. Геракл побеждает целые полчища опасных чудовищ вроде Лернейской Гидры или Немейского льва.

Герой - человек  или полубог(обычно - сын бога, иногда он получает бессмертие в награду  за подвиги или, как Геракл, даже причисляется к сонму богов).

Все герои обладают незаурядными умственными способностями или каким-то исключительным талантом в определенной области. Например, Персей использует в качестве зеркала щит, чтобы, посмотрев на Медузу Горгону, не превратиться в камень. Сизиф обманывает бога смерти Таната и даже лишает его свободы. Дедал - выдающийся изобретатель, а Орфей - замечательный музыкант.

Герои часто  противопоставляют себя богам, вступают с последними в противодействие  и нередко побеждают. Тесей, в  частности, спустился даже в царство  мертвых, чтобы добыть в жены своему другу Персефону, супругу Аида. Орфей также побывал в Аиде, чтобы спасти свою возлюбленную Эвридику, но при этом не бросал богам столь откровенный вызов, а покорил Аида и других обитателей царства мертвых своим пением. Особенно примечателен подвиг Прометея, решившегося ради людей на самопожертвование и похитившего священный огонь у богов. Поступок Сизифа, сумевшего сбежать из Аида, -- тоже проявление противодействия героев богам.

1.4.Выводы по  главе

Изучение мифов Древней Греции позволяет исследовать представления людей о природе, а также отследить ряд реальных исторических событий.

В своих поисках  защиты от страшных стихийных сил  греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм – веру в  одухотворенность неодушевленной природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов.  
Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств, частично же посвящены описанию подвигов и приключений героев – людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания и легенды, получившие широкое распространение у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В новое время они получили общее название – древнегреческой мифологии.

Значительная  часть греческого мифа представляет собой политико-религиозную историю. Персей обезглавливает Медузу, и это  означает, что эллины подчинили себе основные святилища этой богини, лишили ее жриц масок Горгоны и овладели священными конями, в Беотии было найдено древнее изображение богини с головой Горгоны и туловищем кобылицы. Двойник Персея Беллерофонт убивает ликийскую Химеру, символизируя тем самым отказ эллинов от календаря Медузы и замену его другим календарем.

Подобно легендам и сказаниям других народов древности, Древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу фабулы эпических поэм (“Илиады”, “Одиссеи”, “Теогонии”,  и т. д.), своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали.

II.Отношение к светской религии и власти

2.1.Особенности  религии Древней Греции

Главная особенность  древнегреческой религиозности  в том, что она – такой же продукт всенародного творчества, как наши волшебные сказки. Поэтому богословие эллинов столь игриво, а не напыщенно, как нравоучительные истории, сочиненные или обработанные жреческой кастой для наставления паствы. У греков нет ни идеальных Богов, ни идеальных героев, зато много поразительных чудес, захватывающих приключений, искренних эмоций и напряженных размышлений.

Конечно, религиозные  сказания эллинов тоже признаны воспитывать  людей, как и любая другая религия, но Боги и герои Эллады не всегда положительный пример для подражания. Гораздо чаще они – пример отрицательный: их неблаговидные поступки изображаются со столь отвратительными подробностями, что любой человек сделает вывод: так поступать нельзя.

Но и самые  гнусные недостатки Божеств никогда  не мешали древним грекам чтить всех, кто велик и в подвигах, и в пороках, кто способен совершить непосильное для простых смертных. Подобная почтительность объясняется и благородством натуры эллинов (способностью уважать чужое превосходство) и особенностями древнегреческого менталитета. Дело в том, что эллины не считали возможным «абсолютное совершенство», они хорошо понимали: у всего хорошего есть обратная неблаговидная сторона, великие подвиги чреваты великими преступлениями, а у большого ума - катастрофические промашки.

Классический  «благородный эллин» стремился не к  тому, чтобы стать идеальным, а  к тому, чтобы постепенно делать жизнь своего государства (полиса) хоть немножечко лучше. Да и «гармонию  тела и духа» настоящие эллины всегда предпочитали «чисто духовному  самоусовершенствованию», возведенному в абсолют всеми мировыми религиями современности.

Во всем этом Боги Древней Греции очень напоминают своих создателей. Более того, современные  ученые называют эллинских Богов  «самыми антропоморфическими (то есть человекоподобными) в истории человечества». И это, действительно, так: за редким исключением древнегреческие Боги изображались полноценными людьми без малейшей примеси сверхъестественных, звериных и просто надуманных черт и органов. За это представители иных религий упрекали эллинов в идолопоклонстве и низведении Всемогущего Вездесущего Божества до ограниченной человекообразной ипостаси.

Эллинские Боги не абстрактны – они конкретны во всем: у  каждого из них своя подробная  биография, огромное количество подвигов и злодеяний, а также особые приметы - всем известный и легко узнаваемый облик.

У каждого древнегреческого Бога был свой круг почитателей, объединяющихся в культовые сообщества, называвшиеся по-древнегречески «амфиктионии». В  амфиктионию входили полисами, родами-семьями и по одиночке. Кстати, подобная манера сплачиваться вокруг Великой личности была позаимствована и философскими школами Древней Греции, где группы людей и отдельные личности объединялись вокруг Учителя и проводили совместные церемониальные мероприятия на протяжении многих веков после его смерти.

Вместе с  тем необходимо различать у древних  эллинов культы государственные  и частные. Первые не только финансировались  за счет налогов, общей собственности  полиса и военной добычи, но и  исполнялись специальными чиновниками-жрецами, избираемыми или назначаемыми, как и прочие должностные лица. А вот частный культ (дема, рода, семьи или индивидуума) ни общественными деньгами, ни государственными служащими не обеспечивался. Каждый чтящий «частного» Бога должен был все делать сам, за свой счет, не беспокоя окружающих.

Можно различить, далее, культы государственные и  частные. Всепоглощающее значение государства  сказалось и в религиозной  сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства  не от мира сего, ни церкви как государства  в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило  не везде, однако, могло быть проведено  с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные).

Почитание государственных  и общественных Богов зачастую сводилось  к посильному участию в обрядах и празднествах. Неграждане и рабы к подобным мероприятиям допускались только в порядке исключения и далеко не везде.

Кроме вышеперечисленного необходимо хотя бы вкратце отметить следующие особенности древнегреческой  религиозной традиции:

1) Для древнего эллина долг перед государством и обществом был превыше долга перед всеми Богами.

2) В древнегреческой  религии нет ни канонизированных  текстов, ни догматов, ни общеобязательных  молитв.

Информация о работе Мифы и религия Древней Греции